СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные обстоятельства

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 8 классе. "Обособленные обстоятельства". 

Просмотр содержимого документа
«Обособленные обстоятельства»

Урок русского языка в 8 классе по теме «Обособленные обстоятельства ».


Цель урока: знакомство с обособленными обстоятельствами, выраженными одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

  1. образовательный аспект цели: формирование навыка определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

  2. развивающий аспект цели: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;

  3. воспитывающий аспект цели: воспитание творческого самовыражения; умения работать в группе.


Задачи урока:

- сформировать эмоциональный настрой;

- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;

- организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;

- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;

- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;

- обобщить изученный материал;

- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;


Методы урока:

1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)

2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)

3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)

4)методы обобщения и систематизации изученного (кодирование и декодирование информации: создание и чтение таблицы


Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная;

- групповая;

- парная

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- листы формата А3 с напечатанными словосочетаниями

- маркеры

- карточки-задания для работы в группах

- учебник под редакцией М.М. Разумовской

- цветные магниты

- шкала для оценивания, начерченная на обороте доски (прилагается в конспекте)


Тип урока: Урок – исследование (в основе системно-деятельностный подход).

Методические приёмы: повторение, создание кластера, тренировочные упражнения, волшебный квадрат, тест, исследование, формулировка выводов, обобщение, работа с учебником.

Эпиграф к уроку

Перед вами громада - русский язык.

Наслаждение глубокое зовёт вас -

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его.

Н.В.Гоголь


Ход урока:

Этап урока

Учитель

Ученик

Организационный момент

Добрый день, дорогие друзья! Рада вас видеть на очередном уроке русского языка.


Мотивация к учебной деятельности.

Перед вами громада - русский язык.

Наслаждение глубокое зовёт вас -

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его.

Н.В.Гоголь


Актуализация и пробное действие.


-Какие законы предстоит нам понять, вы скажете сегодня сами. О чём мы говорили на предыдущем уроке?

Работа в парах. (Каждой паре раздаётся лист).

Даны предложения и таблица (1 – обособленные определения, 2 - обособленные приложения), нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.

  1. Листья падая шепчутся.

  2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

  3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно

  4. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

  5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.

  6. Река пенилась вздымая валы

7. Был зимний день ясный и морозный.

8. Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

9. Задачу я решил шутя.

10. Серёжа бежал сломя голову.

Ообособленные определения

Предложения №

Ообособленные приложения Предложения №







Проверка выполненной работы.

Учитель демонстрирует номера предложений, если есть ошибки, выясняют причину обособления?

- Ребята, почему вы не отметили предложения №1,6,8,9,10? Разве нет в данных предложениях обособленных членов?

- Об обособленных определениях.

Построение знаний

Анализ имеющейся информации


- Чтобы решить возникшую перед нами проблему, давайте вспомним, что нам уже известно о деепричастии?

(Фронтальный метод работы, ответы детей оформляются в виде кластера)

(Это предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами)

- В чем же сложность употребляете подобных предложении?


















Готовясь к уроку, я прочитала замечательную притчу, где автор активно использует деепричастия. Послушайте, о чем она?

  • 1. Пушистые птенцы мирно спали в гнезде пеликана. 2.Но гадюка была совсем близко. 3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и началась расправа.4. (Получив по смертельному укусу) птенцы так и не проснулись. 5. (Довольная содеянным) злодейка уползла в укрытие. 6. Вскоре вернулся с охоты пеликан.7. «Без них нет мне теперь жизни!» - разразился он вдруг громкими рыданиями (глядя на мертвых детей). 8. «Пусть я умру вместе с ними!» 9. Он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. 10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны (окропляя тела бездыханных птенцов.) 11. (Теряя последние силы) пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо и вздрогнул… 12.О чудо! 13. Его пролитая кровь и любовь вернули птенцов к жизни ( вырвав из лап смерти). 14. И тогда ( счастливый) он испустил дух.


Понравилась она вам? Определите тему.

  • Придумайте название.

  • Назовите проблему.

  • Чему учит произведение?

«В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу». (И.Клямкин)










































Название – «Сердце отдаю детям».

Тема - родительская любовь.

Проблема родительского и сыновнего долга.

Создание проблемной ситуации.



Осознание и формулирование проблемы


1. Работа над текстом притчи в парах.

- Уместны данные деепричастия и деепричастные обороты в тексте? Каким членом предложения они являются? С какой целью они использованы?

Когда обособляются? Вы смогли правильно обособить обстоятельства, выраженные деепричастиями?

- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом?


2.Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения.


Выбор методов исследования

- В полной мере мы обладаем сведениями, чтобы ответить на вопрос: «Когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом?»

- Что в таком случае нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?












- Нет.

Целеполагание


Какова тема нашего урока?





Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать? Для чего нам это нужно?


- «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом».


Вспомнить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;

Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;

Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.

Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)


Давайте разберёмся, вернёмся к знакомым предложениям.

Всегда ли обособляются обсоятельства, выраженные деепричастным оборотом и деепричастием ?


  1. Запись 1 предложения и разбор

Листья, падая, шепчутся.

-Почему поставили запятые?

Чем осложнено предложение?

Как произносится?

А когда мы выделяем речевой фрагмент по смыслу и интонационно? Что такое обособление?

- Выделение членов предложения для придания им относительной смысловой самостоятельности, особой значимости в высказывании.

-Какой второстепенный член обособляется в этом предложении? Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)


Запись 2 предложения.

Река пенилась, вздымая валы.

Вывод: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются.


- Мы отметили, что обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются. Всегда обособляем или есть особые условия не обособить? Продолжим наше исследование.


Разбор 3 предложения.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять


-Где стоит одиночное деепричастие?

-На какой вопрос оно отвечает?

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?




-Каким членом предложения оно является?


-Каким синонимом можем заменить деепричастие?

К какой части речи приближается?

-Какой отсюда вытекает вывод?


Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу.

-Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, находится после глагола, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.

Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий.

СПАЛ СИДЯ СЛУШАЛ МОЛЧА РАБОТАЛ СТОЯ

ЧИТАЛ ЛЕЖА ВЕЗ ШУТЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ

ШЛИ НЕ СПЕША

Где мы можем найти информацию?

Чтение правила. Давайте посмотрим учебник с.188 .

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются.


Запись последнего предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову?

Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (Быстро)

Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.

- Запишите свои выводы в виде таблицы

Проверка составленной учащимися таблицы.




 Обособляются

Не обособляются 

 

1. Деепричастные обороты в любом месте предложения.

 

 

1. Деепричастия, близкие к наречиям

 2. Одиночные деепричастия.

 


  2. Фразеологические обороты.

Взаимопроверка, взаимоконтроль





























- Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.

- Оно является обстоятельством.

- тщательно.


- По значению приближается к наречию


Реализация построенного проекта.


а) Графический диктант.

1. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)

2. Он молча вышел из комнаты.

3. Трудились мы не покладая рук.

4. Разозлившись, он ударил кулаком по столу.

5. Уходя, гасите свет.

6. Очертя голову он кинулся вниз по крутому склону оврага.

7. Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом кожаном кресле.

8. На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.

9. Это упражнение выполняют стоя.

10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.


Взаимопроверка.

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

Не обособляются……

Работа с фразеологизмами

- Как называются такие словосочетания?

-Какую роль они играют?



-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот?


1 +

2 -

3 -

4 +

5 +

6 -

7 +

8 +

9 -

10 -







- Фразеологические обороты делают речь более выразительной. - Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.

Творческая работа


1 группа. Учащиеся пишут мини-сочинение по теме «Большая перемена в нашей школе» с использованием фразеологических оборотов: « сломя голову», «повесив нос», «раскрыв рот».


2 группа. Ребята заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами.

а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава).

б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос).

в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость.

г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).


3 группа Работа с фразеологическим словарём. Найдите значение фразеологизмов.

Не мудрствуя лукаво - просто, без затей

Положа руку на сердце - честно

Несолоно хлебавши- шут. Не получив ожидаемого, обманувшись в ожидаемом



Наиболее интересные ответы оцениваются.

-Итак, ребята, обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы? Почему?

-Обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы, не обособляются, т.к. утрачивают глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого.


Физминутка



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Поиграем в «Крестики- нолики» (работа в парах)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

  1. Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.

  2. Она слушала затаив дыхание.

  3. Катер, набирая скорость, дал сигнал.

  4. Не нужно было это делать спустя рукава.

  5. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.

  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.

  7. Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.

  8. Она сидела молча.

  9. Задумчиво опустив головы, люди молчали.


1

2

3

4

5

6

7

8

9


Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.


-С каким законом русского языка мы с вами познакомились?

Удалось нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?

- Напишите «Резюме» по теме урока. «Оказывается…».




(Дети работают индивидуально)

Домашнее задание.


Используя в речи деепричастия и деепричастные обороты, написать сочинение на тему «Первый день весны»


-