СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе.Используются методы критического мышления.

Просмотр содержимого документа
««Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»»

Урок литературы в 8 классе

«Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Цель:

  • Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи урока:

-познакомить школьников с развитием темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя;

-раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;

-прояснить авторское отношение к герою


Тип урока: урок – размышление

Оборудование: компьютер, экран, проектор.



Ход урока

1. Мотивация урока.(3 мин.)

О каком герое идёт речь в данном отрывке?

«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Напомнит нам историю жизни Самсона Вырина Колмаков Марк

Самсон Вырин – «маленький чин», бедный  смотритель почтовой станции.  Его труд тяжелый и неблагодарный. Чтобы обеспечивать свою семью самым необходимым, он вынужден терпеливо выслушивать от любого богатого проезжающего  упреки   и оскорбления в свой адрес. Жена Самсона рано умерла и он остался  жить вдвоем с дочкой Дуней. . Она была единственной радостью и отрадой в жизни станционного смотрителя.

В первый приезд рассказчика Самсон Вырин полон сил — свежий и бодрый.  Мы видим доброго и любящего человека.  Во второй приезд – через три или четыре года – он поседел, постарел, стал жалким  забитым пьяницей.

Вырин-станционный-смотритель

Проезжий гусар Минский увез в Петербург его любимую дочь – красавицу Дуню.  . Он покинут, унижен, одинок и несчастен. Он так и не смог понять, как за добро и любовь можно отплатить злом. Бороться с Минским он не может, у него нет ни денег, ни знакомств, ни прав. Защитить его некому, да он уже давно привык к унижениям. От тоски он начинает пить и умирает.

2. Актуализация знаний.(3 мин.)

Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

-маленький человек-

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «маленький человек»?

Обратимся к карточке. (Приложение 1)

Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека»

Петрова Оля объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.

("Маленький человек" в литературе – тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

«Маленький человек» — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. Создавая образ маленького человека, писатели хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.


(Приложение 2)


Сегодня мы познакомимся с одним из лучших произведений великого русского писателя Н. В. Гоголя – повестью «Шинель». «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М. Достоевский. Почему же русская литература «вышла из «Шинели», маленькой повести Н. В. Гоголя? Что же такого важного он сумел сказать об обычном, «маленьком человеке»? Попробуем в этом разобраться.

3.Работа по теме урока.(3 мин.)

Исходя из всего сказанного сформулируйте тему нашего урока.

«Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя "Шинель"». Запишите её в тетрадь


Какова будет цель урока?

  • Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;

  • Выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме;

  • Составить портрет «маленького человека» Башмачкина.


Определение позиции учащихся на начало урока с использованием дерева Блоба (Приложение 3)

.


В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь дал яркую характеристику провинциального чиновничества. «Столичная штучка» Хлестаков смеется над всеми.

А как обстоят дела в столице?

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: в него вошли повести «Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая повесть «Шинель».

Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам Зябликова Ирина.

(Ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье.)(Приложение 4)

– Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?

Для того чтобы рассмотреть образ "маленького" человека мы вернёмся к повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышляем, дадим характеристику Башмачкину.

Работа в группах.(15 мин.) Каждая группа получает задание. Над ним работают все вместе, а отвечает спикер группы

Задание 1 группе.«Знакомство с главным героем»

Выразительно прочитайте отрывок (стр.276)

В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк…


  1. Как звали главного героя?

  2. Сколько было лет герою?

  3. Какую работу выполнял Башмачкин в департаменте?

  4. Какое будущее ждало?

  5. О чём мечтал герой?

  6. Почему мечта казалась неосуществимой? Какое жалованье было у Акакия Акакиевича?

  7. Сбылась ли его мечта?

  8. Какое событие резко изменило его «счастливую» жизнь?

  9. Чем закончилась кража шинели?


Выступление 1 группы

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления 1 группы - в образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления человека-Божьего создания, когда вещь самая ничтожная становится для «маленького» человека источником беспредельной радости.


Задание 2 группы «Отношение сослуживцев к Башмачкину. Отношение Башмачкина к работе»


Прочитайте фрагмент (стр.277)

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения….

  1. Каково отношение к нему сослуживцев?

  2. Как характеризует эта сцена Башмачкина?

  3. Как он относится к своей работе? (приведите примеры из текста) Какие черты характера героя можно назвать?

  4. Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире? (спокойствие и покорность, смирение)

  5. Сочувствовали ли вы герою? Почему?


Выступление 2 группы

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления 2 группы - спокойствие, покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Гоголь подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру «маленького» человека


Задание 3 группы «Внешний образ Башмачкина»

Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из текста(стр.279)

Он не думал вовсе не думал о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нём был узенький, низенький, так что шея его казалась необыкновенно длинною... И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: ли сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; ходя по улице, поспевал под окно в то самое время, когда на него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки…

  1. Как характеризует героя этот отрывок?

  2. Можно ли сказать, что герой сам заслуживает неуважение окружающих? Почему?

Прочитайтефрагмент «За обедом»(стр.279)

  1. Как характеризует эта сцена Башмачкина?

  2. Назовите основную черту характера, которую вы осуждаете.(неряшливость)


Выступление 3 группы Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления 3 группы - заканчивается повесть грустно – умирает главный герой, так и не дождавшись понимания и поддержки со стороны окружающих, даже смерть «маленького» человека никого не интересует.


Составление кластера по группам(15 мин.) (Приложение 6)

Способы характеристики героя- каков в быту, дом, увлечения, семья, имя воспитание, образование, портрет, отношение к сослуживцам, отношение коллег к герою и т.д.

Идет работа по составленному кластеру, основанная на анализе текста. Анализируются портрет героя, описание жилища, отношение к работе и т.д.


Обобщающиевопросы после защиты кластеров:


  • Каким изобразил Акакия Акакиевича Башмачкина автор?

  • Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж?

  • Но давайте подумаем, что самое страшное в повести. Сцена ограбления? Финал?


А если поставить вопрос по-другому: почему повесть о человеке названа «Шинель»?


Ответы ребят:

  • Потому что вещь заменила человека, стала важнее всего.

  • Потому что шинель стала для человека смыслом жизни.

  • Потому что в Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали - за то, какая на нем шинель.

Конечно, нельзя сказать, что "маленький" человек - Башмачкин с богатым внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть счастливым.

Ксожалению, Акакий Акакиевич не обрёл счастья. Гоголь подчёркивает беззащитность и одиночество "маленького" человека.


  • Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать?


В повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой "маленького" человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.

Повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича. В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.


  • Каков смысл подобного финала и зачем автор использует сочетание реального и фантастического?


Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» — лицо подобревшее и смягченное.

Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

4. Рефлексия.(5мин.)

Учитель: подводим итоги урока.

  • Актуальны ли эти проблемы для нашего времени?


Ученики составляют синквейн по теме урока. (Приложение5)


Определение позиции учащихся на конец урока с использованием дерева Блоба.


Закончить наш урок я хочу притчей: В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарём в руках.

- Ты что ищешь? – спросили они.

- Я ищу человека, отвечал Демосфен и продолжал свой путь. Через некоторое время афиняне опять обратились к Демосфену.

- Так что же ты ищешь, Демосфен?

- Я ищу человека…

- Кого: его, меня?

- Я ищу ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА!

- Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Но и сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание, понимание. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались человечными, помогали друг другу, уважали остальных людей.

5. Домашнее задание. (1 мин.)

Поразмышляйте над вопросом (письменно).

Башмачкин – несчастный или посмешище?

Приложение 1.

Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение, несчастье, унижение, бесхарактерность, низкий ранг по службе.

Приложение 2

("Маленький человек" в литературе – тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

«Маленький человек» — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. Создавая образ маленького человека, писатели хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.




Приложение 3

Приложение 4


Друг Гоголя, П.В. Анненков, вспоминает: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».



Приложение 5


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом, метафора).



Приложение 6














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!