СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ лисы в сказках и баснях И.А. Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа рассматривает образ лисы не только как отрицательный, но и положительный с воспитательной целью

Просмотр содержимого документа
«Образ лисы в сказках и баснях И.А. Крылова»

МО «Хоринский район»

Центральный образовательный округ № 1

Окружная научно-практическая конференция

«Я – личность!»

МАОУ «Хоринская сош №1 им. Д.Ж.Жанаева»







Тема: «Образ лисы в русских народных сказках и в баснях И.А. Крылова»




Направление: «Волшебное перо»







Выполнила: Алексеева Алина, 5 класс

Руководитель:

Скворцова Лариса Валентиновна

учитель русского языка и литературы


с. Хоринск

2025 год

Оглавление

Введение……………………..………………………………………………………….3

1. Основная часть……………………………………………………………………… 4

1.1. Лиса – один из самых красивых хищников…………………………….………...4

1.2. Образ лисы в русских народных сказках …….......................................................5

1.3.Образ лисы в баснях И.А. Крылова ………………………………………………9

2. Практическое исследование………………………………..………………………11

2.1. Анкетирование учащихся………………………………………………………...11

3. Заключение ………………………………………………………………………...13

4. Литература…………………………………………………………………………..14

























Введение.

Цель исследования — проанализировать и сопоставить образ лисы в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.

Исходя из цели работы, определила постановку и решение следующих задач:

1. Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лисы.

2. Обозначить проблему, которая раскрывается с помощью образа лисы в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.

3. Выяснить какую роль играет образ лисы в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.

4.Определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через отношение лисы и других героев.

Объект исследования – образ лисы в сказках и баснях И.А. Крылова.

Предмет исследования: русские народные сказки и басни И.А. Крылова.

Методы исследования:

1) Подбор литературы и интернет – источников по теме;

2) Чтение книг, анализ текста, поиск информации о лисе в разных источниках;

3) анкетирование, анализ результатов.

Гипотеза: предположим, что лиса – это не только хитрый персонаж русских народных сказок и басен, но и очень умный. Всегда ли в сказках и баснях лиса выступает, как отрицательный герой.

Актуальность работы: выбранная тема показалась мне интересной потому, что можно проанализировать и сопоставить, какая лиса в сказках, и какая в баснях, всегда ли «выходит сухой из воды» или получает заслуженное наказание за хитрость, обман и воровство, а также выявить черты характера лисы и как они сопоставляются с человеческими качествами, определить сущность образа лисы.

Теоретическая значимость: исследование образа лисы играет важную роль в произведениях (баснях и сказках), авторы сравнивают лису с людьми, «наградив» четвероногого персонажа человеческими качествами, чтобы на примере лисы человек смог увидеть в некоторых ситуациях и самого себя со стороны или других людей.

Практическая значимость: материал можно использовать на уроках литературы, на факультативных занятиях, при написании сочинения.





  1. Основная часть

    1. Лиса – один из самых красивых хищников

Лиса живет в Европе, и в Азии, и в Америке, и в Африке. Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что её очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса – великолепный охотник. В хорошую и ясную погоду лиса целый день пропадает на охоте, терпеливо выслеживая и ловя добычу, проявляя при этом чудеса ума и изобретательности. Чаще всего её добычей становятся полевые мыши, домашние и дикие птицы и зайцы. Но не откажется лиса и от такой пищи, как дождевые черви, с большим удовольствием лакомиться сочными фруктами и ягодами. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам. По прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие-нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочитает ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. Для того чтобы прочитать лисьи следы на снегу, надо быть настоящим мастером-следопытом, такие мудреные письмена не каждому по плечу.

Помимо наблюдательности и сообразительности, у неё отличная память, хорошее обоняние и замечательный острый слух. Разные сказки, и басни и пословицы наделяют лису такими отрицательными качествами, как лживость, изворотливость, коварство. Но у лисы есть враги. Люди охотятся на лис из-за их красивой шкуры. Вот и приходится ей быть такой хитрой.

Вообще-то зоологи не применяют к животным такие человеческие характеристики, как «хитрый». А вот что точно можно сказать про обыкновенную лисицу, так что это зверь, обладающий довольно сложным поведением. Лисица относится к отряду псовых, но на охоте порой проявляет кошачьи повадки и ведет себя как хищник-засадник: выслеживает и подкарауливает добычу. Так бывает, когда лисица мышкует. Хотя может и преследовать добычу совершенно по-собачьи – гнаться за ней. Способы охоты у лисы разнообразны. В экологии это называется широкой специализацией. И это понятно: лисы распространены очень широко – от тундры до пустыни.

Что касается сказочного пристрастия лисы к «петушатинке», то в этом есть большая доля истины. Лисица может подкараулить и поймать птицу, вполне справляется со взрослым петухом. Она даже с зайцем может справиться, а заяц гораздо крупнее петуха. И лиса действительно утаскивает пойманную птицу – не ест ее на месте. Так что и жалобная песенка пойманного петушка «Несет меня лиса за темные леса», и сюжет, в котором лиса подкарауливала уточку по имени Серая шейка, имеют под собой реальные основания.

Хотя с точки зрения биологической целесообразности, охота на зайца или птицу не совсем подходит лисе. Челюсти у нее устроены по принципу ножниц, а не клещей, как, скажем, у хорька. В такой пасти трудно удержать добычу. Но лиса этот недостаток зубного аппарата прекрасно компенсирует поведением – видимо, это и дает основания наделять ее человеческой характеристикой «хитрая». Еще лиса ест рыбу, что в сказках тоже отмечено. Правда, в природе лиса рыбу обычно не ловит, а ищет по берегам – вдруг какую-то рыбину выбросило на берег?

Но гастрономические интересы лисы не ограничиваются мясом и рыбой. Лиса, как и ее родственница собака, любит сладкое и с удовольствием ест растительную пищу: к примеру, чернику. Не просто лакомится, а именно ест, когда черники много. В черничниках летом можно наткнуться на лисий помет. И он такой черный-черный – потому что лиса ела чернику. Вообще, лисы любят ягоды, в том числе и виноград – так что басня «Лиса и виноград» возникла не на пустом месте. Баснописец Эзоп, как известно, жил в Греции, где было много виноградников. А в Библии, в книге Песнь песней, сказано: «Ловите нам лисиц, лисинят, которые портят виноградники…». Лисы древнего Израиля, подобно лисам древнегреческим, тоже интересовались виноградом, и современные лисы вкус к винограду не утратили.

Возможно, дети с интересом отнесутся и к такой подробности: в природе лисы действительно не едят незрелых ягод и прекрасно разбираются, когда ягоды оказываются сочными и спелыми.

1.2 Образ лисы в русских народных сказках.

В русских народных сказках о животных показано то, что народ осуждал в обществе, своих врагах и даже в самом себе. Высмеивались жестокость, хвастовство, лесть, жадность. Герои сказок олицетворяют определённые человеческие качества, и именно поэтому лисой называют хитрого человека, зайцем - трусливого, волком – глупого.

Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.

В народном творчестве лиса часто носила отчество Патрикеевна, получив его от реального исторического деятеля Патрикея Наримунтовича, жившего в XIV-XV вв. Он был удельным князем служа в Новгороде, и за свою жизнь успел сделать множество хитрых и изворотливых военно-политических решений, подарив лисе свое отчество как дань его хитроумности

С древних времен образ лисы присутствовал в русских народных сказках. Главными чертами Лисы остаются её хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса преследует лишь собственные цели.

Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».

Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.

Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.

Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса может издевается над недальновидными героями, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Таким образом, этот персонаж не всегда можно отнести только к отрицательным героям.

1.3. Образ лисы в баснях И.А. Крылова

Образы животных, олицетворяющих черты человеческого характера, широко использовал в своих баснях И.А. Крылов.

И.А. Крылов родился 13 февраля 1769 года в бедной офицерской семье. С детских лет он полюбил книги и всю жизнь учился. Он издавал журналы и писал пьесы. Но знаменитым поэтом сделали Крылова басни.

Когда Крылова спрашивали, почему он пишет басни, он отвечал: «Басни понятны каждому».

«Звери мои за меня говорят», - не раз повторял баснописец. О чём только не говорят его звери – волки, лисицы, медведи! Басни Крылова высмеивают лень, праздность, хвастовство, жадность и трусость. Они учат скромности, трудолюбию, любви к Родине.

Басни Крылова стали широко известны ещё при жизни писателя. Сегодня баснописца знают народы всей нашей страны. Нет ни одного русского человека, который не использовал бы в своей речи его крылатые выражения, меткие пословицы, острые поговорки.

Много лет прошло с тех пор, как Крылов написал свои басни, но они продолжают славную жизнь в наши дни, их знают, любят и высоко ценят.

В баснях И.А.Крылова среди прочих зверей довольно часто упоминается лиса, которую Крылов высмеивает за такие отрицательные черты характера как хитрость, двуличность, эгоизм, льстивость. Бессердечной эгоисткой, глухой к чужому несчастью, но готовой поделиться тем, что не надобно ей самой («Охотно мы дарим, что нам не надобно самим»), является Лиса в басне «Волк и Лисица». Наевшись курятины и добрый ворошок припрятавши в запас, она, лежа под стогом, не прочь услужить куму Волку чужим добром.

Обладая, вместо трудолюбия и честности, хитрым, пронырливым умом, эта лакомка («Лисица и виноград») отлично пригляделась к зверям и людям и умеет не только ловко поживиться за их счет, но еще и показаться перед ними с самой лучшей стороны. Не говоря уже о Вороне («Ворона и Лисица»), которую она поддела на лесть, о простоватом крестьянине, разжалобившимся ее раскаянием и вздумавшем спасти от греха ее душу, поручив ей стеречь курятник («Крестьянин и Лисица»), она сумела даже своими медоточивыми проповедями («Добрая Лисица») приобрести всюду такую славу бескорыстной и доброй, что назначается судьей («Крестьянин и Овца»), который «судит по совести». И тут-то самым нахальным образом она обвиняет бедную овцу только для того, чтобы самой получить ее мясо.

Сам царь зверей, Лев, поручает ей строить курятник, и она строит его на удивление всем («Лиса-строитель»), и хотя оставляет лазейку для себя и подстерегают ее, но все же сумела ловко выпутаться из беды, так как уже в басне «Мор Зверей» она заседает на совете у Льва, и своей льстивой речью оправдывает грехи царя относительно овечек. Но когда один из царей лесных, какой-то уж слишком доверчивый Лев, послушался коварного друга и упал в пропасть («Лев, Серна и Лиса»), Лисица без всякой совести «в месяц до костей оглодала» того, перед кем так увивалась, когда он был в силе. А однажды она, пожалев потерять десятка два волосков из своего пушистого хвоста («Лиса»), лишилась его всего, и была рада-радехонька, что хоть осталась цела шкура. Плутовство ее на суде обнаруживается, и ее высылают за взятки в басне «Лисица и Сурок». И напрасно жалуется она на свое горькое положение Сурку, думая хоть в нем пробудить к себе участие; — она слышит только насмешливый приговор товарища: «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху». Плутни сходят ей с рук до тех пор, пока завравшись до крайности, она попадает ко Льву, и царь зверей, потеряв всякое терпение, заставил Лису понести достойное наказание («Рыбьи пляски»).

В баснях Ивана Андреевича Крылова характер лисы не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, ласкова и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!»

В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? – Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд – то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

Но иногда, как в басне «Лиса» – промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.

«Щепотки волосков Лиса не пожалей –

Остался б хвост у ней.»

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика:

«Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда сопровождаются выгодой.

Можно сделать вывод: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к любой ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть, использующего при этом хитрость, обман и смекалку, способного на иронию, умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

2. Практическое исследование:

2.1 Анкетирование учащихся.

Свое исследование я начала с анкетирования ребят с пятого по девятые классы. Им были заданы следующие вопросы:

1. Вы предпочитаете читать сказки или басни?

2. В каких произведениях встречается лисица?

3. Какие черты характера присущи лисице?

4. Как вы считаете, может ли лисица быть положительным героем?

Из 20 опрошенных школьников на первый вопрос ответили басни — 7, сказки - 20.

Вторым вопросом я хотела выяснить, какие сказки и басни И.А.Крылова,, в которых встречается лиса, они знают.

Русские народные сказки: «Колобок», «Кот и лиса», «Волк и лиса», «Заячья избушка». «Рукавичка» и другие.

Басни Ивана Андреевича Крылова:

  1. «Журавль и лисица» - 12

  2. «Лиса и ворона» - 15

  3. «Волк и лиса» - 5

  4. «Лиса и виноград» - 6

В
третьем вопросе ребята отметили следующие качества характера, присущие лисице:

Хитрость — 22, Ум — 6, Ловкость — 4, Коварность — 2,Смекалка — 2, Жадность-1

Н
а четвертый вопрос: «Как вы считаете, может ли лисица быть положительным героем?» Школьники ответили:

2 – воздержались (не знаю)

Итак, по результатам анкетирования можно сделать выводы: в основном образ лисицы сформирован у большинства благодаря фольклорным произведениям. Опрошенные отмечают такие качества характера лисы, как хитрость, ум и ловкость, которые встречаются не только у отрицательного героя, но и помогают положительным.

Заключение.

Лиса — действующее лицо, персонаж. Символ, позволяющий выявить: уровень образованности, доверия других действующих лиц.

Образ лисы действительно важен в произведении, ведь через поступки животных авторы учат жизни и отношению между персонажами.

Исследовав функции данного образа в фольклоре русского народа и баснях И.А. Крылова, я подтвердила выдвинутую в начале работы гипотезу: лиса – это не только хитрый персонаж русских народных сказок и басен, но и очень умный, и не всегда в сказках и баснях лиса выступает, как отрицательный герой. Основными качествами, которыми обладает лиса, является хитрость, ум и легкость вхождения в доверие, как выяснилось, - это не совсем отрицательные черты. В ходе исследования гипотеза подтвердилась.

Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху.

Однако и этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.













Список литературы

  1. «Народные русские сказки». Издатель А.Н. Афанасьев.

  2. «Басни И.А. Крылова». 1997 год изд. г. Самара.

  3. «Сборник русских народных сказок». 1984 год изд. г. Москва, изд. «Самовар».

Источники:

  1. http://p-i-f.livejournal.com/4248726.html

  2. http://www.ambermuseum.ru/home/about_amber/origin

  3. https://infourok.ru/issledovatelskij-proekt-na-temu-obraz-lisy-v-russkih-narodnyh-skazkah-i-basnyah-i-a-krylova-4273653.html

  4. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2024/05/20/nauchno-issledovatelskaya-rabota-uchenitsy-6-klassa-obraz-lisy-v

  5. https://madamelavie.ru/basni/lisa_v_basnyah_krylova/

  6. https://dzen.ru/a/Zt8aqX1cWC_Cixdi

  7. https://literatura.my-dict.ru/q/7219078_obraz-lisy-v-narodnyh-skazkah-i/

  8. https://beribook.ru/literatura/obraz-lisy-v-basnyah-krylova.html


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!