«Обособление согласованных приложений»
Цели урока:
Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений.
Познакомить учащихся с понятием обособления приложений, условиями обособления согласованных приложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные приложения в предложении, правильно ставить знаки препинания при них, интонационно правильно произносить их.
Развивать память, логическое мышление, умение делать выводы, воображение, выразительность речи.
Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.
Создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.
Оборудование: Компьютер, проектор, таблицы «Обособленные определения», «Обособленные приложения», запись на доске, таблички, карточки с заданиями.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного на прошлом уроке.
3.Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов.
Ход урока.
2) Сообщение темы, озвучивание целей урока.
У.- Тема урока «Обособление согласованных приложений». Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Дети отвечают)
Д.-Мы должны уметь находить приложения, интонационно правильно их произносить, правильно расставлять знаки препинания при них. Узнать условия обособления и не обособления приложений
3)Лексическая работа.
У.-Что же такое приложение?
Д.-Приложение- это второстепенный член предложения; особый вид определения, выраженный именем существительным, согласующимся с определяемым словом в числе и падеже. Приложение дает другое название предмета: река-красавица, радуга-дуга, садовод-любитель. Указывает на профессию, возраст, степень родства, национальность, название, качество предмета( умница-дочка), название газет, журналов, художественных произведений.
2.Повторение изученного на прошлом уроке.
1) Вспомним правило.
У.- Когда происходит обособление определений?
Д.-1. Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению. (Усталая, она не могла идти дальше).
2.Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного.(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)
3.Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного.(Мартовская ночь , облачная и туманная, окутала землю.)
4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение
( чаще всего причинное).( Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.)
3.Изучение нового материала.
1) Работа по таблице
У. Продолжаем знакомиться с обособленными членами предложения, Понаблюдаем за примерами обособления приложений и сделаем выводы.
Прочитайте интонационно правильно предложения .
Приложения обособляются.
1)Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни. (Относится к личному местоимению).
2)Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (Стоит после имени собственного.
3) На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа. (Стоит после определяемого существительного).
4) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению. (В значении « по причине».
5) Слава его (Крылова) как баснописца не могла не затмить его славы как комика. ( В значении «в качестве»).- не обособляется.
6)К брату зашел наш сосед, студент. (Приложение после нарицательного существительного, приложение одиночное, пояснительное слово)
7)Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.(Имя собственное в роли обособленного приложения, поясняет)
8)Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.(Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии).
9)Рядом помещалась коморка- хранилище каталогов. (Вместо запятой может ставиться тире, если приложение стоит в конце предложения или относится к одному из однородных членов предложения.)
2)Использование проектора, разбор предложений (сначала совместно, затем по вариантам)
У.-Выписать предложения, расставить знаки препинания, объяснить причину обособления.( Через проектор). Первые 4 предложения разбираем вместе, далее-1 вариант-2 предложения, 2 вариант-2 предложения.
5.Подведение итогов.
Итоговый тест.
1. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.
2. Объясните постановку запятых в предложении:
Кругом было поле, безжизненное, унылое.
1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.
3. Объясните постановку запятой в предложении:
Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.
1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.
4. Объясните постановку запятой в предложении:
Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
1) определение стоит перед определяемым словом;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.
5. Укажите предложение с обособленным приложением:
1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.
6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:
1) Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.
7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:
1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.
Ключ:
1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1).