МО «Хоринский район»
Центральный образовательный округ № 1
Окружная научно-практическая конференция
«Я – личность!»
МАОУ «Хоринская сош №1 им. Д.Ж.Жанаева»
Тема: «Образ лисы в русских народных сказках и в баснях И.А. Крылова»
Направление: «Волшебное перо»
| Выполнила: Алексеева Алина, 5 класс Руководитель: Скворцова Лариса Валентиновна учитель русского языка и литературы |
с. Хоринск
2025 год
Оглавление
Введение……………………..………………………………………………………….3
1. Основная часть……………………………………………………………………… 4
1.1. Лиса – один из самых красивых хищников…………………………….………...4
1.2. Образ лисы в русских народных сказках …….......................................................5
1.3.Образ лисы в баснях И.А. Крылова ………………………………………………9
2. Практическое исследование………………………………..………………………11
2.1. Анкетирование учащихся………………………………………………………...11
3. Заключение ………………………………………………………………………...13
4. Литература…………………………………………………………………………..14
Введение.
Цель исследования — проанализировать и сопоставить образ лисы в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.
Исходя из цели работы, определила постановку и решение следующих задач:
1. Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лисы.
2. Обозначить проблему, которая раскрывается с помощью образа лисы в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.
3. Выяснить какую роль играет образ лисы в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.
4.Определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через отношение лисы и других героев.
Объект исследования – образ лисы в сказках и баснях И.А. Крылова.
Предмет исследования: русские народные сказки и басни И.А. Крылова.
Методы исследования:
1) Подбор литературы и интернет – источников по теме;
2) Чтение книг, анализ текста, поиск информации о лисе в разных источниках;
3) анкетирование, анализ результатов.
Гипотеза: предположим, что лиса – это не только хитрый персонаж русских народных сказок и басен, но и очень умный. Всегда ли в сказках и баснях лиса выступает, как отрицательный герой.
Актуальность работы: выбранная тема показалась мне интересной потому, что можно проанализировать и сопоставить, какая лиса в сказках, и какая в баснях, всегда ли «выходит сухой из воды» или получает заслуженное наказание за хитрость, обман и воровство, а также выявить черты характера лисы и как они сопоставляются с человеческими качествами, определить сущность образа лисы.
Теоретическая значимость: исследование образа лисы играет важную роль в произведениях (баснях и сказках), авторы сравнивают лису с людьми, «наградив» четвероногого персонажа человеческими качествами, чтобы на примере лисы человек смог увидеть в некоторых ситуациях и самого себя со стороны или других людей.
Практическая значимость: материал можно использовать на уроках литературы, на факультативных занятиях, при написании сочинения.
-
Основная часть
-
Лиса – один из самых красивых хищников
Лиса живет в Европе, и в Азии, и в Америке, и в Африке. Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что её очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.
Лиса – великолепный охотник. В хорошую и ясную погоду лиса целый день пропадает на охоте, терпеливо выслеживая и ловя добычу, проявляя при этом чудеса ума и изобретательности. Чаще всего её добычей становятся полевые мыши, домашние и дикие птицы и зайцы. Но не откажется лиса и от такой пищи, как дождевые черви, с большим удовольствием лакомиться сочными фруктами и ягодами. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам. По прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие-нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочитает ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. Для того чтобы прочитать лисьи следы на снегу, надо быть настоящим мастером-следопытом, такие мудреные письмена не каждому по плечу.
Помимо наблюдательности и сообразительности, у неё отличная память, хорошее обоняние и замечательный острый слух. Разные сказки, и басни и пословицы наделяют лису такими отрицательными качествами, как лживость, изворотливость, коварство. Но у лисы есть враги. Люди охотятся на лис из-за их красивой шкуры. Вот и приходится ей быть такой хитрой.
Вообще-то зоологи не применяют к животным такие человеческие характеристики, как «хитрый». А вот что точно можно сказать про обыкновенную лисицу, так что это зверь, обладающий довольно сложным поведением. Лисица относится к отряду псовых, но на охоте порой проявляет кошачьи повадки и ведет себя как хищник-засадник: выслеживает и подкарауливает добычу. Так бывает, когда лисица мышкует. Хотя может и преследовать добычу совершенно по-собачьи – гнаться за ней. Способы охоты у лисы разнообразны. В экологии это называется широкой специализацией. И это понятно: лисы распространены очень широко – от тундры до пустыни.
Что касается сказочного пристрастия лисы к «петушатинке», то в этом есть большая доля истины. Лисица может подкараулить и поймать птицу, вполне справляется со взрослым петухом. Она даже с зайцем может справиться, а заяц гораздо крупнее петуха. И лиса действительно утаскивает пойманную птицу – не ест ее на месте. Так что и жалобная песенка пойманного петушка «Несет меня лиса за темные леса», и сюжет, в котором лиса подкарауливала уточку по имени Серая шейка, имеют под собой реальные основания.
Хотя с точки зрения биологической целесообразности, охота на зайца или птицу не совсем подходит лисе. Челюсти у нее устроены по принципу ножниц, а не клещей, как, скажем, у хорька. В такой пасти трудно удержать добычу. Но лиса этот недостаток зубного аппарата прекрасно компенсирует поведением – видимо, это и дает основания наделять ее человеческой характеристикой «хитрая». Еще лиса ест рыбу, что в сказках тоже отмечено. Правда, в природе лиса рыбу обычно не ловит, а ищет по берегам – вдруг какую-то рыбину выбросило на берег?
Но гастрономические интересы лисы не ограничиваются мясом и рыбой. Лиса, как и ее родственница собака, любит сладкое и с удовольствием ест растительную пищу: к примеру, чернику. Не просто лакомится, а именно ест, когда черники много. В черничниках летом можно наткнуться на лисий помет. И он такой черный-черный – потому что лиса ела чернику. Вообще, лисы любят ягоды, в том числе и виноград – так что басня «Лиса и виноград» возникла не на пустом месте. Баснописец Эзоп, как известно, жил в Греции, где было много виноградников. А в Библии, в книге Песнь песней, сказано: «Ловите нам лисиц, лисинят, которые портят виноградники…». Лисы древнего Израиля, подобно лисам древнегреческим, тоже интересовались виноградом, и современные лисы вкус к винограду не утратили.
Возможно, дети с интересом отнесутся и к такой подробности: в природе лисы действительно не едят незрелых ягод и прекрасно разбираются, когда ягоды оказываются сочными и спелыми.
1.2 Образ лисы в русских народных сказках.
В русских народных сказках о животных показано то, что народ осуждал в обществе, своих врагах и даже в самом себе. Высмеивались жестокость, хвастовство, лесть, жадность. Герои сказок олицетворяют определённые человеческие качества, и именно поэтому лисой называют хитрого человека, зайцем - трусливого, волком – глупого.
Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.
В народном творчестве лиса часто носила отчество Патрикеевна, получив его от реального исторического деятеля Патрикея Наримунтовича, жившего в XIV-XV вв. Он был удельным князем служа в Новгороде, и за свою жизнь успел сделать множество хитрых и изворотливых военно-политических решений, подарив лисе свое отчество как дань его хитроумности
С древних времен образ лисы присутствовал в русских народных сказках. Главными чертами Лисы остаются её хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса преследует лишь собственные цели.
Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».
Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.
Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.
Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.
Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.
Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.
Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса может издевается над недальновидными героями, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Таким образом, этот персонаж не всегда можно отнести только к отрицательным героям.
1.3. Образ лисы в баснях И.А. Крылова
Образы животных, олицетворяющих черты человеческого характера, широко использовал в своих баснях И.А. Крылов.
И.А. Крылов родился 13 февраля 1769 года в бедной офицерской семье. С детских лет он полюбил книги и всю жизнь учился. Он издавал журналы и писал пьесы. Но знаменитым поэтом сделали Крылова басни.
Когда Крылова спрашивали, почему он пишет басни, он отвечал: «Басни понятны каждому».
«Звери мои за меня говорят», - не раз повторял баснописец. О чём только не говорят его звери – волки, лисицы, медведи! Басни Крылова высмеивают лень, праздность, хвастовство, жадность и трусость. Они учат скромности, трудолюбию, любви к Родине.
Басни Крылова стали широко известны ещё при жизни писателя. Сегодня баснописца знают народы всей нашей страны. Нет ни одного русского человека, который не использовал бы в своей речи его крылатые выражения, меткие пословицы, острые поговорки.
Много лет прошло с тех пор, как Крылов написал свои басни, но они продолжают славную жизнь в наши дни, их знают, любят и высоко ценят.
В баснях И.А.Крылова среди прочих зверей довольно часто упоминается лиса, которую Крылов высмеивает за такие отрицательные черты характера как хитрость, двуличность, эгоизм, льстивость. Бессердечной эгоисткой, глухой к чужому несчастью, но готовой поделиться тем, что не надобно ей самой («Охотно мы дарим, что нам не надобно самим»), является Лиса в басне «Волк и Лисица». Наевшись курятины и добрый ворошок припрятавши в запас, она, лежа под стогом, не прочь услужить куму Волку чужим добром.
Обладая, вместо трудолюбия и честности, хитрым, пронырливым умом, эта лакомка («Лисица и виноград») отлично пригляделась к зверям и людям и умеет не только ловко поживиться за их счет, но еще и показаться перед ними с самой лучшей стороны. Не говоря уже о Вороне («Ворона и Лисица»), которую она поддела на лесть, о простоватом крестьянине, разжалобившимся ее раскаянием и вздумавшем спасти от греха ее душу, поручив ей стеречь курятник («Крестьянин и Лисица»), она сумела даже своими медоточивыми проповедями («Добрая Лисица») приобрести всюду такую славу бескорыстной и доброй, что назначается судьей («Крестьянин и Овца»), который «судит по совести». И тут-то самым нахальным образом она обвиняет бедную овцу только для того, чтобы самой получить ее мясо.
Сам царь зверей, Лев, поручает ей строить курятник, и она строит его на удивление всем («Лиса-строитель»), и хотя оставляет лазейку для себя и подстерегают ее, но все же сумела ловко выпутаться из беды, так как уже в басне «Мор Зверей» она заседает на совете у Льва, и своей льстивой речью оправдывает грехи царя относительно овечек. Но когда один из царей лесных, какой-то уж слишком доверчивый Лев, послушался коварного друга и упал в пропасть («Лев, Серна и Лиса»), Лисица без всякой совести «в месяц до костей оглодала» того, перед кем так увивалась, когда он был в силе. А однажды она, пожалев потерять десятка два волосков из своего пушистого хвоста («Лиса»), лишилась его всего, и была рада-радехонька, что хоть осталась цела шкура. Плутовство ее на суде обнаруживается, и ее высылают за взятки в басне «Лисица и Сурок». И напрасно жалуется она на свое горькое положение Сурку, думая хоть в нем пробудить к себе участие; — она слышит только насмешливый приговор товарища: «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху». Плутни сходят ей с рук до тех пор, пока завравшись до крайности, она попадает ко Льву, и царь зверей, потеряв всякое терпение, заставил Лису понести достойное наказание («Рыбьи пляски»).
В баснях Ивана Андреевича Крылова характер лисы не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, ласкова и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.
В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!»
В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.
«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Чтоб этому была причастна я греху?»
В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.
«Послушайте меня: докажем, что в лесах
Есть добрые сердца и что…» При сих словах
Малютки бедные все трое…
Попадали к Лисе, на низ.
Что ж кумушка? – Тотчас их съела
И поученья не допела.
В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!
На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…
«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»
Но иногда, как в басне «Лиса» – промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.
«Щепотки волосков Лиса не пожалей –
Остался б хвост у ней.»
Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика:
«Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда сопровождаются выгодой.
Можно сделать вывод: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к любой ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть, использующего при этом хитрость, обман и смекалку, способного на иронию, умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
2. Практическое исследование:
2.1 Анкетирование учащихся.
Свое исследование я начала с анкетирования ребят с пятого по девятые классы. Им были заданы следующие вопросы:
1. Вы предпочитаете читать сказки или басни?
2. В каких произведениях встречается лисица?
3. Какие черты характера присущи лисице?
4. Как вы считаете, может ли лисица быть положительным героем?
Из 20 опрошенных школьников на первый вопрос ответили басни — 7, сказки - 20.
Вторым вопросом я хотела выяснить, какие сказки и басни И.А.Крылова,, в которых встречается лиса, они знают.
Русские народные сказки: «Колобок», «Кот и лиса», «Волк и лиса», «Заячья избушка». «Рукавичка» и другие.
Басни Ивана Андреевича Крылова:
-
«Журавль и лисица» - 12
-
«Лиса и ворона» - 15
-
«Волк и лиса» - 5
-
«Лиса и виноград» - 6
В
третьем вопросе ребята отметили следующие качества характера, присущие лисице:
Хитрость — 22, Ум — 6, Ловкость — 4, Коварность — 2,Смекалка — 2, Жадность-1
Н
а четвертый вопрос: «Как вы считаете, может ли лисица быть положительным героем?» Школьники ответили:
2 – воздержались (не знаю)
Итак, по результатам анкетирования можно сделать выводы: в основном образ лисицы сформирован у большинства благодаря фольклорным произведениям. Опрошенные отмечают такие качества характера лисы, как хитрость, ум и ловкость, которые встречаются не только у отрицательного героя, но и помогают положительным.
Заключение.
Лиса — действующее лицо, персонаж. Символ, позволяющий выявить: уровень образованности, доверия других действующих лиц.
Образ лисы действительно важен в произведении, ведь через поступки животных авторы учат жизни и отношению между персонажами.
Исследовав функции данного образа в фольклоре русского народа и баснях И.А. Крылова, я подтвердила выдвинутую в начале работы гипотезу: лиса – это не только хитрый персонаж русских народных сказок и басен, но и очень умный, и не всегда в сказках и баснях лиса выступает, как отрицательный герой. Основными качествами, которыми обладает лиса, является хитрость, ум и легкость вхождения в доверие, как выяснилось, - это не совсем отрицательные черты. В ходе исследования гипотеза подтвердилась.
Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху.
Однако и этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.
Список литературы
-
«Народные русские сказки». Издатель А.Н. Афанасьев.
-
«Басни И.А. Крылова». 1997 год изд. г. Самара.
-
«Сборник русских народных сказок». 1984 год изд. г. Москва, изд. «Самовар».
Источники:
-
http://p-i-f.livejournal.com/4248726.html
-
http://www.ambermuseum.ru/home/about_amber/origin
-
https://infourok.ru/issledovatelskij-proekt-na-temu-obraz-lisy-v-russkih-narodnyh-skazkah-i-basnyah-i-a-krylova-4273653.html
-
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2024/05/20/nauchno-issledovatelskaya-rabota-uchenitsy-6-klassa-obraz-lisy-v
-
https://madamelavie.ru/basni/lisa_v_basnyah_krylova/
-
https://dzen.ru/a/Zt8aqX1cWC_Cixdi
-
https://literatura.my-dict.ru/q/7219078_obraz-lisy-v-narodnyh-skazkah-i/
-
https://beribook.ru/literatura/obraz-lisy-v-basnyah-krylova.html