Урок русского языка в 8 классе
Учитель: Падерина К.С.
Тема урока Обособленные обстоятельства, выделительные знаки припенания при них.
Тип урока Урок – исследование (в основе системно-деятельностный подход).
Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, работа в рабочей карте.
Цель урока:
Познакомить учащихся с условиями, при которых обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, не обособляются. Закрепить тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями» на более сложном материале.
1)образовательный аспект цели: формирование навыка определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
2)развивающий аспект цели: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;
3)воспитывающий аспект цели: воспитание творческого самовыражения; умения работать в группе.
Задачи урока:
- сформировать эмоциональный настрой;
- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;
-организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;
- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;
- обобщить изученный материал;
- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся находить второстепенные члены предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям в соответствии с требованиями программы.
Результатом работы по развитию метапредметных навыков будет формирование УУД:
познавательные – воспитанники учатся адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения, извлекать информацию из различных источников, свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
регулятивные – учатся определять цели деятельности, последовательность действий;
коммуникативные – учатся осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
личностные - усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Методы урока:
1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)
2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)
3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)
4)методы обобщения и систематизации изученного (кодирование и декодирование информации: создание и чтение таблицы
5) методы контроля результатов обучения (письменный - «Резюме»)
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, листы формата А3 с напечатанным заданием, карточки-задания для работы в группах.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, дорогие друзья! Рада вас видеть на очередном уроке русского языка. Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами известного русского писателя Н.В. Гоголя «Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовёт вас - наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Какие законы предстоит нам понять, вы скажете сегодня сами. Знание этих законов понадобятся вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах.
Эпиграф к уроку
Перед вами громада - русский язык.
Наслаждение глубокое зовёт вас -
наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить
чудные законы его.
Н.В.Гоголь
Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите число. Далее: классная работа. Перед Вами на партах лежат цветные стикеры, на которых каждый из вас сейчас напишет свое имя и закрепит этот стикер на одном из трех облачек: отличное настроение, нейтральное настроение и нет настроения.
Ребята сегодня на протяжении всего урока, вы будете работать в «Рабочих картах»
(См. Приложения). В карте 10 заданий, выполняя которых вы оцениваете себя баллами по шкале:
- 1балл (было трудно, допустил много оценок)
-2 балла (не понял, допустил 1-2 ошибки)
-3 балла (было легко, выполнил без ошибок)
Деление на группы: собери строки из стихотворений и сформируй группу
Учитель: А теперь, ребята, я прошу Вас подойти к моему столу и вытянуть по одной волшебной полоске, которая и поможет определить состав групп для работы на уроке.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, ……………………..
махая крылом,….
(А.С.Пушкин. Узник)
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,………
Блестя на солнце, снег лежит.
(А. С .Пушкин. Зимнее утро)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
…………………………………..
По лазури весело играя.
(М. Ю. Лермонтов. Утёс)
Орфоэпическая минутка
АккурАтный, багрЯный, бордОвый, без Умолку, включИт, дефИс, договОр, донЕльзя, ворОта, бУдущий.
3. Актуализация и пробное действие
- О чём мы говорили на предыдущем уроке? ( Об обособленных определениях и приложениях)
—Что такое обособление? (Выделение членов предложения по смыслу и интонационно.)
—Какие члены предложения могут обособляться? (Второстепенные члены предложения.)
— Как выделяются обособленные члены предложения в устной речи и на письме? (В устной речи – интонацией, на письме – запятой.)
Работа в парах. Лабораторная работа.
Даны предложения и таблица (1 – обособленные определения, 2 - обособленные приложения), нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.
Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
Листья падая шепчутся.
Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
Перепачканный краской малыш выглядел смешно
Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
Река пенилась вздымая валы
7. Был зимний день ясный и морозный.
8. Мы врачи обязаны лечить людей
9. Задачу я решил шутя.
10. Серёжа бежал сломя голову.
Обособленные определения | Обособленные приложения |
Предложения № | Предложения № |
Проверка выполненной работы .
Проверяется задание.
- Ребята, почему вы не отметили предложения № 6, 2, 9, 10 ? Разве нет в данных предложениях обособленных членов?
Блиц-опрос:
- Чтобы решить возникшую перед нами проблему, давайте вспомним, что нам уже известно о деепричастии?
—Чем выражено обстоятельство? (деепричастный оборот, деепричастие)
— Что обозначают обстоятельства?
— Какие члены предложения они поясняют?
— Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают?
— Какие обстоятельства обособляются?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с текстом
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
• Прочитайте внимательно текст.
• К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы?
• Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией.
• Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
Уместны данные деепричастия и деепричастные обороты в тексте? Каким членом предложения они являются? С какой целью они использованы?
- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом?
Целеполагание
Какова тема нашего урока? ( «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом»)
Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать? Для чего нам это нужно?
Вспомнить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;
Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;
Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.
Давайте разберёмся, вернёмся к знакомым предложениям и узнаем всегда ли обособляются обсоятельства, выраженные деепричастным оборотом и деепричастием ?
Запись на доске
Листья, падая, шепчутся.
Выбирай друга (как?) не спеша.
Река пенилась, вздымая валы.
Серёжа бежал сломя голову
Комментарий
Запись 1 предложения и разбор
Листья, падая, шепчутся.
-Почему поставили запятые? Чем осложнено предложение? Как произносится?
-Какой второстепенный член обособляется в этом предложении? Чем осложнено предложение?
Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)
Запись 2 предложения. Река пенилась, вздымая валы.
-Почему поставили запятые? Чем осложнено предложение? Как произносится?
-Какой второстепенный член обособляется в этом предложении? Чем осложнено предложение?
Вывод: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются.
- Мы отметили, что обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются. Всегда обособляем или есть особые условия не обособить?
Разбор 3 предложения.
Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять
-Где стоит одиночное деепричастие?
-На какой вопрос оно отвечает?
-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?
(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)
-Каким членом предложения оно является?
(Оно является обстоятельством)
-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)
К какой части речи приближается?
( По значению приближается к наречию)
-Какой отсюда вытекает вывод?
Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу.
-Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, находится после глагола, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.
Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий.
СПАЛ СИДЯ СЛУШАЛ МОЛЧА РАБОТАЛ СТОЯ
ЧИТАЛ ЛЕЖА ВЕЗ ШУТЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ
ШЛИ НЕ СПЕША
Запись последнего предложения
Серёжа бежал сломя голову
Что значит – сломя голову?
Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)
Замените фразеологизм наречием. (Быстро)
Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.
- Запишите свои выводы в виде таблицы
Проверка составленной учащимися таблицы.
Обособляются | Не обособляются |
1. Деепричастные обороты в любом месте предложения. | 1. Деепричастия, близкие к наречиям |
2. Одиночные деепричастия. | 2. Фразеологические обороты. |
5. Первичная проверка понимания.
Докажите наличие или отсутствие обособленных (-ого) обстоятельств(-а). Определите причину обособления.
1. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
2. Он сидел против меня, облокотившись ,и ,притянув к себе ветку сирени, обрывал с нее листья.
3. Они работали засучив рукава. Он слушал затаив дыхание.
Выводы:
1.Если обособленные обстоятельства являются однородными и выражены деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, запятая ставится в соответствии с правилами, общими для всех однородных членов предложения.
2.Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда, выделяются запятыми.
3. Не обособляются фразеологические обороты. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫРАЖАЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ!
От деепричастий следует отличать наречия (как?): СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Не обособляются.
Работа с фразеологизмами
- Как называются такие словосочетания?
-Какую роль они играют? (Фразеологические обороты делают речь более выразительной)
-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот?
(Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.)
Ребята заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами.
Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять. - Наречие, наречное значение, синоним «тщательно» .
Смеясь и шутя, мы побежали к реке – дополнительное действие
Не вставайте, отвечайте сидя - синоним «с места»
Махнём не глядя, как на фронте говорят – «вслепую»
Не рекомендуется читать лёжа - «в горизонтальном положении»
Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.
Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются
Графический диктант.
1. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись, он ударил кулаком по столу.
5. Уходя, гасите свет.
6. Очертя голову он кинулся вниз по крутому склону оврага.
7. Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |
Взаимопроверка.
Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..
Не обособляются……
Поиграем в «Крестики- нолики» (работа в парах)
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н
1о | 2н | 3о |
4н | 5о | 6н |
7о | 8н | 9о |
Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца. Она слушала затаив дыхание.
Катер, набирая скорость, дал сигнал.
Не нужно было это делать спустя рукава.
Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.
Мы сломя голову неслись по ухабам.
Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.
Она сидела молча.
Задумчиво опустив головы, люди молчали.
У кого ответы совпадают, поднимите руки.
Викторина «Знаешь ли ты стихотворения, сказки и басни?»
Задание: найти обособленное обстоятельство, обособить, выписать только обособленное обстоятельство ,определить его роль в тексте.
1. «Под голубыми небесами, великолепными коврами…
(блестя на солнце, снег лежит) -А.Пушкин «Зим. утро»
2. «Кто штык точил……….(ворча сердито, кусая длинный ус)»- М.Лермонтов «Бородино»
3. «Волк ночью……………попал на псарню»
(думая залезть в овчарню) - И.Крылов «Волк на псарне»
4. «………….., друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня….»
(скользя по утреннему снегу)- А.Пушкин «Зим. Утро
5 «Буря мглою небо кроет…» (вихри снежные крутя) -А.Пушкин «Зим. вечер»
6 «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром……………..грохочет в .небе голубом. (как бы резвяся и играя) –Ф.Тютчев «Вес. гроза»
7. ……………………в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
(и шествуя важно) - Н Некрасов «Крестьянские дети»
Поднимают руки. Выводится на экран и на листочках.
Из какого произведения данный текст? (он изучался на уроке литературы).
Сторож: Видел ли ты,
Как коса в лугу скачет,
Ртом железным перекусывая ноги трав?
Оттого что стоит трава на корячках,
Под себя коренья подобрав.
И никуда ей, траве, не скрыться
От горячих зубов косы,
Потому что не может она, как птица,
Оторваться от земли в синь.
Так и мы!
(С. Есенин. Поэма «Пугачев»: мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о том, что мужики ждут нового царя — мужицкого. Таким царем представляется убитый Петр III — он бы дал народу волю. Эта мысль захватывает Пугачева).Сторож рассказывает о тяжелой народной доле).
2. Между тем узнали, что он подговаривал некоторых казаков, поселенных под Таганрогом, бежать за Кубань. Положено было отдать Пугачева в руки правительству. Возвратясь в декабре месяце, он скрывался на своем хуторе, где и был пойман; но успел убежать; скитался месяца три неведомо где; наконец, в великом посту, однажды вечером пришел тайно к своему дому и постучался в окошко.
( А.С. Пушкин «История Пугачева» :деепричастный оборот указывает на добавочное действие, уточняя время возвращения Пугачева)
3.Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали.
( А.С. Пушкин «Капитанская дочка».Подарок Гринева Пугачеву был порван, вещь была испорчена, Савельичу было жалко испорченную добротную вещь)
6. Первичное закрепление.
Подготовка к ОГЭ
Задание: Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. .
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла ,с улыбающимся лицом, с необычным для игрушки именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, он был там в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
Ответы (Взаимопроверка)
7. Контроль
Вариант 1
Задание: найдите соответствия (цифре букву), расставьте знаки препинания.
Вдали сливаясь с небом громоздились льды.
Татьяна любит не шутя.
Листья падая с деревьев ложились на землю.
Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
Она сидела молча.
Он подумав решил задачу.
Ребята весь день работали засучив рукава.
Валера взялся за работу нехотя.
Звери остановились и повернув к нам голову замерли на месте.
Колхозники работали не покладая рук.
А – предложение с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.
Б – предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием
В – предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.
Г - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.
Тест Вариант 2
Задание: найдите соответствие (цифре букву), расставьте знаки препинания.
Валера работал спустя рукава.
Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая вскочил с земли.
Снег падая на землю покрывал её пушистым одеялом.
Аркадий в автобусе ехал стоя.
Он уходя не погасил свет.
Я проснулся услышав шум за стеной.
Маша не любит работать спустя рукава.
Мне всегда казалось, что он жил играя.
Умывшись он вышел к столу.
10.Выйдя за ворота мы побрели в сторону реки
А – предложение с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.
Б – предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием
В – предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.
Г - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.
8. Подведение итогов.
Обратимся к эпиграфу урока
-Прочитайте выразительно.
-С каким законом русского языка мы с вами познакомились?
Удалось нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?
- Напишите «Резюме» по теме урока. «Оказывается…». (Дети работают индивидуально)
Ребята я хочу вам рассказать на прощание одну притчу
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!
9.Информация о домашнем задании.
Составить текст на тему: «Приход весны» с использованием обособленных членов предложения.
10.Рефлексия.
Задача: формировать у обучающихся осмысление результатов собственной деятельности.
Рефлексия
1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)
2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)
3. Урок для меня показался (коротким/длинным)
4. За урок я (не устал (а)/устал (а)
5. Материал урока мне был (понятен/не понятен,
полезен/ бесполезен, интересен/ скучен)
6. Что было трудным на уроке? (написать)
______________________________________________________________________
Спасибо за работу!
Приложение
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
ФИ__________________________________
№ | ВИДЫ РАБОТ | САМООЦЕНКА |
1 | Орфографическая минутка | |
2 | «Лабораторная работа» | |
3 | «Блиц-опрос» | |
4 | Работа с текстом | |
5 | Графический диктант. | |
6 | «Фразеология» | |
7 | «Крестики- нолики» | |
8 | Викторина | |
9 | «Потренируйся» «Прокомментируй» | |
10 | «Тест» | |
2. Лабораторная работа
Даны предложения и таблица (1 – обособленные определения, 2 - обособленные приложения), нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу. Номера каких предложений не выписали?
Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
Листья падая шепчутся.
Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
Перепачканный краской малыш выглядел смешно
Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
Река пенилась вздымая валы
7. Был зимний день ясный и морозный.
8. Мы врачи обязаны лечить людей
9. Задачу я решил шутя.
10. Серёжа бежал сломя голову.
Обособленные определения Предложения № | Обособленные приложения Предложения № |
| |
4. Работа с текстом
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
• Прочитайте внимательно текст.
• К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы?
• Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией.
• Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
• Проанализируйте условия обособления обстоятельств. Какое условие
5. Графический диктант
7.«Крестики- нолики»
9.Подготовка к ОГЭ. «Потренируйся» «Прокомментируй»
Задание: Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. .
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла ,с улыбающимся лицом, с необычным для игрушки именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, он был там в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.