СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образ матери в музыке, живописи и литературе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ матери в разных жанрах искусства. Мать небесная и мать земная.

Просмотр содержимого документа
«"Образ матери в музыке, живописи и литературе"»

Косилова Любовь Владимировна

Курск, ЧОУ «Курская православная гимназия

во имя преподобного Феодосия Печерского»,

учитель музыки


Внеклассное мероприятие по музыке в 3 классе по теме

"Образ матери в музыке, живописи и литературе"


Цель : формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников;


Задачи:

Предметные:

- раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения православной культуры, музыки, литературы и живописи ;

- роль музыки в раскрытии образов духовной и светской культуры;

- формировать знания о понятиях уважение, любовь, милосердие, , доброта;

Развивающие:

- развивать внимание, память, умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

- развивать познавательный интерес к предмету;

-развивать творческие способности;

Воспитательные:

- приобщение обучающихся посредством музыкальной культуры к духовным ценностям;

- формирование нравственной личности;

- воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.


Планируемые результаты:

Личностные: высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведениях , отвечать на вопросы по материалу.

Основные понятия: Долг, ответственность, милосердие, сострадание, бли, любовь к маме.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.

Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа с текстом, музыкальным материалом, участие в учебном диалоге.



Прилагаемые материалы:

  • репродукции картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», В.Петров-Водкин «Мать», В Васнецов «Богоматерь с младенцем»;

  • иконы 1. «Путеводительница» («Одигитрия»); 2. «Умиление»; 3. ; 4. «Заступница» ; «Владимирская»

  • Видеоролик «Аве Мария» Шуберт, С.В.Рахманинов «Богородица Дево, радуйся»; муз. С. Лазаревой « Мама»; « Агни Парфене»

  • Презентация;

  • А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов., Нектарий Аэгинский

Ход занятия:


Приветствие.

Учитель: Сегодняшнее мероприятие я хочу начать с музыкального произведения

(звучит молитва С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!)


Приложение №1

У- Какова мысль произведения?

Д.- Богородица( Богородица – мать для всех)-совершенный образ матери

У- Вы наверное догадались о ком пойдет речь на уроке

У- слово мама- одно из самых древних на земле. Оно почти одинаково звучит на разных языках народов. Сколько тепла таит это маленькое слово, которым называют самого дорогого и единственного человека на земле.

А почему я выбрала именно эту тему - матери?

Мы говорим о маме в преддверии праздника « День матери» , который стали отмечать в России с 1988года в последнее воскресенье ноября.


У.- Ребята, тема нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия по музыке "Образ матери в музыке, живописи и литературе". ( Цель и задачи )

У.- Как вы думаете, где можно услышать музыку, которое прозвучало в начале урока?


Д.- В церкви ( другие варианты ответов)


У.- Как можно назвать это музыкальное произведение, которое исполнялось в церкви, храме.

Д.- Молитва. тропарь

У.- Кто исполняет это молитвенное песнопение ?

Д.- Хор.

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

Д.- Нет.


У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

Д- «a capella». ( различие пения у православных и католических) Приложение №3

У.- К кому она обращена?

Д.- К Богородице;

У.- это музыкальное произведение написал великий русский композитор С.В. Рахманинов и оно называется «Богородице Дево, радуйся!»;


У.- Об этом композиторе нам расскажет….( Женя )


(монолог композитора) Слайд № 4


Я, Сергей Рахманинов, в детстве любил слушать колокольный звон, старинные русские песни, древние былины. Я родился в Новгородском крае, в живописном месте у озера Ильмень недалеко от речки Волховы. Мой отец был дворянин, а мама – генеральская дочь, профессиональный историк. Но бабушка была самым дорогим мне человеком. К ней в дом приходили звонари и исполнители русских песен.

Когда я повзрослел, я любил с гордостью повторять: «Я русский композитор и моя Родина наложила отпечаток на мой характер, на мои взгляды. Моя музыка – русская музыка». И ещё: «До чего ж наш народ музыкален. Наши народные песни прекрасны. Как я их люблю!»


У.- А какое песнопение мы разучивали , посвященное Богородице?

Д.- Агни Парфэнэ , что в переводе с греческого - Пренепорочная Дева


У.- Даниил подготовил нам небольшое сообщение, историю написания этой молитвы

( рассказ) Слайд№5


- Влиятельные люди патриархии оклеветали святителя. По своему глубочайшему смирению праведник даже не попытался оправдаться...

"Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя", — говорил он в своих проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю.

Вернувшись в Афины, Владыка Нектарий Эгинский семь месяцев живет в страшных лишениях. Тщетно он ходит по инстанциям, его нигде не принимают... Именно в это время святитель Нектарий Эгинский записал молитву: Αγνή Παρθένε Δέσποινα, Άχραντε Θεοτόκε...

Произошло это так. Однажды, когда святитель Нектарий Эгинский, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием всех своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Казалось, он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом:

« Радуйся, Невеста неневестная» 

Тотчас скорбь и воспоминание о предательстве превратились в такую сладость, что святителю хотелось только благодарить Бога за все происшедшее. Пресвятая Богородица повелела святому записать эту песнь, чтобы люди пели ее вместе с ангелами... Поистине, удивительны судьбы Божии!

Впоследствии эта молитва стала известным гимном. А причина ее написания - клевета... Поистине, разве диавольская клевета не является величайшим благодеянием душе? Разве можно минуя ее запрыгнуть на небо?


(исполнение песнопения )


У,.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают) . Слайд№6 ( сообщение Попадинец Ника)

.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избранна она между женами, и от нее воплотиться Сын Божий. Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших!» Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? (дети отвечают);


У.- Именно эту молитву о Богородице С. Рахманинов воплощает в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.


У.- Давайте обратимся к образу Божией Матери. ( Слайд№7)

.- Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту великолепное произведение можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.


-Послушайте стихотворения о матери двух великих поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

- В чем разница написания 2х стихотворений ?

.- К кому обращается А.С. Пушкин


Д. - В этих строках А, С, Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. (СЛАЙД№8) (Ответы детей)


- Другое прочтение мы слышим в стихотворении М, Ю, Лермонтова

( молитва за душу человека , не за себя просит- обращается с мольбой к Божией Матери)





МОЛИТВА
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастьем душу достойную;
Дай ей спутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты воспринять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

У.- Мы знаем множество икон с изображением Божией матери.

( СЛАЙД- иконы)


- ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Ксения( справка)


Д.-. Владимирская икона Божьей Матери - одна из икон, написанных святым евангелистом Лукой по просьбе самой Богородицы . В 1 в. по Р.Х. она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в VII в. прислана в Киев великому князю Юрию Долгорукому. Сын князя Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир. С этого времени икона стала называться Владимирской. Много раз этот святой образ спасал русскую землю от нашествия.


РАЗБОР ТРОПАРЯ


У.- На Руси Божью Матерь называют Богородицей.

У.- А как ее называют в западных странах с католической верой?


Д.- Девой Марией. Мадонной. Слайд №9


У.- Посмотрите, пожалуйста, иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете - сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, под иллюстрацией посвященные Деве Марии (дети читают). Слайд№10

У.- какой цвет преобладает?

Д.- белый у Рафаэля

У.- Посмотрите на картину Васнецова. Какой цвет преобладает?

Д.- золотистый

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый - божественный.

У.- К образу Девы Марии обращались и западноевропейские композиторы. Например австрийский композитор Ф. Шуберт и о нем на расскажут ребята….


(диалог двух учеников) Слайд №11


Первый: Когда и где родился Франц Шуберт?

Второй: Он родился 31 января 1797 года в предместье Вены, в Австрии. Кто был его отец?

Первый: Его отец был школьный учитель, человек трудолюбивый и добропорядочный. О чём мечтал отец Шуберта?

Второй: Отец мечтал, чтобы Франц Шуберт, также как и его старшие братья, стал школьным учителем.


Где учился Франц Шуберт?


Первый: Шуберт учился в церковно – певческой школе. Почему Шуберт поссорился с отцом?

Второй: Шуберт бросил учёбу в церковной школе вопреки воле отца, не захотел быть школьным учителем из-за любви к музыке.


Где проводил он большую часть времени?


Первый: Он был у своих друзей, композиторов, художников, поэтов, певцов. Образовался кружок близких ему людей, на этих вечерах звучала музыка Франца Шуберта. Какой это был музыкант?

Второй: Шуберт творил ежедневно, ежечасно, без устали и остановки. Музыка не оставляла его даже во сне – он вскакивал посреди ночи, чтобы записать её на клочках бумаги.

- Что было с Шубертом в последние годы жизни?


Первый: Он много болел, бедствовал. Однажды его друзья организовали концерт из его произведений. Успех был настоящий, но это не изменило судьбы Шуберта. Он заболел, и врачи не смогли его спасти. Сколько прожил композитор?

Второй: Он прожил всего 31год, но оставил богатое музыкальное наследие, его музыка простая, светлая и искренняя.


У.- Сейчас мы послушаем его произведение. Я думаю вы сможете ответить на вопрос .Кто исполняет? Название песни. - ВИДИО- ( «Аве Мария».(отрывок) в исполнении итальянского мальчика Робертин Лоретти. Слайд видео


У.- Назовите композитора , этого замечательного произведения? (Слайд Ф. Шуберта)

.- Ребята, мы познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта. (Слайд композиторов)


Давайте сравним их. Что между ними общего и в чем различие?, используя средства музыкальной выразительности.(наглядный материал)


У.- Чем похожи эти музыкальные молитвы двух композиторов?


Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.

Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.

Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.


У. - С какими музыкальными произведениями можно соотнести картины, которые мы с вами рассмотрели?


У.- Но если у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у Шуберта в «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.

- Образ Богородицы близок образу матери. Каждая мама, когда держит ребенка на руках, прижимая его к своей груди, думает, как сложится его судьба. И в этот момент мамы с ребенком на руках являются самыми прекрасными из женщин.

-Молитва матери сильна и пока она жива, она молится за нас, оберегая и предостерегая от

всего нехорошего на земле.

- Послушайте песню « Мама» , которую написала Светлана Лазарева. А помогут мне исполнить ее…… ученицы 8 класса


вывод: любовь возвышает человека, делает душу человека красивой, а любовь к матери – это самое святое, что есть на земле.

Д. - О маме надо заботиться, как она заботится о нас. Любовь к маме – это не только красивые слова, но и поступки и дела. Надо помогать маме, свои дела стараться делать самому.

У - Многие ребята работали над проектами. И как итог нашего мероприятия Захар подготовил для нас интересную работу - "Мать земная и Мать Небесная"


Итог:


У.- Цель урока - достигли?

Д.- ответы детей

У.- Как проявился образ матери в музыке, литературе, живописи, православной культуре?

- Произведения, каких композиторов вы слушали?

- Какая картина вам особенно запомнилась?


Рефлексия

  • Меня больше всего поразило …

  • Мне захотелось рассказать дома

  • Мне захотелось узнать больше о…

Вы сегодня молодцы!

Домашнее задание будет творческим: нарисуйте маму. Попробуйте сочинить стихи о маме.


На этом мероприятии мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Эта музыка – особая: светлая, тихая и очень возвышенная. Мы говорим, святая музыка потому, что она будит в нас самые высокие чувства.

. Образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такие виды искусства помогают нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.


Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

www.lukoshko.net

www.video.mail.ru

www.youtube.ru

www.video.yandex.ru

https://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Eginskij/




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!