СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование в СССР в 30-е годы ХХ века

Нажмите, чтобы узнать подробности

О состоянии образовательной системы СССР и росте уровня грамотности граждан в конце 20-х - 30-е годы ХХ века.

Просмотр содержимого документа
«Образование в СССР в 30-е годы ХХ века»

Образование в СССР в 30-е годы ХХ века

Образование в СССР в 30-е годы ХХ века

Результаты развитие образования в СССР в 20-е гг. ХХ века 1.Началась борьба с неграмотностью 2.Создается новая общеобразовательная школа - становилась бесплатной, отделялась от церкви , управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания , отметки и т.д.  3.Создается система подготовки новой интеллигенции через рабфаки.

Результаты развитие образования в СССР в 20-е гг. ХХ века

1.Началась борьба с неграмотностью

2.Создается новая общеобразовательная школа - становилась бесплатной, отделялась от церкви , управлялась на основе самоуправления, поощрялось

педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания , отметки и т.д.

3.Создается система подготовки новой интеллигенции через рабфаки.

О ВВЕДЕНИИ В РСФСР ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ Декрет ВЦИК и СНК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров ) РСФСР 31 августа 1925 г. Предельным сроком для введения всеобщего обязательного обучения на всей территории РСФСР считать 1933/34 учебный год. … Принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской революции была обеспечена общедоступность школ I ступени , при условии добровольного посещения ее, а в следующие годы было осуществлено всеобщее начальное обучение. Примечание. Краевым, областным и губернским исполнительным комитетам по соглашению с Народным комиссариатом просвещения РСФСР предоставляется, по мере развертывания школьной сети, право издавать постановления об обязательности посещения школ I ступени и до истечения предусмотренного ст. 1 десятилетнего срока. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВВЕДЕНИИ В РСФСР ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И

ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ

Декрет ВЦИК и СНК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров ) РСФСР

31 августа 1925 г.

  • Предельным сроком для введения всеобщего обязательного обучения на всей территории РСФСР считать 1933/34 учебный год. … Принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской революции была обеспечена общедоступность школ I ступени , при условии добровольного посещения ее, а в следующие годы было осуществлено всеобщее начальное обучение.

Примечание. Краевым, областным и губернским исполнительным комитетам по соглашению с Народным комиссариатом просвещения РСФСР предоставляется, по мере развертывания школьной сети, право издавать постановления об обязательности посещения школ I ступени и до истечения предусмотренного ст. 1 десятилетнего срока.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВВЕДЕНИИ В РСФСР ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И

ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ

Декрет ВЦИК и СНК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров ) РСФСР

31 августа 1925 г.

2. Впредь до открытия школ I ступени в числе, достаточном для действительного введения всеобщего начального обучения, школы II ступени и школы-семилетки могут открываться лишь в определенных отношениях к числу школ I ступени.

3. Трудовая школа I ступени должна быть действительно общедоступной и бесплатной для всех детей соответствующего школьного возраста (8—11 лет).

Примечание. Впредь до установления порядка осуществления сети начального обучения за губернскими (областными) исполнительными комитетами сохраняется право взимания платы за право учения в школах I и II ступеней в городах и поселениях городского типа, согласно декрету Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1923 г. о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Народного комиссариата

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВВЕДЕНИИ В РСФСР ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ Декрет ВЦИК и СНК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров ) РСФСР 31 августа 1925 г. … 5. Число трудовых школ I ступени строится из расчета одного учащего на 40 детей (комплект). 6. Нормальным типом трудовой школы I ступени является четырехкомплектная школа с 4 последовательными группами. 7. Предельная величина радиуса района, обслуживаемого одной трудовой школой I ступени, устанавливается в 3 версты. … . 12. Впредь до полного осуществления в данной местности утвержденной Народным комиссариатом просвещения сети школ I ступени один комплект учащихся трудовой Iшколы I ступени может открываться на 20 комплектов школ I ступени. 13. Трудовая школа II ступени состоит из 5 групп. В каждой группе полагается не свыше 40 учащихся. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВВЕДЕНИИ В РСФСР ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И

ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ

Декрет ВЦИК и СНК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров ) РСФСР

31 августа 1925 г.

5. Число трудовых школ I ступени строится из расчета одного учащего на 40 детей (комплект).

6. Нормальным типом трудовой школы I ступени является четырехкомплектная школа с 4 последовательными группами.

7. Предельная величина радиуса района, обслуживаемого одной трудовой школой I ступени, устанавливается в 3 версты.

… .

12. Впредь до полного осуществления в данной местности утвержденной Народным комиссариатом просвещения сети школ I ступени один комплект учащихся трудовой Iшколы I ступени может открываться на 20 комплектов школ I ступени.

13. Трудовая школа II ступени состоит из 5 групп. В каждой группе полагается не свыше 40 учащихся.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РСФСР

Постановление СНК (совета народных комиссаров) РСФСР

22 апреля 1927 г.

  • Постановления об обязательности посещения детьми школ I ступени издаются краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами, а также Советами Народных Комиссаров автономных республик и могут вводиться в действие по отдельным округам, уездам, районам, волостям, городам, рабочим поселкам и селениям по представлению соответствующих исполнительных комитетов, городских Советов и Советов рабочих поселков.
  • Предусмотренные выше постановления об обязательности посещения детьми школ I ступени могут быть издаваемы лишь при соблюдении нижеследующих условий:

а) наличия мест в школьных зданиях или в специально приспособленных наемных помещениях для всех детей школьного возраста, допуская производство занятий в указанных зданиях не более как в две смены;

б) обеспечения всех школ учительским персоналом с соблюдением норм нагрузки каждого учителя, установленных декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 31 августа 1925 г…

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

К середине 1920-х годов в РСФСР сложилась следующая система школьного образования : начальная школа (1-я ступень) с четырехлетним сроком обучения; семилетняя школа как фундамент всей школьной системы; школа 2-й ступени (девятилетняя средняя школа); фабрично-заводские семилетки – разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах; школа крестьянской молодежи, являющаяся продолжением школы 1-й ступени для сельской молодежи; школа фабрично-заводского ученичества преимущественно для рабочих- подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы; рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.

К середине 1920-х годов в РСФСР сложилась следующая система школьного образования :

  • начальная школа (1-я ступень) с четырехлетним сроком обучения;
  • семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;
  • школа 2-й ступени (девятилетняя средняя школа);
  • фабрично-заводские семилетки – разновидность семилетней школы в
  • промышленных центрах и районах;
  • школа крестьянской молодежи, являющаяся продолжением школы 1-й
  • ступени для сельской молодежи;
  • школа фабрично-заводского ученичества преимущественно для рабочих-
  • подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы;
  • рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.
Результаты развитие образования в СССР в 30-е гг. ХХ века В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Результаты развитие образования в СССР в 30-е гг. ХХ века

  • В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов.
  • к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.
  • Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет.
  • К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СССР ПО ВИДАМ ОБУЧЕНИЯ Достижения советской власти за 40 лет в цифрах с 1917 по 1957 годы.. (Статистический сборник) http://maxpark.com/community/3782/content/2326977?ref=4295069873

ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СССР ПО ВИДАМ ОБУЧЕНИЯ

Достижения советской власти за 40 лет в цифрах с 1917 по 1957 годы.. (Статистический сборник)

http://maxpark.com/community/3782/content/2326977?ref=4295069873

Достижения советской власти за 40 лет в цифрах с 1917 по 1957 годы.. (Статистический сборник) http://maxpark.com/community/3782/content/2326977?ref=4295069873

Достижения советской власти за 40 лет в цифрах с 1917 по 1957 годы.. (Статистический сборник)

http://maxpark.com/community/3782/content/2326977?ref=4295069873

Динамика грамотности населения в возрасте 9–49 лет в СССР за 1897-1979 гг., % Население Сельское:   мужчины 1897 женщины 35.5 1920 1926 52.4 12.5 оба пола 25.2 1939 23.8 67.3 Городское:   мужчины женщины 37.8 66.1 35.4 91.6 1959 45.7 50.6 80.7 оба пола 76.8 99.1 1970 88.0 84.0 66.7 57.0 97.5 В целом:   мужчины 99.6 1979 73.9 73.5 97.1 99.4 40.3 99.6 98.2 женщины 90.7 80.9 57.6 99.5 оба пола 16.6 99.5 99.5 93.8 98.1 99.6 99.9 71.5 32.3 28.4 44.1 99.8 98.7 99.9 93.5 42.7 56.6 81.6 99.9 99.8 99.3 99.9 87.4 99.8 97.8 98.5 99.8 99.7 99.8 99.7 99.8 Уровень образованности населения России: среднее число лет обучения одного человека в возрасте 9 лет и старше за счет всех видов образования в 1797—1987гг. Год Среднее число лет обучения 1897 0.762 одного человека 1907 0.930 1917 1927 1.112 1.502 1937 1947 3.376 1957 5.442 1967 6.048 6.974 1977 1987 7.861 8.833 Миронов Б.Н. Развитие грамотности в России и СССР за тысячу лет. Х–ХХ вв. http://annales.info/rus/small/gramotnost.htm

Динамика грамотности населения в возрасте 9–49 лет в СССР за 1897-1979 гг., %

Население

Сельское:   мужчины

1897

женщины

35.5

1920

1926

52.4

12.5

оба пола

25.2

1939

23.8

67.3

Городское:   мужчины

женщины

37.8

66.1

35.4

91.6

1959

45.7

50.6

80.7

оба пола

76.8

99.1

1970

88.0

84.0

66.7

57.0

97.5

В целом:   мужчины

99.6

1979

73.9

73.5

97.1

99.4

40.3

99.6

98.2

женщины

90.7

80.9

57.6

99.5

оба пола

16.6

99.5

99.5

93.8

98.1

99.6

99.9

71.5

32.3

28.4

44.1

99.8

98.7

99.9

93.5

42.7

56.6

81.6

99.9

99.8

99.3

99.9

87.4

99.8

97.8

98.5

99.8

99.7

99.8

99.7

99.8

Уровень образованности населения России: среднее число лет обучения одного человека в возрасте 9 лет и старше за счет всех видов образования в 1797—1987гг.

Год

Среднее число лет обучения

1897

0.762

одного человека

1907

0.930

1917

1927

1.112

1.502

1937

1947

3.376

1957

5.442

1967

6.048

6.974

1977

1987

7.861

8.833

Миронов Б.Н. Развитие грамотности в России и СССР за тысячу лет. Х–ХХ вв.

http://annales.info/rus/small/gramotnost.htm

Данные об изменении уровня грамотности среди поколений мужского и женского населения по переписям 1926 и 1939 гг. Благодаря усиленно проводившейся после 1926 г. кампании по ликвидации неграмотности среди женщин в возрасте до 50 лет уровень их грамотности к 1939 г. возрос, заметно приблизившись к более высокому уровню грамотности мужчин. В группе 30—39 лет (в 1939 г.) уровень грамотности среди женщин повысился на 24,2%, а среди мужчин — на 15,4%. В группе женщин 40—49 лет он составлял 17,4%, у мужчин— 12,8%. В возрасте 50 лет и более рост грамотности среди мужчин и женщин был значительно ниже: соответственно 8,4—9,5% и 5,2—7,7%. В 1926—1939 гг. был сделан решительный шаг на пути полной ликвидации неграмотности среди населения в возрасте до 50 лет. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. -М.: Статистика, 1964. — 198 с.

Данные об изменении уровня грамотности среди поколений мужского и женского населения по переписям 1926 и 1939 гг.

Благодаря усиленно проводившейся после 1926 г. кампании по ликвидации неграмотности среди женщин в возрасте до 50 лет уровень их грамотности к 1939 г. возрос, заметно приблизившись к более высокому уровню грамотности мужчин.

В группе 30—39 лет (в 1939 г.) уровень грамотности среди женщин повысился на 24,2%, а среди мужчин — на 15,4%. В группе женщин 40—49 лет он составлял 17,4%, у мужчин— 12,8%.

В возрасте 50 лет и более рост грамотности среди мужчин и женщин был значительно ниже: соответственно 8,4—9,5% и 5,2—7,7%. В 1926—1939 гг. был сделан решительный шаг на пути полной ликвидации неграмотности среди населения в возрасте до 50 лет.

Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. -М.: Статистика, 1964. — 198 с.

В исторически короткий срок безграмотные в своем подавляющем большинстве крестьянки резко подняли уровень своей грамотности . Уже к 1939 г. две трети (66,6%) женщин на селе, включая старшее поколение, совсем безграмотное, приобрело грамотность… Грамотность мужчин на селе повысилась к 1939 г. … до 88,2%. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. -М.: Статистика, 1964. — 198 с.

В исторически короткий срок безграмотные в своем подавляющем большинстве крестьянки резко подняли уровень своей грамотности .

Уже к 1939 г. две трети (66,6%) женщин на селе, включая старшее поколение, совсем безграмотное, приобрело грамотность… Грамотность мужчин на селе повысилась к 1939 г. … до 88,2%.

Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. -М.: Статистика, 1964. — 198 с.

О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ ШКОЛ I И II СТУПЕНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАБОЧИХ, КОЛХОЗНИКОВ, БАТРАКОВ И БЕДНЯКОВ И О ПРИЕМЕ ДЕТЕЙ НЕТРУДОВОГО НАСЕЛЕНИЯ

Постановление СНК РСФСР 31 января 1930 г.

Совет Народных Комиссаров РСФСР предлагает Народному комиссариату просвещения и всем местным органам власти:

1) максимально усилить работу по созданию условий действительной доступности школы, в том числе и в старших группах, для детей рабочих, колхозников, батраков и бедняков;

2) при приеме в школу и замещении свободных мест строго руководствоваться правилами о первоочередном приеме детей трудящихся;

3) немедленно прекратить всякие чистки учащихся в школах I и II ступени по социальному признаку;

4) принять меры к восстановлению в правах исключенных по социальному признаку;

5) запретить ограничения прав учащихся из среды нетрудовых слоев населения в сравнении с другими учащимися.

Школа, педагогический коллектив и детские организации, прибегающие к подобным механическим способам борьбы, должны расцениваться как явно не справляющиеся с задачей воспитания и перевоспитания в коммунистическом направлении всей массы детей.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Постановление ЦК ВКП(б) 25 июля 1930 г.

ЦК признает необходимым:

1. Ввести с 1930/31 года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—9—10 лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 г….

Ввести с 1930/31 г. обязательное обучение переростков (от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы) на основе ускоренных форм обучения: 2-годичные и 1-годичные школы-курсы.

Приступить с 1930/31 г. к введению всеобщего обязательного обучения в объеме школы- семилетки в промышленных городах, фабрично- заводских районах и рабочих поселках, установив обязательность обучения в школе-семилетке для кончающих в этом году начальную школу (I ступень).

Обратить особое внимание на развертывание фабрично-заводских семилеток.

Усилить развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы к концу пятилетки охватить ими основную массу колхозной молодежи.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Из постановления ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930 г. 1.  Ввести с 1930—1931 г . повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы . В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе. Установить с 1930—1931 г. обязательное прохождение всего курса школ I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста. 2. Ввести с 1930—1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы . Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки). Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Из постановления ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930 г.

1. Ввести с 1930—1931 г . повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы .

В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.

Установить с 1930—1931 г. обязательное прохождение всего курса школ I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.

2. Ввести с 1930—1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы .

Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Из постановления ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930 г. 3. Ввести с 1930—1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929—1930 г. Установить в тех же местностях с 1930— 1931 г. обязательное прохождение всего курса школы-семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на развертывание сети фабрично-заводских школ-семилеток. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Из постановления ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930 г.

3. Ввести с 1930—1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу

I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929—1930 г.

Установить в тех же местностях с 1930— 1931 г. обязательное прохождение всего курса школы-семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на развертывание сети фабрично-заводских школ-семилеток.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

Сельская школа. 1931   Иваново-Вознесенск. Школа № 8. 1933-1934

Сельская школа. 1931

Иваново-Вознесенск. Школа № 8. 1933-1934

О ПОДГОТОВКЕ К ВВЕДЕНИЮ СЕМИЛЕТНЕГО ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Постановление СНК РСФСР 13 марта 1934 г.

Исходя из решения XVII съезда партии, СНК постановляет:

1. Поручить Госплану РСФСР совместно с НКПросом и НКФином РСФСР к 15 июня 1934 г. разработать план введения политехнического обучения в объеме семилетки по отдельным АССР, краям и областям с таким расчетом, чтобы к 1935/36 учебному году в пятые группы были приняты все дети, оканчивающие начальную школу в городах и рабочих поселках, а к 1937/38 учебному году — все дети, оканчивающие начальную школу в сельских местностях.

2. Обязать родителей и заменяющих их лиц, дети которых обучаются в 1933/34 учебном году в 5, 6, 7-й группах средней школы в сельских местностях, оставлять этих детей в школе до окончания ими полного семилетнего курса обучения.

4. Обязать СНК АССР и краевые (обл.) исполкомы с широким привлечением представителей колхозов, фабзавкомов, партийных и комсомольских организаций провести в течение сентября — октября 1934 г. проверку действительного охвата всеобщим начальным обучением детей в возрасте от 8 до 11 лет и принять меры к завершению всеобщего обязательного начального обучения.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

Программами Государственного учёного совета (ГУСа) определялась вся учебно-воспитательная деятельность советской школы с 1922 по 1931/1932 гг.

Они строились по комплексному принципу и резко отличались от предыдущих программ синтетическим обобщением всего учебного материала по схеме: природа – труд – общество.

В тесной связи с трудовыми процессами рассматривались вся система производительных сил и производственных отношений, общественный строй, а также классовые противоречия в различные исторические периоды.

Главное достоинство программ ГУСа, состояло в том, что они были призваны дать ребенку цельное знание

Политехническая направленность программ , их четкая ориентация на соединение получения знаний с производительным трудом ‑ все это должно было ввести школу в структуру жизненных приоритетов и запросов советского общества того периода. Программы ГУСа были первыми школьными программами, трактовавшими знания «как средство преобразования жизни на социалистических началах, а учебный процесс не только как процесс традиционного усвоения науки, но и активного использования ее потенциала для общественно полезной деятельности в окружающей школу социальной среде»

Стратегии и приоритеты развития государственной образовательной политики (1917–1930 гг.) Проблемы современного образования - № 4 - 2015 http://www.pmedu.ru

« Оценивая комплексные программы ГУСа, следует подчеркнуть, что в тех исторических условиях программы ГУСа хотя и вводили в учебный процесс новое содержание, необходимое для решения идеологических и политических задач, поставленных перед школой, однако интересы формирующейся личности в них практически игнорировались. Комплексное построение учебных программ явно мешало овладению учащимися основами наук [13. С. 463].

Большинство учителей-профессионалов не приняло комплексного построения учебных планов и программ, что нашло отражение в выступлениях, прозвучавших на I Всесоюзном съезде учителей (1925), где программы ГУСа были подвергнуты острой критике. Спустя 30 лет, в одной из «установочных» статей в 1955 г. известный историк педагогики и методолог Ф.Ф. Королев характеризовал деятельность ряда педагогов и деятелей Наркомпроса в 1920-е годы как «самоновейшие прожектерские выдумки буржуазной педагогики, сдобренные революционной фразеологией и модными этикетками» [1].»

Быкова Е.Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР В 1917–1930 гг.: Организационные и идеологические аспекты // Вестник томского государственного университета № 1(13) – 2011. – С. 179 - 189

В 1931–1932 гг., руководство страны предприняло меры для приведения школы в соответствие с потребностями очередного этапа реконструкции народного хозяйства. Перед школой была поставлена задача преодоления выпускниками неудовлетворительной общеобразовательной подготовки к поступлению в техникумы и вузы, недостаточного владения основами наук. Власть требовала не отрывать процесс повышения уровня теоретической подготовки учащихся от задач политехнического образования. Стратегии и приоритеты развития государственной образовательной политики (1917–1930 гг.) Проблемы современного образования - № 4 - 2015 http://www.pmedu.ru

В 1931–1932 гг., руководство страны предприняло меры для приведения школы в соответствие с потребностями очередного этапа реконструкции народного хозяйства.

Перед школой была поставлена задача преодоления выпускниками

  • неудовлетворительной общеобразовательной подготовки к поступлению в техникумы и вузы,
  • недостаточного владения основами наук.

Власть требовала не отрывать процесс повышения уровня теоретической подготовки учащихся от задач политехнического образования.

Стратегии и приоритеты развития государственной образовательной политики (1917–1930 гг.) Проблемы современного образования - № 4 - 2015 http://www.pmedu.ru

О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г. Основные задачи школы Предложить Наркомпросам союзных республик немедленно организовать научно-марксистскую проработку программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний (родной язык, математика, физика, химия, география, история), с расчетом, чтобы с 1 января 1932 г. начать преподавание по пересмотренным программам. Одновременно с пересмотром программ Наркомпросы должны принять ряд мер, обеспечивающих действительную возможность преподавания по новым программам (инструктирование учителей, издание соответствующих указаний и т. д.). Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г.

  • Основные задачи школы

Предложить Наркомпросам союзных республик немедленно организовать научно-марксистскую проработку программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний (родной язык, математика, физика, химия, география, история), с расчетом, чтобы с 1 января 1932 г. начать преподавание по пересмотренным программам.

Одновременно с пересмотром программ Наркомпросы должны принять ряд мер, обеспечивающих действительную возможность преподавания по новым программам (инструктирование учителей, издание соответствующих указаний и т. д.).

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г. Об учебных программах … . ЦК считает, что они все еще страдают существенными недостатками и должны быть в части программ 5, 6 и 7-го годов переработаны. Основными недостатками программ являются: а) перегрузка программ учебным материалом, приводящая к тому, что ряд дисциплин проходится в школе наспех, а знания и навыки детьми твердо не усваиваются и не закрепляются (по математике — отдел стереометрии в 7-й группе, по литературе — включение в учебные программы произведений, недоступных учащимся, и т. д.); Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г.

  • Об учебных программах

… . ЦК считает, что они все еще страдают существенными

недостатками и должны быть в части программ 5, 6 и 7-го годов переработаны.

Основными недостатками программ являются:

а) перегрузка программ учебным материалом, приводящая к тому, что ряд дисциплин проходится в школе наспех, а знания и навыки детьми твердо не усваиваются и не закрепляются (по математике — отдел стереометрии в 7-й группе, по литературе — включение в учебные программы произведений, недоступных учащимся, и т. д.);

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г. б) недостаточность и даже отсутствие увязки между отдельными программами, в особенности между программой по математике и/черчению, а также между программами по математике, физике, химии и программой по труду и т. д. (геометрические знания, требуемые программой по черчению 5-го года, даются лишь в 6-м году, изучение физики в 5, 6 и 7-м годах не обеспечено объемом математических знаний и т. д.); в) наличие принципиальных ошибок в ряде программ и упрощенческо-вульгаризаторский подход некоторых составителей программ к своей задаче (отсутствие понятия об ускорении, понятия о силе и законах Ньютона в курсе физики, смазывание понятия о клетке в курсе биологии, отсутствие ориентировки на карту в курсе географии, отдельные политические ошибки в курсе обществоведения); Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г.

б) недостаточность и даже отсутствие увязки между отдельными программами, в особенности между программой по математике и/черчению, а также между программами по математике, физике, химии и программой по труду и т. д. (геометрические знания, требуемые программой по черчению 5-го года, даются лишь в 6-м году, изучение физики в 5, 6 и 7-м годах не обеспечено объемом математических знаний и т. д.);

в) наличие принципиальных ошибок в ряде программ и упрощенческо-вульгаризаторский подход некоторых составителей программ к своей задаче (отсутствие понятия об ускорении, понятия о силе и законах Ньютона в курсе физики, смазывание понятия о клетке в курсе биологии, отсутствие ориентировки на карту в курсе географии, отдельные политические ошибки в курсе обществоведения);

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г. г) недостаточность исторического подхода к программам по общественным предметам, выражающаяся в том, что в них крайне слабо дается представление об историческом прошлом народов и стран, о развитии человеческого общества и т. д. Существенным недостатком является и то, что не разработаны еще программы по истории. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г.

г) недостаточность исторического подхода к программам по общественным предметам, выражающаяся в том, что в них крайне слабо дается представление об историческом прошлом народов и стран, о развитии человеческого общества и т. д.

Существенным недостатком является и то, что не разработаны еще программы по истории.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г.

2. При переработке программ руководствоваться следующим:

а) провести внутреннее перераспределение учебного материала программ по математике, физике, химии и биологии для групп 2-го концентра, приведя объем и характер учебного материала этих программ в полное соответствие с возрастными особенностями детей каждой из этих групп.

Одновременно с этим необходимо произвести и частичное сокращение программ 2-го концентра по математике, физике, биологии и химии, с тем чтобы безусловно обеспечить твердое и прочное усвоение и закрепление основ каждой науки;

б) устранить существующие факты недостаточной увязки между учебными программами II концентра по математике, физике и химии, а также и между программами по истории, обществоведению, литературе и языкам;

в) учесть необходимость использования в учебных занятиях (упражнения по русскому языку, математике, обществоведению и т. д., лабораторные работы по физике, химии и естествознанию) материала социалистического строительства, обеспечив тщательный подбор доступного детям материала;

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

г) значительно усилить элементы историзма в программах по обществоведению, по языку и литературе, географии, иллюстрируя основные разделы и темы этих дисциплин необходимым фактическим материалом, историческими экскурсами и сравнениями;

д) предусмотреть увеличение количества часов на математику, построив курс математики в начальной и средней школе таким образом, чтобы обеспечить переход к следующим ступеням профтехнического образования;

е) в программах

  • по физике ввести отсутствующие элементы статики, понятие о силе, о законах Ньютона;
  • по биологии — понятие о клетке и клеточном строении организма; по химии необходимо более систематическое построение программы, рассчитанное на твердое усвоение элементарных химических понятий;
  • по географии — программа должна обеспечить знание карты, в особенности карты СССР, основных понятий физической географии, основных элементов физической, природной и экономической географии СССР как в целом, так и каждой из республик, краев и областей в отдельности; в учебные программы по географии должны быть включены в надлежащем объеме знания по географии капиталистических стран;

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ж) признать необходимым, чтобы средняя школа обязательно обеспечила знание одного иностранного языка каждому оканчивающему школу ;

з) отмечая, несмотря на некоторое улучшение, все еще неудовлетворительное состояние программ и преподавания родного языка и обществоведения , ЦК ВКП(б) предлагает НКПросу РСФСР обратить особое внимание на разработку программ по этим предметам и улучшение преподавания их.

Программа по родному языку должна обеспечить усвоение действительно систематического и точно очерченного круга знаний, а также прочных навыков правильного чтения, письма и устной речи, введя в практику учебной работы учащихся самостоятельные письменные работы, грамматический разбор и т. п. как в классе, так и на дому;

и) признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам* географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, соц.-экономическое развитие и т. д.) ;

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

к) придавая большое значение постановке трудового обучения в политехнической школе, признать необходимым переработать учебные программы по тр уду, с тем чтобы обеспечить действительное соединение обучения с производительным трудом и изучение «в теории и на практике главных отраслей производства» . Исходя из этого, необходимо обеспечить, как указывал Ленин, следующие «основы (начатки) политехнического образования»: «основные понятия об электричестве», «применение электричества к механической промышленности», «тоже к химической», «тоже о плане электрификации РСФСР», посещение «не менее 1—3 раз» электрической станции, завода, совхоза, знать «такие-то основы агрономии и т. д. Разработать детально минимум знаний». В связи и наряду с этим учащимся в средней школе должно быть обеспечено овладение основными инструментами и получение навыков по обработке дерева, металла и пр. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

к) придавая большое значение постановке трудового обучения в политехнической школе, признать необходимым переработать учебные программы по тр уду, с тем чтобы обеспечить действительное соединение обучения с производительным трудом и изучение «в теории и на практике главных отраслей производства» .

Исходя из этого, необходимо обеспечить, как указывал Ленин, следующие «основы (начатки) политехнического образования»: «основные понятия об электричестве», «применение электричества к механической промышленности», «тоже к химической», «тоже о плане электрификации РСФСР», посещение «не менее 1—3 раз» электрической станции, завода, совхоза, знать «такие-то основы агрономии и т. д. Разработать детально минимум знаний».

В связи и наряду с этим учащимся в средней школе должно быть обеспечено овладение основными инструментами и получение навыков по обработке дерева, металла и пр.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г.

II. Об организации учебной работы и укреплении школьного режима

Отметить, что в отношении организации учебных занятий в школе, после постановления ЦК 6т 5 сентября 1931 г., установлен больший порядок (твердые расписания, более четкая организация учебной работы и хода учебных занятий).

… . учебный процесс в школе организовать на следующей основе:

а) Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся.

Эта форма должна включить в себя под руководством учителя общегрупповую, бригадную и индивидуальную работу каждого учащегося с применением разнообразных методов обучения.

При этом должны быть всячески развиваемы коллективные формы учебной работы, не практикуя организации постоянных и обязательных бригад.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

б) Преподаватель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к работе в кабинете, в лаборатории, учебной мастерской и широко применяя наряду с этими основными методами различного рода демонстрации опытов и приборов, экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т. п.);  при этом преподаватель должен всемерно помогать детям при затруднениях в их учебных занятиях. Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания, в меру овладения определенным курсом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа в лабораториях, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебных целях и т. п.). Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

б) Преподаватель

обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к работе в кабинете, в лаборатории, учебной мастерской и широко применяя наряду с этими основными методами различного рода демонстрации опытов и приборов, экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т. п.);

при этом преподаватель должен всемерно помогать детям при затруднениях в их учебных занятиях.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания, в меру овладения определенным курсом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа в лабораториях, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебных целях и т. п.).

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

в) В основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся. Преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика. На основе этого изучения преподаватель обязан в конце каждой четверти составлять характеристику успеваемости каждого ученика по данному предмету. Всякие сложные схемы и формы учета и отчетности — запретить. Считать необходимым установление в конце года проверочных испытаний для всех учащихся. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

в) В основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся.

Преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика.

На основе этого изучения преподаватель обязан в конце каждой четверти составлять характеристику успеваемости каждого ученика по данному предмету.

Всякие сложные схемы и формы учета и отчетности — запретить.

Считать необходимым установление в конце года проверочных испытаний для всех учащихся.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко,  П.П. Блонский, С.Т. Шацкий По поручению Полтавского губнаробраза А.С. Макаренко организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы. В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. А.С. Бубнов В 1925г. — секретарь  ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР.  С сентября 1929 года — Нарком Просвещения РСФСР. «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу.

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий

По поручению Полтавского губнаробраза А.С. Макаренко организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы.

В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького.

А.С. Бубнов

В 1925г. — секретарь

ЦК партии.

Член ВЦИК, ЦИК СССР. С сентября 1929 года —

Нарком Просвещения

РСФСР.

«Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу.

С. Т. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. Блонский  П.П. Значительная часть психологических трудов имеет педагогическую направленность.  Изучал проблему возрастных  особенностей умственного  развития детей.

С. Т. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения

Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

Блонский П.П.

Значительная часть

психологических трудов имеет педагогическую направленность.

Изучал проблему возрастных

особенностей умственного

развития детей.

Трансформация школьного самоуправления 1918 г. «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» Отрицание дореволюционных дисциплинарных практик – декларативная отмена любых наказаний Л. Пантелеев «Республика ШКИД» 1920-е гг. – ведется дискуссия о необходимости школьных наказаний. Введение ученического самоуправления и образование школьных пионерских и комсомольских организаций А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» 1930-е гг. – наказания постепенно восстанавливаются в правах параллельно со становлением правил поведения в школе Постепенное возвращение дисциплинарного контроля в руки учителей и школьной администрации

Трансформация школьного самоуправления

1918 г. «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»

Отрицание дореволюционных дисциплинарных практик – декларативная отмена любых наказаний

Л. Пантелеев «Республика ШКИД»

1920-е гг. – ведется дискуссия о необходимости школьных наказаний.

Введение ученического самоуправления и образование школьных пионерских и комсомольских организаций

А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»

1930-е гг. – наказания постепенно восстанавливаются в правах параллельно со становлением правил поведения в школе

Постепенное возвращение дисциплинарного контроля в руки учителей и школьной администрации

Трансформация школьного самоуправления 1920-е гг. «Взвалив на плечи учащихся тяжесть вопроса о поведении, порядке и дисциплине, мы превращаем органы самоуправления в органы дисциплинарного взыскания; учащиеся не справляются с этой работой и «передают» нарушителей дисциплины сначала «на учком», а потом все чаще и чаще «на школьный совет»* Сложившиеся педагогические практики : - Физическое давление (насильное умывание; «вышвыривание из класса»; «вызов родителей» в школу, подразумевающий возможность домашних телесных наказаний); - Социальное давление вывешивание имен нарушителей в школе и избах-читальнях; составление кодексов нарушений и наказаний; исключение из школы после четвертого нарушения) * Крупская Н.К. Организационное и воспитательное влияние школы //На путях к новой школе. 1928. № 5-6. – С. 8

Трансформация школьного самоуправления

1920-е гг.

«Взвалив на плечи учащихся тяжесть вопроса о поведении, порядке и дисциплине, мы превращаем органы самоуправления в органы дисциплинарного взыскания; учащиеся не справляются с этой работой и «передают» нарушителей дисциплины сначала «на учком», а потом все чаще и чаще «на школьный совет»*

Сложившиеся педагогические практики :

- Физическое давление (насильное умывание; «вышвыривание из класса»; «вызов родителей» в школу, подразумевающий возможность домашних телесных наказаний);

- Социальное давление вывешивание имен нарушителей в школе и избах-читальнях; составление кодексов нарушений и наказаний; исключение из школы после четвертого нарушения)

* Крупская Н.К. Организационное и воспитательное влияние школы //На путях к новой школе. 1928. № 5-6. – С. 8

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ  Из тезисов доклада на политпросвет секции V съезда РКСМ 17 октября 1922 г. «Мы, пионеры, боремся во всем мире за создание нового трудового общества» — вот идея, которая должна тщательно культивироваться, которая романтикой своих отдельных эпизодов и грандиозностью своего размаха должна покорять себе все чувства детей. Это сознание выполнения своего долга не должно, конечно, переходить в самохвальство и кастовую замкнутость. Законы юных пионеров 1. Пионер верен рабочему классу и коммунизму. 2. Пионер — друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу. 3. Пионер честен и правдив. Его слово как гранит. 4. Пионер дисциплинирован. 5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества. 6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд. 7. Пионер чист в мыслях, словах и на деле.

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Из тезисов доклада на политпросвет секции V съезда РКСМ

17 октября 1922 г.

«Мы, пионеры, боремся во всем мире за создание нового трудового общества» — вот идея, которая должна тщательно культивироваться, которая романтикой своих отдельных эпизодов и грандиозностью своего размаха должна покорять себе все чувства детей. Это сознание выполнения своего долга не должно, конечно, переходить в самохвальство и кастовую замкнутость.

Законы юных пионеров

1. Пионер верен рабочему классу и коммунизму.

2. Пионер — друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.

3. Пионер честен и правдив. Его слово как гранит.

4. Пионер дисциплинирован.

5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.

6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.

7. Пионер чист в мыслях, словах и на деле.

Трансформация школьного самоуправления Сложившиеся педагогические практики : - реставрация авторитета учителя; «…. вменить в обязанность заведующим школами и педагогам повести настойчивую воспитательную работу, борясь с нарушающими порядок в школе проступками учащихся, привлекая к этому делу общественные организации, родителей, комсомольские и пионерские организации, а неисправных из учащихся, хулиганствующих и оскорбляющих учащий персонал, нарушающих распоряжения администрации школы и педагогов и ломающих школьный режим, портящих или расхищающих имущество школы, исключать из школы без права поступления в школу сроком от одного до трех лет» ** 1930-е гг. «Поставить работу органов детского самоуправления в школе таким образом, чтобы она главным образом была направлена на повышение качества учебы и укрепление сознательной дисциплины» * * О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г. ** Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г.

Трансформация школьного самоуправления

Сложившиеся педагогические практики :

- реставрация авторитета учителя;

«…. вменить в обязанность заведующим школами и педагогам повести настойчивую воспитательную работу, борясь с нарушающими порядок в школе проступками учащихся, привлекая к этому делу общественные организации, родителей, комсомольские и пионерские организации, а неисправных из учащихся, хулиганствующих и оскорбляющих учащий персонал, нарушающих распоряжения администрации школы и педагогов и ломающих школьный режим, портящих или расхищающих имущество школы, исключать из школы без права поступления в школу сроком от одного до трех лет» **

1930-е гг.

«Поставить работу органов детского самоуправления в школе таким образом, чтобы она главным образом была направлена на повышение качества учебы и укрепление сознательной дисциплины» *

* О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г.

** Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТАТОЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В работе среди учителей следует руководствоваться указанием, данным Лениным еще в 1922 г.: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе»*  * О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТАТОЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В работе среди учителей следует руководствоваться указанием, данным Лениным еще в 1922 г.: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе»*

* О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТАТОЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ  (Из постановления ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930 г. ) 12.  Чтобы обеспечить школы всеобщего начального обучения необходимыми педагогическими кадрами в соответствии с планами проведения всеобщего обучения, поручить правительствам союзных республик провести следующие мероприятия: а) срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них, а также усилить применение других форм подготовки учителей; б) принять меры к привлечению на педагогическую работу учителей, работающих не по специальности; в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений;

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТАТОЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

(Из постановления ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930 г. )

12. Чтобы обеспечить школы всеобщего начального обучения необходимыми педагогическими кадрами в соответствии с планами проведения всеобщего обучения, поручить правительствам союзных республик провести следующие мероприятия:

а) срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них, а также усилить применение других форм подготовки учителей;

б) принять меры к привлечению на педагогическую работу учителей, работающих не по специальности;

в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений;

О ПОДГОТОВКЕ К ВВЕДЕНИЮ СЕМИЛЕТНЕГО ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

О ХОДЕ ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Постановление СНК РСФСР

Из постановления ЦК ВКП(б)

13 марта 1934 г.

21 февраля 1931 г.

ЦК предлагает партийным организациям и наркомпросам союзных республик:

а) укрепить кадры районной инспектуры путем тщательного подбора работников; прекратить переброску их на другую работу;

б) немедленно организовать советы культурного строительства при риках;

в) установить систему культуполномоченных на селе, выбираемых для проверки и помощи сельсовету в деле всеобуча;

г) организовать систематическую работу с культармейцами, особенно из рабочих и колхозников, в целях повышения их политической и педагогической квалификации;

д) всю работу по всеобучу развертывать на основе единого плана всех организаций и массового применения форм культпохода (культпоход, культэстафета и т. п.).

3. Предложить НКПросу РСФСР установить обязательный минимум требований, которые должны предъявляться к учителям и заведующим школами, а также требований, которым должны отвечать учебное оборудование и школьные помещения, дав указание местным органам народного образования о том, чтобы при невыполнении этих условий не допускалось открытие

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ И НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Постановление СНК СССР 13 января 1934 г.

В развитие раздела V постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах (СЗ, 1932, № 68, ст. 409) и ст. 6 постановления ЦИК и СНК СССР от 15 сентября 1933 г. об улучшении использования молодых специалистов (СЗ, 1933, № 59, ст. 356) Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

I. Общие положения

1. Подготовка научных и научно-педагогических кадров по общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам осуществляется путем аспирантуры при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.

2. Подготовка научных и научно-педагогических работников производится только в тех высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, которые наиболее обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и располагают соответствующим оборудованием (библиотека, лаборатории, испытательные станции и т. п.).

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. [Текст] / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс