Образование
Педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества
Один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования
- Приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
- Характер системы образования определяют социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности.
Функции образования
- Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества: подготовка рабочей силы)
- Социальная (социализация личности, образование - канал социальной мобильности)
- Культурная (передача опыта новому поколению для развития его творческой деятельности)
Образовательные стандарты и программы
Сеть образовательных
учреждений
Органы управления
образованием
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
Система образования в России
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
- - гуманистический характер образования
- Приоритет общечеловеческих ценностей
- Право личности на свободное развитие
- Единство ФО + национальная и региональная культура
- Общедоступность образования
- Адаптивность к потребностям обучаемых
- Светский характер образования
- Свобода и плюрализм в образовании
- Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность ОУ
Общие тенденции в развитии образования
- Демократизация
- Рост продолжительности
- Непрерывность
- Гуманизация
- Гуманитаризация
- Интернационализация процесса
- Компьютеризация
Зад. На с. 80 (справочник)
- Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.
-
- Пояснение.
- В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:
- 1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);
- 2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);
- 3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);
- 4) профессиональная ориентация (например, Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).
-
- Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры
- С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.
-
- Пояснение.
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
- Приведены примеры, показывающие роль образования в жизни человека, допустим
- 1) образование позволяет человеку получить престижную профессию, высокооплачиваемую работу ( Николай И. закончил технический вуз и пошел работать инженером-электронщиком)
- 2) образование дает человеку формирует знания, умения, компетенции (рабочий Н. в 20-е гг смог поступить на рабфак и впоследствии стать ученым)
- 3) образование духовно, нравственно развивает человека (обучаясь в музыкальной и художественной школах Василий Н. вырос образованным и культурным человеком, хорошо разбирается в музыке, посещает выставки и концерты классической музыки);
- Могут быть приведены другие примеры.
- С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
-
- Пояснение.
- 1. Отличная учеба в университете и блестящая защита дипломной работы позволили студенту А. поступить в аспирантуру и продолжить заниматься наукой. Образование определяет социальный статус человека.
- 2. Знания и навыки, полученные за период обучения в школе и университете сформировали у человека широкий кругозор, позволили ему читать научную литературу, принимать участие в дискуссиях по сложным вопросам. Образование формирует интеллект человека.
- 3. Изучение истории Отечественной войны 1812 г., посещение с классом музея-заповедника "Бородинское поле" позволило учащимся гордится подвигами своих предков. Образование помогает индивиду определять свою гражданскую позицию, быть патриотом Родины.
- Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.
-
- Пояснение.
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- Приведены две функции науки, проиллюстрированные примерами:
- -производственная (ученые разработали новую модель буровой установки и организовали ее производство)
- - прогностическая (экологи предупредили об опасности исчезновения ряда животных, в связи со строительством производственного комплекса)
- Могут быть приведены другие функции и примеры.
- Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три формы представления результатов научного познания.
-
- Пояснение.
- В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие формы представления научной истины:
- 1) научный факт (Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца).
- 2) научная теория (Гелиоцентрическая теория Н. Коперника, Теория относительности А. Эйнштейна)
- 3) научный закон (Закон сохранения энергии, законы Архимеда )
- Могут быть приведены другие примеры форм представления научной истины.
-