СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование слов при помощи суффиксов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие было разработано для факультативного логопедического занятия с обучающимися 9 класса, имеющими ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).

Просмотр содержимого документа
«Образование слов при помощи суффиксов»

Тема урока: «Образование слов при помощи суффиксов»

Цели и задачи урока: 

Образовательные:

- познакомить детей с новыми суффиксами, учить навыкам словообразования при помощи суффиксов;

- закрепить знания о правописании суффиксов, обогащать словарь детей.

Развивающие:

- развивать слуховое внимание, логическое мышление, речь ребенка.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в группе, умение красиво и правильно оформить и передавать свои мысли;

- воспитывать культуру коммуникации;

- формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества.

Оборудование: записи на доске, карточки, предметные и сюжетные картинки, схема обозначения суффиксов.

Ход занятия

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Прежде чем сесть за парту, ответьте мне на вопрос: «Какая у нас сейчас пора года, какой месяц, какое число?».

- Какое же у вас настроение в этот день?

II.Основная часть

1. Введение в тему занятия

-Прочитайте слова (запись на доске) и найдите в каждой группе общую часть, с помощью которой эти слова образованы.

-лес, лесок, лесник;

-кот, котик, кошачий, кошечка, котенок;

-лист, листовой, листочек.

- Сформулировать тему занятия и записать её на доске.



2.Знакомство с правописанием и значением суффиксов -онок-, -ёнок-

-Назовите изображенных животных. Запишите названия их детенышей. Картинки: медведь, заяц, лось, белка, ёж.

-Рассмотрите детенышей животных и запишите их названия. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы эти слова. От каких слов образованы слова-названия детёнышей животных?

Картинки: поросенок, теленок, ягненок, козленок, жеребенок.

-Назовите и запишите названия детенышей животных и птиц, которые образованы при помощи суффиксов –онок-, -ёнок-.

3. Дифференциация суффиксов -ик-, -ищ-, -ин-.

-Функция суффиксов -ик-, -ищ-, -ин- - превращение маленьких предметов в большие и наоборот. Давайте превратим предметы маленькие и большие при помощи этих суффиксов. Запишите названия предметов в две колонки.

Рука-… Нога-… Дом-…

Стол-… Нос-… Усы-…

4. Знакомство с суффиксами -чик-, -ок-.

-Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: кому можно дать чемоданчик, а кому кузовок? Почему? (на доске выставляются картинки, изображающие чемоданчик и кузовок, а также суффиксы -чик-, -ок-).

Карточки со словами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.

-Назовите слово, от которого вы образовали несколько новых слов. Чем отличаются эти слова? Объясните значения слов.

5. Гимнастика для глаз

6. Работа на уровне словосочетания

-Придумай и запиши (запись на доске) словосочетания так, чтобы использовать слова из каждого столбика. Слова: вкусный, маленький, мягкий, хороший, румяный, кислый, супчик, дубок, диванчик, мальчик, пирожок, лимончик.

7. Обогащение словаря профессий

Знакомство с суффиксами -ор-, -тель-.

-Посмотрите на таблички. Какие суффиксы записаны на них? Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессий в клеточки, расположенные под табличками и назовите суффиксы, при помощи которого образовалось данное слово.

Мельница -ор-

1.Человек, который работает на радио? (Диктор.)

2. Он в школе самый главный? (Директор.)

3. Он продает и проверяет билеты в транспорте? (Кондуктор.)

Мельница -тель-

1.Он работает в школе? (Учитель.)

2. Он пишет рассказы, сказки? (Писатель.)

3.Он спасает людей? (Спасатель.)

4. Он строит дома? (Строитель.)



8. Знакомство с суффиксами -онк-, -никк-, -ниц-.

- Посмотрите на картинки. Назовите предметы посуды, в которых хранятся или подаются на стол эти продукты. Запишите названия этих предметов, выделите суффиксы, с помощью которых они образованы. Картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.

III. Итог занятия. Рефлексия

На доску вывешиваются схемы с суффиксами.

-Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы сегодня узнали на занятии? Назовите суффиксы, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны? Кто все понял на занятии, поднимает зеленый кружок, кто что-то не усвоил или есть вопросы, тот поднимает красный кружок.

-Занятие закончено. Молодцы ребята.