Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Журавушка» с. Вавож
Рассмотрено на педагогическом совете МДОУ д/с «Журавушка» с. Вавож протокол № _______ от «____» ______ 20 ___г. | Утверждено приказ № ______ от «___» _____20___г. заведующий МДОУ д/с «Журавушка» с. Вавож _____ /О.А. Федорова |
Образовательная программа
дополнительного образования
Мир танца
Музыкальный руководитель:
Шубина Марина Валерьевна
с. Вавож
Пояснительная записка
«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте»
Платон
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.
Овладение элементами хореографии, народных и современных танцев в непосредственно образовательной музыкальной деятельности повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.
Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.
Задачи:
Обучающие:
обучить простейшим элементам классического и народного танца;
обучить элементам музыкальной грамоты;
познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
Развивающие:
способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
формировать интерес к танцевальному искусству;
развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
развивать художественный вкус.
Воспитательные:
воспитать культуру поведения и общения;
воспитать умение ребенка работать в коллективе;
заложить основы становления эстетически развитой личности;
воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей:
Показ танцев различных жанров(вальс, полька, русские народные, современные).
Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания танцев, используя движения и пластику.
Самостоятельно придумывать и показывать импровизированные движения используя жест, мимику, пластику движений.
Уметь выражать свои эмоции языком танца.
С желанием участвовать в любом виде деятельности.
Передавать полученный опыт малышам.
Формы занятий:
комбинированное занятие;
практическое занятие;
игра, праздник, конкурс;
творческая встреча;
репетиция;
концерт, открытое занятие.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
фронтальная;
в парах;
групповая;
индивидуально–групповая;
ансамблевая.
Методы организации образовательного процесса:
словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
практический (упражнения).
Приемы:
игра;
беседа;
показ видеоматериалов;
показ педагогом;
наблюдение.
Материально – техническое обеспечение программы:
просторное помещение с зеркалами;
фортепиано, магнитофон, диски, телевизор, ноутбук;
коврики, обручи, скакалки, мячи, кубики, веночки,цветы, ленты на палочках;
альбомы, фломастеры, карандаши;
костюмы для занятий и специальную обувь детям (приобретают сами родители по указанию руководителя).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: старший дошкольный возраст 5-7 лет. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей.
Место проведения: музыкальный зал.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий 25 – 30 минут.
Количество детей в группе: 16 воспитанников.
Содержание программы
Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
- Ознакомление детей с танцевальной азбукой:
- постановка корпуса;
- упражнения для рук, кистей, и пальцев;
- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;
Выполнение упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка)
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы
- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;
- сочинение с детьми танцевальных этюдов;
- разучивание танцев;
- ознакомление детей с играми;
- применение игр на занятиях.
Тема 4. Итоговое занятие.
- показ разученного материала на родительских собраниях;
- концерты для детей и родителей.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью.Она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Программа кружка «Мир танца»
Месяц | Количество занятий | Наименование этапов разучивания танца | Название танца | Исполнение на празднике |
Сентябрь | 1 | Вводные занятия. Правила поведения и техники безопасности | Танец «Русский перепляс» | |
3 | Игровые технологии |
2 | Изучение элементов различных движений |
3 | Отработка движений |
Октябрь | 3 | Соединение движений в танец | | Осенний бал |
4 | Отработка танца |
| Исполнение танца |
Ноябрь | 1 | Изучение элементов различных движений | Танец «Стильный танец» | День матери |
3 | Отработка движений |
2 | Соединение движений в танец |
4 | Отработка танца |
| Исполнение танца |
Декабрь | 2 | Изучение элементов различных движений | Танец «Полька» | Новый год |
2 | Отработка движений |
1 | Соединение движений в танец |
3 | Отработка танца |
| Исполнение танца |
Январь | 3 | Изучение элементов различных движений | Танец «Вальс» | |
4 | Отработка движений |
Февраль | 3 | Соединение движений в танец | День Защитника Отечества; 8 Марта |
5 | Отработка танца |
| Исполнение танца |
Март | 1 | Изучение элементов различных движений | Танец «Веселинка» | |
2 | Отработка движений |
2 | Соединение движений в танец |
4 | Отработка танца |
Апрель | | Исполнение танца | Танец «Смуглянка» | 1 апреля- День смеха |
1 | Изучение элементов различных движений |
2 | Отработка движений |
2 | Соединение движений в танец |
Май | 4 | Отработка танца | 9 Мая – День Победы |
| Исполнение танца |
Взаимодействие с родителями:
Родители - помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к танцам;
Беседы с родителями, их участие в работе кружка. Помогают дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях, тем самым, достичь желаемых результатов.
Литература:
Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». М.: «Айрис – пресс», 2005.
Барышникова Т. К. Азбука хореографии. СПб.: 1996.
Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду». М.: «Просвещение», 1985.
Захаров Р. «Сочинение танца». М.: «Искусство», 1983.
Климов А. «Основы русского народного танца». М.: 1994.
Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Ярославль: «Академия Холдинг», 2000.
Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». М.: «Линка – пресс», 2006.
Интернет-ресурсы.