Роман «Преступление и наказание».
Образ Петербурга и средства его воссоздания.
История создания
Летом 1865 году, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с предварительным названием «Пьяненькие» с центральным образом семьи Мармеладовых. На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера (Ласенера).
Pierre François Lacenaire
(Пьер-Франсуа Ласенер)
20 декабря 1803 - 9 января 1836.
Сюжет и композиция
Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления (рассказывается о замысле и совершении преступления)
последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника; рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию);
эпилог – раскаяние.
Жанр
- Философский
- Нравственно-психологический
- Исторический
- Полемический
- Фантастический
- Социальный детективный
- Политический
- Приключенческий
- Роман-трагедия
- Роман-исповедь
- Сатирический
- Биографический
- Семейный
- Автобиографический
- Идеологический
Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.
– Все определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.
9 октября 1859 г.
Июль 1865 г.
Задумал на каторге
Начал в Висбадене
1 866 г.
Закончил в Петербурге
«Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман
«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман»
«Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает
современность»
Идея романа: «Это психологический отчет одного преступления»
Конфликт романа:
1. Почему убил?
2. Какие идеи привели к убийству?
3. Виноват ли преступник?
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге.
Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года .
Петербург
Достоевского
Пейзажи
Цвета, запахи, звуки
Интерьеры
Люди
«Город, в котором
невозможно быть»
Дом Раскольникова
Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу - Столярный переулок . В нем находилось 16 домов. В этих домах помещались 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов.
В доме №5 располагалась квартира, в которой снимал комнату Раскольников. Как и в романе, на чердак дома ведут 13 ступенек.
Гражданская улица, 19 / Столярный переулок, 5
Дом старухи-процентщицы
Набережная канала Грибоедова,104 .
(до 1923 года — Екатери́нинский кана́л)
Четырехэтажный угловой дом (дом-утюг) на пересечении пр. Римского-Корсакова, наб. канала Грибоедова и Средней Подьяческой ул.
Между домом старухи и домом Раскольникова ровно 730 шагов
Дом Сони Мармеладовой
Канал Грибоедова, 73 - дом с тупым углом
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный ,старый и зеленого цвета…Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый…; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».
Грязные узкие улицы
Подворотни
Дворы - колодцы
Черные лестницы
Комната Раскольникова («Гроб, шкаф»)
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими , пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову».
Комната Сони Мармеладовой
«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели… Желтенькие , обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».
Комната старухи-процентщицы
«Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах…Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»
Комната Мармеладовых
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная».
Номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов
«…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их ( желтый ) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».
Лицо следователя – тёмно-жёлтое…
В комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, лицо героя во время болезни становится жёлтым
Символика
цвета.
Основной цвет романа – желтый.
Соня получает жёлтый билет
В комнате Сони – желтоватые обои
У Мармеладова жёлтое от постоянного пьянства лицо
У женщины, бросившейся в Неву, жёлтое испитое лицо
На руке у Лужина – кольцо с жёлтым камнем
В квартире старухи-процентщицы - мебель из жёлтого дерева, картины в жёлтых рамках, обои жёлтого цвета, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку
Совпадение города и героя.
Двойственность (контраст).
Петербург парадный
Город униженных и оскорбленных
Царственная Нева, золото Исаакиевского собора, гранит мостовых.
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади, где в безобразной толкучке представлены, кажется, все человеческие пороки и несчастья.
Раскольников внешне
Раскольников внутренне
Романтическая внешность мечтателя и мыслителя.
Грязное «подполье» – мысли о грабеже и убийстве.
Этапы к преступлению
Чувства героя
1. узнает адрес Алены Ивановны
нейтральны
2. Первое посещение старухи
Отвращение, наклевывается странная мысль
2. Разговор студента и офицера
Мысли студента совпадают с мыслями Раскольникова
3.Второе посещение старухи (проба)
отвращение
4.Встреча с Мармеладовым
Сочувствие. Готовность помочь
5. Письмо от матери
Мучения, жалость
6.Страшный сон
Сомнения, страх, ужас
8.Узнает, что старуха ровно в семь будет дома одна
решительность
Петербург Достоевского - это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Город не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа. Он — соучастник преступлений , соучастник безумных идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих несчастий. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.