Дата: 09.12.2019
Класс: 5
Учитель: Наумлинская Е. Н.
Предмет: русский язык
Тема урока: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».
Методическая цель: актуализировать и восстановить знания о принципе деления согласных звуков на твёрдые и мягкие; парных и непарных согласных по твёрдости – мягкости; способах обозначения мягкости согласных на письме; отработка умений применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели и задачи урока:
1) предметные:
систематизировать и повторить материал по теме «Фонетика. Орфография»;
способствовать закреплению знаний особенностей образования согласных звуков, их состав, пары согласных по твёрдости – мягкости, а также непарные согласные, элементы транскрипции, правило употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных;
способствовать закреплению умения различать в словах твёрдые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного;
находить в словах мягкий согласный, употреблять ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарём, разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного, ь в неопределённой форме глагола и разделительным ь;
2) метапредметные:
способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;
умение поставить цель и организовать её достижение;
способность к нормотворчеству;
рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка;
3) личностные:
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
способствовать воспитанию любви к языку как к духовной ценности.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.
Методы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.
Оборудование: презентация, снежинки - настроение, снежинка – вопросник, карточки, правила, видео - физминутка.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок. Перед вами на парте лежат три снежинки: зеленая – «Я готов активно работать на уроке», желтая – «средняя степень готовности, обычное настроение», красная – «Я не готов к активной работе, нет настроения!».
- Покажите, пожалуйста, ту снежинку, которая соответствует вашему настроению.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
1. Синтаксическая разминка. Работа по карточкам.
- Запишите число, классная работа. Проведем синтаксическую разминку по карточкам
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю .. |
1.1.Взаимопрверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по этому бланку правильных ответов. Поставьте плюс – за правильный ответ, минус – неправильный ответ. Я поставлю окончательную оценку после урока.
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я. |
2 Игра «Снежинка»
- А сейчас мы «погадаем» на снежинке (как на ромашке). Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит - не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает.
Вопросы:
1 Что изучает фонетика? (звуки речи)
2 Чем звук отличается от буквы? (звуки слышим - произносим, а буквы пишем и видим)
3 Какими бывают согласные звуки? (глухие - звонкие, твердые - мягкие, парные - непарные)
4 Гласные звуки бывают ударные и безударные? (да)
5 Букв в русском алфавите 23? (нет, 33)
6 Сколько гласных букв? (10)
7 Сколько согласных букв? (21)
8 Гласных звуков 10? (нет, 6)
9 Согласных звуков 36? (да)
10 Сколько всего звуков в русском языке? (42)
11 Ь и Ъ обозначают звуки? (звуков не обозначают)
12 Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме? (да)
13 Каллиграфия – это часть речи? (нет, это искусство писать четким красивым почерком)
14 Что такое алфавит? (буквы, расположенные в определенном порядке)
15 Назовите сигналы мягкости согласных. (ь, е, ё, ю, я, и)
16 Всегда мягкие согласные? (ч, щ, й)
17 Всегда твердые согласные? (ж, ш, ц)
- С гаданием справились!
- А теперь посмотрите на слайд. 2 слайд – 5 слайд
- Назовите изображенных животных (Белка, бабочка, зонтик, лимон, перец, помидор, кит, тюлень). Запишите их в столбик.
- Выделите первый звук в каждом слове. Чем они отличаются? Какие слова начинаются с твёрдых согласных звуков? В каких словах первый согласный мягкий?
- Выделите в слове ТЮЛЕНЬ согласные звуки. Мягкие они или твёрдые? 6 слайд
- Какими буквами обозначена на письме мягкость каждого из этих согласных?
(Мягкость обозначена гласными буквами И, Е, Ё, Я и Ь) 7 слайд
3 Выявление места и причины затруднения
- Какая буква в этом ряду «лишняя»? Почему? (Ь, не обозначает звука)
- Прочитайте стихотворение
Мягкий знак – хитрый знак, 8 слайд
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится!
- Тема нашего урока… 9 слайд
Записать тему урока.
4 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Каковы же цели нашего урока?
- Чему мы будем учиться на уроке? (находить мягкий знак в слове, выявить роль ь для обозначения мягкости согласных, повторить роль гласных для обозначения мягкости на письме).
Формулирование целей вместе с учащимися.
- Прочитайте слова. 11 слайд
- Объясните лексическое значение слова ЛАЗУРЬ. 10 слайд
- Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные. 11 слайд
Дом сон рысь лазурь лань забор морс фасоль июль январь мост
- Сравните, сколько в словах звуков и букв.
- Объясните, почему в словах с мягким знаком звуком меньше, чем букв? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, он не дает звука)
- А теперь представьте, мы читаем… Стр. 138-139.
- Обратимся к учебнику. Прочитайте теоретический материал на стр. 140.
- Когда же мы пишем Ь для обозначения мягкости? (на конце слова (кроме шипящих); в середине слова; мягкость [л] всегда обозначается Ь; ь не пишется )
- А всегда ли пишется мягкий знак? (правило стр. 139)
- Какой вывод о роли мягкого знака можно сделать? (правило на доске: ь пишется на конце слова, в середине слова, мягкость [л] всегда обозначается ь; ь не пишется в сочетаниях ч и щ с другими согласными: чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ)
5 Физминутка
- Я буду называть слова, если в слове есть “Ь” вы поднимаете руки высоко, а если нет “Ь”, то наклон вперед.
Дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина
Гимнастика для глаз видео
6 Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
- Запишите предложения правильно (самостоятельно). Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. 12 слайд
Трещит на морозе (ели). (Медведи) не бродит по лесу. Спит в берлоге мохнатый (звери).
- В каком числе стоят слова в скобках? Как вы их изменили?
- Объясните, почему изменилось количество слогов в этих словах?
7 Первичное закрепление с комментированием. Работа у доски.
Упражнение 303 (по цепочке)
Диктант «Плюс-минус»
- Если в слове есть мягкий знак, то ставите плюс, если мягкий знак не пишется, то ставите минус.
Мощный, семья, большой, каменщик, борьба, судьба, сердечко, просьба, долька, Сонька, зорька, спорщик, помощник.
(-++-++-++++--) проверка по эталону в парах
- Проверьте. 13 слайд
8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упражнение на слайде. Переписать. Подчеркнуть орфограммы. 14 слайд
9 Рефлексия учебной деятельности, оценивание, домашнее задание
- Наш урок подошел к концу. Сегодня мы обсуждали важную проблему - обозначение мягкости на письме. И поняли, что 15 слайд
1.Мягкий знак служит для …. (Дальше дополним предложение)
2 В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ мягкий знак …
3 Мягкость согласного Л всегда обозначается ….Ь
- Оценки за урок…
- А теперь нам осталось записать домашнее задание: выучить правила стр. 139-140, выполнить упр. 304.
- Сдайте свои тетради для проверки…
16 слайд
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю .. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю .. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю .. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю .. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В .. Д Е Ё .. З И Й .. Л М .. О П Р .. Т У Ф Х Ц .. Ш Щ Ъ .. Ь Э Ю .. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я. |
Запишите по алфавиту фамилии писателей. Акунин, Белов, Булгаков, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев. |
Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я. |
Что изучает фонетика? |
Чем звук отличается от буквы? |
Какими бывают согласные звуки? |
Гласные звуки бывают ударные и безударные? |
Букв в русском алфавите 23? |
Сколько гласных букв? |
Сколько согласных букв? |
Гласных звуков 10? |
Согласных звуков 36? |
Сколько всего звуков в русском языке? |
Ь и Ъ обозначают звуки? |
Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме? |
Каллиграфия – это часть речи? |
Что такое алфавит? |
Назовите сигналы мягкости согласных. |
Всегда мягкие согласные? |
Всегда твердые согласные? |