СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание" и средства его воссоздания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание" и средства его воссоздания.»

Роман «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его воссоздания.

Роман «Преступление и наказание».

Образ Петербурга и средства его воссоздания.

История создания Летом 1865 году, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с предварительным названием «Пьяненькие» с центральным образом семьи Мармеладовых. На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера (Ласенера). Pierre François Lacenaire (Пьер-Франсуа Ласенер)   20 декабря 1803 - 9 января 1836.

История создания

Летом 1865 году, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с предварительным названием «Пьяненькие» с центральным образом семьи Мармеладовых. На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера (Ласенера).

Pierre François Lacenaire

(Пьер-Франсуа Ласенер)

  20 декабря 1803 - 9 января 1836.

Сюжет и композиция Роман состоит из шести частей и эпилога.  Часть первая – совершение преступления (рассказывается о замысле и совершении преступления) последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника; рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию);  эпилог – раскаяние.

Сюжет и композиция

Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления (рассказывается о замысле и совершении преступления)

последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника; рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию);

эпилог – раскаяние.

Жанр  Философский  Нравственно-психологический  Исторический  Полемический  Фантастический  Социальный детективный  Политический  Приключенческий  Роман-трагедия  Роман-исповедь  Сатирический  Биографический  Семейный  Автобиографический  Идеологический Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь. – Все определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

Жанр

  • Философский
  • Нравственно-психологический
  • Исторический
  • Полемический
  • Фантастический
  • Социальный детективный
  • Политический
  • Приключенческий
  • Роман-трагедия
  • Роман-исповедь
  • Сатирический
  • Биографический
  • Семейный
  • Автобиографический
  • Идеологический

Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.

– Все определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

9 октября 1859 г. Июль 1865 г. Задумал на каторге Начал в Висбадене 1 866 г. Закончил в Петербурге  «Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман  «Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман»  «Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность» Идея романа: «Это психологический отчет одного преступления»  Конфликт романа: 1. Почему убил? 2. Какие идеи привели к убийству? 3. Виноват ли преступник? Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года .

9 октября 1859 г.

Июль 1865 г.

Задумал на каторге

Начал в Висбадене

1 866 г.

Закончил в Петербурге

«Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман»

«Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает

современность»

Идея романа: «Это психологический отчет одного преступления»

Конфликт романа:

1. Почему убил?

2. Какие идеи привели к убийству?

3. Виноват ли преступник?

Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге.

Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года .

Петербург Достоевского Пейзажи Цвета, запахи, звуки Интерьеры Люди «Город, в котором невозможно быть»

Петербург

Достоевского

Пейзажи

Цвета, запахи, звуки

Интерьеры

Люди

«Город, в котором

невозможно быть»

Дом  Раскольникова Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу - Столярный переулок . В нем находилось 16 домов. В этих домах помещались 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов. В доме №5 располагалась квартира, в которой снимал комнату Раскольников. Как и в романе, на чердак дома ведут 13 ступенек. Гражданская улица, 19 / Столярный переулок, 5

Дом Раскольникова

Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу - Столярный переулок . В нем находилось 16 домов. В этих домах помещались 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов.

В доме №5 располагалась квартира, в которой снимал комнату Раскольников. Как и в романе, на чердак дома ведут 13 ступенек.

Гражданская улица, 19 / Столярный переулок, 5

Дом старухи-процентщицы Набережная канала Грибоедова,104 . (до 1923 года — Екатери́нинский кана́л) Четырехэтажный угловой дом (дом-утюг) на пересечении пр. Римского-Корсакова, наб. канала Грибоедова и Средней Подьяческой ул.  Между домом старухи и домом Раскольникова ровно 730 шагов

Дом старухи-процентщицы

Набережная канала Грибоедова,104 .

(до 1923 года — Екатери́нинский кана́л)

Четырехэтажный угловой дом (дом-утюг) на пересечении пр. Римского-Корсакова, наб. канала Грибоедова и Средней Подьяческой ул.

Между домом старухи и домом Раскольникова ровно 730 шагов

Дом Сони Мармеладовой Канал Грибоедова, 73 - дом с тупым углом «А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный ,старый и зеленого цвета…Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый…; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Дом Сони Мармеладовой

Канал Грибоедова, 73 - дом с тупым углом

«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный ,старый и зеленого цвета…Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый…; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Грязные узкие улицы

Грязные узкие улицы

Подворотни

Подворотни

Дворы - колодцы

Дворы - колодцы

Черные лестницы

Черные лестницы

Комната Раскольникова («Гроб, шкаф») «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими , пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову».

Комната Раскольникова («Гроб, шкаф»)

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими , пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову».

Комната Сони Мармеладовой «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели… Желтенькие , обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Комната Сони Мармеладовой

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели… Желтенькие , обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Комната старухи-процентщицы «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах…Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»

Комната старухи-процентщицы

«Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах…Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»

Комната Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная».

Комната Мармеладовых

«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная».

Номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов «…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их ( желтый ) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».

Номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов

«…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их ( желтый ) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».

Лицо следователя – тёмно-жёлтое… В комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, лицо героя во время болезни становится жёлтым Символика цвета. Основной цвет романа – желтый. Соня получает жёлтый билет В комнате Сони – желтоватые обои У Мармеладова жёлтое от постоянного пьянства лицо У женщины, бросившейся в Неву, жёлтое испитое лицо На руке у Лужина – кольцо с жёлтым камнем В квартире старухи-процентщицы - мебель из жёлтого дерева, картины в жёлтых рамках, обои жёлтого цвета, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку

Лицо следователя – тёмно-жёлтое…

В комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, лицо героя во время болезни становится жёлтым

Символика

цвета.

Основной цвет романа – желтый.

Соня получает жёлтый билет

В комнате Сони – желтоватые обои

У Мармеладова жёлтое от постоянного пьянства лицо

У женщины, бросившейся в Неву, жёлтое испитое лицо

На руке у Лужина – кольцо с жёлтым камнем

В квартире старухи-процентщицы - мебель из жёлтого дерева, картины в жёлтых рамках, обои жёлтого цвета, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку

Совпадение города и героя. Двойственность (контраст). Петербург парадный Город униженных и оскорбленных Царственная Нева, золото Исаакиевского собора, гранит мостовых. Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади, где в безобразной толкучке представлены, кажется, все человеческие пороки и несчастья. Раскольников внешне Раскольников внутренне Романтическая внешность мечтателя и мыслителя. Грязное «подполье» – мысли о грабеже и убийстве.

Совпадение города и героя.

Двойственность (контраст).

Петербург парадный

Город униженных и оскорбленных

Царственная Нева, золото Исаакиевского собора, гранит мостовых.

Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади, где в безобразной толкучке представлены, кажется, все человеческие пороки и несчастья.

Раскольников внешне

Раскольников внутренне

Романтическая внешность мечтателя и мыслителя.

Грязное «подполье» – мысли о грабеже и убийстве.

Этапы к преступлению Чувства героя 1. узнает адрес Алены Ивановны нейтральны 2. Первое посещение старухи Отвращение, наклевывается странная мысль 2. Разговор студента и офицера Мысли студента совпадают с мыслями Раскольникова

Этапы к преступлению

Чувства героя

1. узнает адрес Алены Ивановны

нейтральны

2. Первое посещение старухи

Отвращение, наклевывается странная мысль

2. Разговор студента и офицера

Мысли студента совпадают с мыслями Раскольникова

3.Второе посещение старухи (проба) отвращение 4.Встреча с Мармеладовым Сочувствие. Готовность помочь 5. Письмо от матери Мучения, жалость 6.Страшный сон Сомнения, страх, ужас 8.Узнает, что старуха ровно в семь будет дома одна решительность

3.Второе посещение старухи (проба)

отвращение

4.Встреча с Мармеладовым

Сочувствие. Готовность помочь

5. Письмо от матери

Мучения, жалость

6.Страшный сон

Сомнения, страх, ужас

8.Узнает, что старуха ровно в семь будет дома одна

решительность

Петербург Достоевского - это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Город не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа. Он — соучастник преступлений , соучастник безумных идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих несчастий. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.

Петербург Достоевского - это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Город не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа. Он — соучастник преступлений , соучастник безумных идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих несчастий. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!