Интегрированный урок по русской и татарской литературе в 7 классе
Тема. Образ матери в произведениях русских и татарских писателей.
Цели: Знакомство и повторение произведений русских и татарских писателей, где затронута тема образа матери.
Развитие аналитического мышления, умений и навыков анализа художественного текста, творческих способностей учащихся.
Воспитание качеств таких общечеловеческих ценностей, как толерантность. патриотизм, гражданственность; любви, уважения к матери.
Подготовка к уроку: прочитать рассказы А. Еники «Невысказанное завещание», Ш.Хусаинова «Белое платье матери»; В.Г.Распутина «Уроки французского», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», подготовить анализ данных произведений; написать сочинения о маме на двух языках; записать в тетрадях пословицы о маме.
Оборудование: Тексты произведений, аудиозапись песни, презентация, картины, видеоклип
Эпиграф
Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери.
Максим Горький
Аналар – безгә
кояшлы иртәләр, матур гөлләр, мәхәббәт, батырлык, яшәүгә көч бирүче изге җаннар.
Ход урока.
1.Тема и цели урока.
-Сегодня мы проведем необычный урок. Обратите внимание на тему и эпиграфы (прочитать эпиграфы на двух языках) к уроку. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить, какие темы, проблемы затронем? (О матери, взаимоотношения между матерью и детьми).
-У каждого народа свои обычаи, традиции, история, культура, литература. Но нас многое объединяет. Соединяя два предмета (русскую и татарскую литературу) в рамках одного урока, нам хотелось подчеркнуть, как близки взгляды писателей, представляющих разные народы, как близки по духу мы с вами: нас волнуют одинаковые темы, проблемы, потому что мы живем в одной стране, в одном районе, селе, в одном дворе, доме. Наши народы бок о бок и в горе, и в радости. У нас сложились общие традиции, праздники. Поэтому нужно терпимее относиться друг к другу, уважать традиции и обычаи другого народа.
2.Вступление. Слово учителя о маме (на русском и татарском языках).
Образ матери в печатной литературе
Слово учителя. В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.
Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».
Слово учителя на татарском языке.
3.Работа над пословицами. (Прочитать пословицы на двух языках – ученики)
4. Анализ произведения на татарском языке.
Ш.Хусаинов «Белое платье матери» (Сунгатова Милена)
Вопросы для анализа:
- Сколько детей воспитала мать?
-Как дети встречают маму?
-Как изменилось отношение детей к маме, когда они узнали о болезни мамы?
-Кто приходит на помощь маме?
-Все ли дети отказываются от помощи маме?
- Почему автор изменил первоначальное название произведения? ( «Мама приехала»)
5. Давайте вспомним литературу 6 класса, а именно рассказ «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина.
- Кто является главными героями рассказа Валентина Распутина «Уроки французского»? (мальчик, учительница французского Лидия Михайловна)
- Скажите, пожалуйста, а про кого еще говорит, упоминает автор на протяжении всего рассказа? (Про маму)
- Мать отправила своего сына учиться в райцентр, несмотря на голодное послевоенное время. Расскажите, как помогала мать своему сыну? (высылала деньги, продукты, отрывая все это от себя, несмотря на то, что сами они голодали)
Несмотря на небольшой объем, рассказ Валентина Распутина отличается насыщенностью красок повествования и достаточно большим количеством второстепенных персонажей, которые так или иначе формируют образ главного героя, являются катализаторами его личностного роста и помимо того, представляют собой несколько распространенных типичных образов.
Кроме образов ребят, с которыми главный герой столкнулся в городской школе, важно отметить еще образ его матери. Она сама воспитывает троих детей, трудится, живет непростой и бедной жизнью. Она хочет для детей лучшего будущего, потому находит возможность отправить старшего сына, отличающегося хорошими способностями к учебе, в городскую школу, осознавая, что, во-первых, остается без его помощи по хозяйству, а во-вторых, должна будет как-то обеспечить ему еду и кров в городе. На протяжение всего рассказа главный герой в кратких, скупых фразах проявляет искреннюю благодарность к своей матери.
6.Анализ произведения на татарском языке.
А.Еники «Невысказанное завещание» (Хабибуллин Дияз)
Вопросы для анализа:
-Есть ли что-то общее в образе Мамы и Акъаби?
-Как ведут себя дети Акъаби, когда узнали о болезни матери?
-Почему рассказ называется «Невысказанное завещание»?
-Актуальна ли сегодня проблема, поднятая в произведении?
Анализ произведения на русском языке.
7. Образ матери в повести Гоголя «Тарас Бульба»
- А теперь поговорим о произведении, которое мы изучили совсем недавно. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
- Какой изобразил Гоголь мать Остапа и Андрия ?
(В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих сыновей. «…бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих»)
- Как она относилась к своим сыновьям
(Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит своих детей и с уважением относится к своему мужу. Когда Тарас спросил у младшего, почему он его не колотит, мать сказала: «..И придет же тебе в голову этакое, что бы дитя родное било отца.» )
-Как провела мать последнюю ночь перед отъездом сыновей?
(Она всю ночь просидела у изголовья кровати сыновей, гладила им головы, любовалась, плакала, горевала, что она их так мало видит)
Она очень переживала, что они так мало будут дома. «…и мне не удастся наглядеться на них.» Она всю ночь не спала, глядела на детей своих и не могла наглядеться. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?..»
- Каким был отъезд сыновей из дома? Как прощалась с ними их мать?
Хотя у нее был муж и два сына, она была одинокая: детей она видела редко, а Тараса «… в год два – три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху.» В молодости она терпела от Тараса оскорбления и даже он ее бил, наверно она была очень красива, но быстро постарела. Всю ночь мать надеялась, что поездка отложится, и ее дети поживут дома. Но этого не случилось. «Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.»
Перед отъездом Тарас попросил мать благословить сыновей. «Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею…Не забывайте, сынки, мать вашу… пришлите хоть весточку о себе…»Когда Тарас с Остапом и Андреем уезжали, она выбежала за ними за ворота, как бы знала, что больше никогда не увидит их.
В образе матери Остапа и Андрея Гоголь показал всех женщин Запорожья того сурового времени.
8.Сочинения учащихся на русском и татарском языках. (Видеоклип) - ученики
9. Притча о матери. (чтение со слайда)
Юноша полюбил очень красивую девушку. Но девушка была горда, надменна и жестока. Он часто просил стать ее женой, но она только смеялась над ним. Тогда парень воскликнул: «Все сделаю, что ни попросишь!» И тогда гордая красавица сказала: «Принеси мне сердце твоей матери в доказательство своей любви ко мне.» Не задумываясь, несчастный бросился бежать домой, убил мать, вынул ее сердце и побежал назад. Вдруг он споткнулся и упал. И тут сердце матери ему говорит: «Сыночек, ты не ушибся? Тебе больно, сынок?»
- Скажите, ребята, когда начинает говорить сердце матери? (когда сын падает)
- А почему сердце начинает говорить? (потому что дитя для матери всегда дорого, свято в любом возрасте)
-Итак, можно сделать вывод, что мать всегда жалеет своего сына, несмотря ни на что.
10. Итог урока
Высказывания и советы великого ученого Ризы Фахреддина. (чтение со слайда)
Бала ата-ана белән итагатьле һәм йомшак сөйләшергә тиеш.
Балалар ата-анага зыян салмаска тиешләр.
Әти-әнисе картайгач, аларны кайгырту- баланың беренче бурычы.
Ата-ана сүзен тыңламау,аларга кул селтәү, шәфкатьсезлек күрсәтү гөнаһ санала.
11.Высказывания учащихся о матери (на двух языках). - ученики