Урок 15 | Тема: Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | 05.10.21г. |
Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов.
Планируемые результаты
Предметные: ознакомление с алгоритмом нахождения в слове приставки и суффикса, уточнить представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.
Метапредметные: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
Работа на карточках.
— Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным — имена существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, цветы, горячее, человек, час, сильное, сельская.
(Известный писатель, звёздное небо, крутая лестница, прелестные цветы, горячее сердце, чувствительный человек, поздний час, сильное чувство, сельская окрестность.)
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Доскажи словечко»
Знает наша детвора:
Прятки — лучшая... (игра).
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы... (играть).
Наш щенок такой шалун,
Забияка и... (игрун).
Мой котёнок шаловливый
Очень ласковый,... (игривый).
У малышки погремушка,
Очень шумная... (игрушка).
— Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называются?
— Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?
— С помощью каких значимых частей образовались эти слова?
— Какие ещё значимые части слова вы знаете? Дайте их определения.
— Как найти корень в слове?
— Как определить, являются ли слова однокоренными?
Работа по учебнику
Упр. 83 (с. 54).
— Прочитайте предложения выразительно.
— Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. (Осень ходит, осень развешивает, хрустальные паутины, убирает в золото.)
— Найдите в предложениях грамматические основы.
— Назовите в каждом предложении однородные члены.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Какие окончания вы выделили в словах первого предложения?
— Какую роль играют окончания в словосочетании и предложении?
— Назовите части слова хрустальные.
Упр. 84 (с. 54).
— Прочитайте.
— Какая значимая часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении? (Окончание.)
— Как проверить окончание имени прилагательного? (По имени существительному.)
— Выполните задания.
— Прочитайте словосочетания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных.
(Самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 86 (с. 55).
— Прочитайте первую группу слов.
— Назовите слова с приставками. (Согреть, поехали, поездка, наушники.)
— Докажите, что это приставки. Найдите корень в этих словах.
— Прочитайте вторую группу слов.
— Назовите слова, в которых выделенная часть не является суффиксом и входит в состав корня. (Чеснок, веник, майка.)
— Назовите однокоренные слова, выделите корни.
— Какое языковое явление мы наблюдаем при образовании однокоренных слов? (Чередование согласных: чеснок — чесночный, майка — маечка, веник — веничек?)
— Выполните письменные задания к упражнению.
Упр. 87 (с. 55).
— Прочитайте текст.
— Определите его тему. (Животные и их детёныши.)
— Какова главная мысль текста? (Тетёрка — заботливая мама.)
— Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)
— Прочитайте первую часть. Определите главную мысль. (Тетёрка с птенцами вышла на прогулку.)
— Прочитайте вторую часть. Определите главную мысль. (Тетеревята разбежались по поляне.)
— Прочитайте третью часть. Определите главную мысль. (Мама следит за птенцами.)
— Придумайте заглавие к каждой части.
— Объясните написание слов с пропущенными буквами.
(Свободный диктант. Учитель читает текст по частям, уча¬щиеся записывают каждую часть по памяти. Самопроверка, самооценка.)
- Выделите в глаголах приставки.
- Подберите слова к первой схеме. (Курочка, тетёрка, тетеревята и т. д.)
- Подберите слова ко второй схеме. (Пёстрая, поляна, куча и т. д.)
VII. Рефлексия
- Разберите слова по составу. Воспользуйтесь памяткой на с. 148 учебника.
Вариант 1
Бессердечный, дубок, подъезд, лень.
Вариант 2
Позолота, розовый, указка, поход.
(Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Из каких значимых частей состоят слова?
— По каким признакам можно определить однокоренные слова? Какова роль окончания в слове?
Домашнее задание
Стр. 54 упр. 85 – составь из слов две скороговорки, запиши их в тетрадь, выучи скороговорки наизусть.