«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Тема урока:
Образование и правописание сложносокращённых слов
(обобщение и закрепление полученных знаний)
выполнила учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №49
Антипина И.В.
Цели урока:
- осознанное владение морфологическими, орфографическими, синтаксическими правилами на основе теоретических знаний;;
- развивать коммуникативные умения и навыки, речевую и мыслительную деятельность;
- воспитывать познавательную активность, толерантность, сознательное отношение к языку как к духовной ценности
I. Работа с модулями (оценивание личного результата)
«Лист оценивания»,
где записывается количество баллов, заработанных при выполнении задания
- Время выполнения – 3 минуты;
- Проверить по команде учителя;
1.Правописание приставок пре-при
- Пр.плыть, пр.луниться, пр.скакать, пр.винтить, пр.спокойно, пр.кратить, пр.школьный, пр.образить, пр.творить (дверь), пр.пятствие, пр.гласить, пр.лечь.
- Оценить себя (0,5 балла за каждое слово)
- Максимально – 6 баллов
Проверяем!
- Пр и плыть, пр и луниться, пр и скакать, пр и винтить, пр е спокойно, пр е кратить, пр и школьный, пр е образить, пр и творить (дверь), пр е пятствие, пр и гласить, пр и лечь.
2. Орфограммы
Нечерн…земье, срединная п…л…са России. Здесь, на л…систом холме над М…сквой-рекой, был срублен деревянный кремль, р…дилась М…сква, и, м…няясь обликом, свыше восьми веков смотрит(?)ся она в неторопливые речные воды.
Труд…любивые русские люди вместе со св…ими братьями, другими народами, издревле обживали эти земли выкорчёвывали пни г…товили пустоши под п…ля выращивали хлеб ставили города и сёла .
- Оцените себя – 0,5 баллов за орфограмму (до 6-ти баллов).
Проверь
Нечерн о земье, срединная п о л о са России. Здесь, на л е систом холме над М о сквой-рекой, был срублен деревянный кремль, р о дилась М о сква, и, м е няясь обликом, свыше восьми веков смотри тс я она в неторопливые речные воды.
Труд о любивые русские люди вместе со св о ими братьями, другими народами, издревле обживали эти земли выкорчёвывали пни г о товили пустоши под п о ля выращивали хлеб ставили города и сёла.
- Вставьте пропущенные знаки препинания и выделите грамматическую основу(ы) предложения
3. Синтаксическая разминка
Труд о любивые русские люди вместе со св о ими братьями, другими народами, издревле обживали эти земли выкорчёвывали пни г о товили пустоши под п о ля выращивали хлеб ставили города и сёла.
Проверь!
Труд о любивые русские люди вместе со св о ими братьями, другими народами, издревле обживали эти земли , выкорчёвывали пни , г о товили пустоши под п о ля , выращивали хлеб , ставили города и сёла.
- Оцените себя – 0,5 баллов за знак препинания и 1 балл за правильно выделенную грамматическую основу (до 3-х баллов).
- Время выполнения – 3 минуты;
- Оценить себя – по 0,5 балла за вопрос.
4. Закончи фразу… (устно)
- Сложные слова образуются из основ…
- Иногда сложные слова образуются без…
- Сложносокращенное –это сложное слово, состоящее из…
- Универмаг—это…
- Время выполнения – 3 минуты;
5. Из каждой пары слов образуйте сложные слова
Язык, знать;
чай, пить;
кровь, обращаться;
сорок, ножки;
басня, писать;
солнце, печь.
- Оценить себя – по 0,5 балла за слово (максимально -3 балла).
Проверь!
Язык о знание;
ча е питие;
кров о обращение;
сорок о ножки;
басн о писец;
солнц е пёк.
- Время выполнения – 2 минуты;
- Оценить себя – по 0,5 балла за слово.
6. Разобрать слова по составу
Приветливый,
самовар,
сибиряк,
красота,
подлесок,
бесконечный,
синеватенький
- Время выполнения – 2 минуты;
7. Выполнить словообразовательный разбор
Бесконечный –
синеватенький -
- Время выполнения – 2 минуты.
Подведём итог
Посчитайте набранные баллы и запишите сумму
Результат:
34,5 – 28 баллов – отлично !
27,5 – 20 баллов – хорошо ,
19,5 – 15,5 баллов – удовлетворительно ,
менее 15 баллов – нужно еще раз повторить материал
Физкультразминка
II. Закрепление изученного
1. Определите способы сокращения слов:
Профком, РФ, избирком
ТЮЗ, завуч, ОРТ
Вуз, МХАТ
Проверим
а) сложение начальных частей слов:
профком, избирком, завуч;
б) сложение начальных букв:
РФ, ОРТ;
в) сложение начальных звуков:
вуз, ТЮЗ, МХАТ
Работа с текстом
2 . Задание: вставить пропущенные буквы и определить род выделенных слов
Для ста п…тидесяти юношей и девушек
путь к рабочей профе (с,сс)ии начался в
ПТУ, котор… готовит мета(л,лл)истов. В ближайшее время в город… намечено
п…строить дв… АТС. Иркутск… ГЭС –
первенец авангардского каскада станц…й.
Выполнить разборы:
а) начался – морфологический разбор;
б) время – фонетический разбор;
в ) первенец, авагардского – морфемный разбор
Подведение итогов:
Синквейк:
1 строка (что?) сущ. –
2 строка (где?) словосочетание «предлог+прил.+сущ.» –
3 строка (что делали?) глагол –
4 строка (как?) словосочетание «прил.+сущ.» –
5 строка (закончи предложение) Сегодня на уроке мы повторили тему: -
6 строка (что сделали?) глагол –
7 строка (что?) цель урока –
8 строка (зачем?) -
Домашнее задание:
стр. 80 – контрольные вопросы
Упр.176
Из истории слов
Колобок – это не сложное слово, оно образовалось с помощью уменьшительного суффикса – ок - от несохранившегося слова колоб – «маленький» круглый хлебец. Другое слово , от которого произошло «колоб» , значит «круг» , его корень сохранился также в словах около , кольцо , колесо .
Из истории слов
Велосипед – это слово, заимствовано в 19 веке из французского языка, в котором оно было образовано из латинских основ «быстрый» и «коло , велосипед буквально означает «быстроногий» .
Из истории слов
Спасибо – это слово получилось из словосочетания «Спаси бог!» (устойчивая форма благодарности) сращением основ и отпадением конечного согласного (произносилось х)
Сложносокращённые слова создаются и в наши дни
- УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций (от фр.: UEFA , U nion E uropeenne de f ootball- a ssociations
- ЛУКойл - название нефтяной компании
(от Л ангепас, У рай, К огалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil , нефть)