СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая цель: актуализировать и восстановить знания о принципе деления согласных звуков на твёрдые и мягкие; парных и непарных согласных по твёрдости – мягкости; способах обозначения мягкости согласных на письме; отработка умений применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Просмотр содержимого документа
««Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».»

Дата: 09.12.2019

Класс: 5

Учитель: Наумлинская Е. Н.

Предмет: русский язык

Тема урока: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

Методическая цель: актуализировать и восстановить знания о принципе деления согласных звуков на твёрдые и мягкие; парных и непарных согласных по твёрдости – мягкости; способах обозначения мягкости согласных на письме; отработка умений применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели и задачи урока:

1) предметные:

  • систематизировать и повторить материал по теме «Фонетика. Орфография»;

  • способствовать закреплению знаний особенностей образования согласных звуков, их состав, пары согласных по твёрдости – мягкости, а также непарные согласные, элементы транскрипции, правило употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных;

  • способствовать закреплению умения различать в словах твёрдые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного;

  • находить в словах мягкий согласный, употреблять ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарём, разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного, ь в неопределённой форме глагола и разделительным ь;

2) метапредметные:

  • способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

  • умение поставить цель и организовать её достижение;

  • способность к нормотворчеству;

  • рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка;

3) личностные:

  • желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

  • способствовать воспитанию любви к языку как к духовной ценности.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.

Оборудование: презентация, снежинки - настроение, снежинка – вопросник, карточки, правила, видео - физминутка.







Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок. Перед вами на парте лежат три снежинки: зеленая – «Я готов активно работать на уроке», желтая – «средняя степень готовности, обычное настроение», красная – «Я не готов к активной работе, нет настроения!».

- Покажите, пожалуйста, ту снежинку, которая соответствует вашему настроению.


2. Актуализация и пробное учебное действие.


1. Синтаксическая разминка. Работа по карточкам.

- Запишите число, классная работа. Проведем синтаксическую разминку по карточкам


Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю ..


1.1.Взаимопрверка.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по этому бланку правильных ответов. Поставьте плюс – за правильный ответ, минус – неправильный ответ. Я поставлю окончательную оценку после урока.


Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я.


2 Игра «Снежинка»

- А сейчас мы «погадаем» на снежинке (как на ромашке). Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит - не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает.

Вопросы:

1 Что изучает фонетика? (звуки речи)

2 Чем звук отличается от буквы? (звуки слышим - произносим, а буквы пишем и видим)

3 Какими бывают согласные звуки? (глухие - звонкие, твердые - мягкие, парные - непарные)

4 Гласные звуки бывают ударные и безударные? (да)

5 Букв в русском алфавите 23? (нет, 33)

6 Сколько гласных букв? (10)

7 Сколько согласных букв? (21)

8 Гласных звуков 10? (нет, 6)

9 Согласных звуков 36? (да)

10 Сколько всего звуков в русском языке? (42)

11 Ь и Ъ обозначают звуки? (звуков не обозначают)

12 Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме? (да)

13 Каллиграфия – это часть речи? (нет, это искусство писать четким красивым почерком)

14 Что такое алфавит? (буквы, расположенные в определенном порядке)

15 Назовите сигналы мягкости согласных. (ь, е, ё, ю, я, и)

16 Всегда мягкие согласные? (ч, щ, й)

17 Всегда твердые согласные? (ж, ш, ц)


- С гаданием справились!

- А теперь посмотрите на слайд. 2 слайд – 5 слайд

- Назовите изображенных животных (Белка, бабочка, зонтик, лимон, перец, помидор, кит, тюлень). Запишите их в столбик.

- Выделите первый звук в каждом слове. Чем они отличаются? Какие слова начинаются с твёрдых согласных звуков? В каких словах первый согласный мягкий?

- Выделите в слове ТЮЛЕНЬ согласные звуки. Мягкие они или твёрдые? 6 слайд

- Какими буквами обозначена на письме мягкость каждого из этих согласных?

(Мягкость обозначена гласными буквами И, Е, Ё, Я и Ь) 7 слайд


3 Выявление места и причины затруднения

- Какая буква в этом ряду «лишняя»? Почему? (Ь, не обозначает звука)

- Прочитайте стихотворение

Мягкий знак – хитрый знак, 8 слайд

Не сказать его никак:

Он не произносится,

Но в слово часто просится!

- Тема нашего урока… 9 слайд

Записать тему урока.


4 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Каковы же цели нашего урока?

- Чему мы будем учиться на уроке? (находить мягкий знак в слове, выявить роль ь для обозначения мягкости согласных, повторить роль гласных для обозначения мягкости на письме).

Формулирование целей вместе с учащимися.

- Прочитайте слова. 11 слайд

- Объясните лексическое значение слова ЛАЗУРЬ. 10 слайд

- Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные. 11 слайд

Дом сон рысь лазурь лань забор морс фасоль июль январь мост

- Сравните, сколько в словах звуков и букв.

- Объясните, почему в словах с мягким знаком звуком меньше, чем букв? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, он не дает звука)

- А теперь представьте, мы читаем… Стр. 138-139.

- Обратимся к учебнику. Прочитайте теоретический материал на стр. 140.

- Когда же мы пишем Ь для обозначения мягкости? (на конце слова (кроме шипящих); в середине слова; мягкость [л] всегда обозначается Ь; ь не пишется )

- А всегда ли пишется мягкий знак? (правило стр. 139)

- Какой вывод о роли мягкого знака можно сделать? (правило на доске: ь пишется на конце слова, в середине слова, мягкость [л] всегда обозначается ь; ь не пишется в сочетаниях ч и щ с другими согласными: чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ)


5 Физминутка

- Я буду называть слова, если в слове есть “Ь” вы поднимаете руки высоко, а если нет “Ь”, то наклон вперед.

Дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина

Гимнастика для глаз видео


6 Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Запишите предложения правильно (самостоятельно). Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. 12 слайд

Трещит на морозе (ели). (Медведи) не бродит по лесу. Спит в берлоге мохнатый (звери).

- В каком числе стоят слова в скобках? Как вы их изменили?

- Объясните, почему изменилось количество слогов в этих словах?


7 Первичное закрепление с комментированием. Работа у доски.

Упражнение 303 (по цепочке)

Диктант «Плюс-минус»

- Если в слове есть мягкий знак, то ставите плюс, если мягкий знак не пишется, то ставите минус.

Мощный, семья, большой, каменщик, борьба, судьба, сердечко, просьба, долька, Сонька, зорька, спорщик, помощник.

(-++-++-++++--) проверка по эталону в парах

- Проверьте. 13 слайд


8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение на слайде. Переписать. Подчеркнуть орфограммы. 14 слайд


9 Рефлексия учебной деятельности, оценивание, домашнее задание

- Наш урок подошел к концу. Сегодня мы обсуждали важную проблему - обозначение мягкости на письме. И поняли, что 15 слайд

1.Мягкий знак служит для …. (Дальше дополним предложение)

2 В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ мягкий знак …

3 Мягкость согласного Л всегда обозначается ….Ь

- Оценки за урок…

- А теперь нам осталось записать домашнее задание: выучить правила стр. 139-140, выполнить упр. 304.

- Сдайте свои тетради для проверки…

16 слайд





































Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю ..



Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю ..



Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю ..



Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю ..





Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю ..

Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я.




Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я.



Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я.



Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я.



Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев.


Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я.


Что изучает фонетика?

Чем звук отличается от буквы?

Какими бывают согласные звуки?

Гласные звуки бывают ударные и безударные?

Букв в русском алфавите 23?

Сколько гласных букв?

Сколько согласных букв?

Гласных звуков 10?

Согласных звуков 36?

Сколько всего звуков в русском языке?

Ь и Ъ обозначают звуки?

Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме?

Каллиграфия – это часть речи?

Что такое алфавит?

Назовите сигналы мягкости согласных.

Всегда мягкие согласные?

Всегда твердые согласные?