Пояснительная записка
Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в
Бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Северобайкальск 2020-2021 учебном году .Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с РАС, разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
1. анализ и подбор содержания,
2.изменение структуры ОП НОО,
3.использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности
Нормативной основой АОП НОО являются документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказы МОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и №2357от 22 9.2011
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 марта 2011 г.Регистрационный N 19993/"Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";
Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ
№11 (коррекционная работа).
Устав школы.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на
использование включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми
и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от
него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек,
нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно
развивающихся детей основы математических представлений формируются в
естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и
умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических
задач с опорой на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с РАС
Для обучающегося, получающего образование по варианту 8.2 адаптированной
основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Мальчик плохо владеет речью, он постоянно нуждается в уходе и присмотре. В
связи с этим мальчик требует значительной помощи, объем которой существенно
превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном
нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития обучающегося с РАС невозможно соотнести с
какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного
недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения,
коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности мальчика, как в семье, так и в обществе.
В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной
деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у
обучающегося возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического»
компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной
сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями
гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, мальчик не
способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой
организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих
реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных
оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности обучения
Занятия по предмету «математика» проводятся 3 раза в неделю.
На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную
самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени
сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого
ребенка. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую
(сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 102 часа – 3 часа в
неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты
Содержание курса
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о
величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с
временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление
последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью
до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и
концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в
единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение
множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества,
уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание
цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление
множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько
единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение
арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен
денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине.
Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по
ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение
предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых
геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»,
«призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической
фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической
фигурой.
Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение
месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»,
«сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в
Заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая
сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из
нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе
коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения
учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и
поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения
здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении
действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций
занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение
текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная)
игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная)
Методы обобщения и систематизации изученного.
Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу,
алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание,
благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ),
формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание
атмосферы эмоционального комфорта и др.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений,
навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам,
положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с
применением индивидуального и дифференцированного подхода.
Учебно-методический комплекс
• Счетные палочки
• Счетный материал
• Геометрические фигуры
• Линейка-трафарет
• Лента цифр
• Раздаточный материал
• Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)
• Мозаики
• Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов
• Карточки с изображением цифр
• Циферблат часов
Литература
В обучении используются дидактические материалы по математике для
дошкольников :
1 «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;
2 Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
А.А.Хилько,Б.Л. Мершон, М, «Просвещение», 1987г.;
3 Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Математика. 1 класс. В 2-х частях.
4.Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
5 Прописи 6
Антропология серий развивающих компьютерных игр «Супердетки» - «Учим цифры»,
«Арифметика».
Тематическое планирование
Класс: 2Б Учитель: Гармандир О.Н.
Количество часов: всего - 102 часа; в неделю - 3 часа.
Раздел, тема урока
№ | тема урока | дата | количество |
1 | «Большой - маленький» | | 1 |
2 | «Высокий низкий» | | 1 |
3 | «Широкий узкий» | | 1 |
4 | Повторение изученного материала | | 1 |
5 | «Количественные представления» | | 1 |
6 | «Мало много» | | 1 |
7 | «Пусто» | | 1 |
8 | Времена года: зима | | 1 |
9 | Времена года: лето | | 1 |
10 | Части суток: день, ночь | | 1 |
11 | Неделя | | 2 |
12 | «Пространственные представления» | | 2 |
13 | «Вверху - внизу» | | 2 |
14 | «Впереди сзади» | | 2 |
15 | «Слева - справа» | | 2 |
16 | «Справа - слева» | | 2 |
17 | «Справа - слева» | | 2 |
18 | «Вверху внизу», «в середине» | | 2 |
19 | «Первый - последний» | | 2 |
20 | «Перед, после, между» | | 2 |
21 | Повторение изученного материала | | 2 |
22 | «Представления о форме» | | 2 |
23 | Геометрические фигуры. | | 2 |
24 | Круг. | | 2 |
25 | Круг большой- маленький. Группировка фигур. | | 2 |
26 | Геометрические фигуры. Квадрат. | | 2 |
27 | Квадрат большой - маленький. Группировка фигур. | | 2 |
28 | Обводка узора из геометрических фигур по трафарету. | | 2 |
29 | Штриховка геометрических фигур в разных | | 2 |
30 | направлениях. | | 2 |
31 | Знакомство с объемной фигурой - шар. | | 2 |
32 | Знакомство с объемной фигурой - куб. | | 2 |
33 | Соотнесение геометрического тела с геометрической | | 2 |
34 | фигурой: куб – квадрат, шар – круг. | | 2 |
35 | Различение геометрических тел: «шар», «куб» | | 2 |
36 | Повторение изученного материала | | 2 |
37 | Узнавание и выделение цифры 1 | | 2 |
38 | Соотнесение цифры 1 | | 2 |
39 | Конструирование цифры 1 | | 2 |
40 | Узнавание и выделение цифры 2 | | 2 |
41 | Соотнесение цифры 2 | | 2 |
42 | Конструирование цифры 2 | | 2 |
43 | Узнавание и выделение цифры 3 | | 2 |
44 | Соотнесение цифры 3 | | 2 |
45 | Конструирование цифры 3 | | 2 |
46 | Повторение изученного материала | | 2 |
47 | Прямой и обратный счет 1- 3 | | 2 |
48 | Выделение трех предметов из множества | | 2 |
49 | Счет в пределах трех. | | 2 |
50 | Письмо цифр 1, 2, 3 | | 2 |
51 | Решение задач на увеличение на одну единицу | | 1 |
52 | Решение задач на уменьшение на одну единицу | | 1 |
53 | Проверочная работа по разделу цифры | | 1 |
54 | «Временные представления» | | 1 |
55 | Времена года. Дифференциация. | | 1 |
56 | Части суток. Дифференциация. | | 1 |
57 | Контрольная работа. | | 1 |
58 | Работа над ошибками. | | 1 |
59 | Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. | | 1 |
60 | Повторение изученного материала | | 1 |
61 | Повторение изученного материала | | 1 |
62 | Итоговое занятие. | | 1 |