СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа специальность баян( аккордеон)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Програма учебного предмета " Специальность" по виду инструмента ( баян.аккордеон) разработана на основе и с учетом ФГТ к дополнительной предпофессинальной  общеразовательной программе в области музыкального искусства " Народные инструменты"

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа специальность баян( аккордеон)»

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Лаганская детская школа искусств»





УТВЕРЖДАЮ Программа рассмотрена и

Директор МКОУ ДОД «ЛДШИ» защищена на заседании педсовета

_____________ МКОУ ДОД ЛДШИ

Бембеев Е.Н.

«____»_____2013 г. «____»______2013 г.


Образовательная программа



«Специальность баян (аккордеон)»



срок реализации – 8лет







Шарикова Светлана Витальевна,

преподаватель народного отделения






Лагань 2013г.


Структура программы учебного предмета



I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся



IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература







I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян, аккордеон», далее – «Специальность (баян, аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян, аккордеон)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (баян, аккордеон)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян, аккордеон)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до восьми лет, составляет 8(9) лет;

– с девяти до двенадцати лет, составляет 5 (6) лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (баян-аккордеон)»:

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

5 лет

6-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

924

214,5

Количество

часов на аудиторные занятия

559

82,5

363

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

561

132


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян-аккордеон)»

Цели:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.


Задачи:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

    • овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

    • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

    • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

    • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

    • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян , аккордеон)».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян, аккордеон)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов , так необходимых для самых маленьких учеников.



II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян, аккордеон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения 8( 9) лет



Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

214,5


1530,5




Срок обучения –5( 6) лет


Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

363

82,5

445,5

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

561

132

693

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

214,5


1138,5


Учебный материал распределяется по годам обучения ‑ классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения – 8(9) лет

Первый класс (2 часа в неделю)

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на баяне-аккордеоне. Формирование начальных навыков разбора нотного текста, расположение нот в скрипичном и басовых ключах в пределах первой октавы, основные виды длительностей нот и пауз, знаки альтерации.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. . Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, развитие чувства ритма, мелкой моторики, координации движения пальцев и кистей рук, развитие памяти на основе пальчиковой гимнастики и музыкально-ритмических игр. Постановка левой руки. Развитие эмонациональной сферы. Овладение навыком ведения и смены меха, штрихи нон легато, легато. Гамма хроматическая правой рукой.

Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен. Игра в ансамбле с педагогом. Оценочные критерии:

  • Знаковые оценки (солнышко, тучка)

  • Оценка в виде символа (мажорки – минорки, золотые нотки)


Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

К концу года ученик должен освоить: 15-20 пьес, песенок, попевок исполняемых двумя руками вместе

  • этюды, ансамбли с другим учеником или преподавателем разной степени завершенности (от разбора - знакомства до концертного исполнения с обязательной точкой фиксации каждого музыкального произведения в “Индивидуальном плане учащегося”)

  • различные упражнения для обеих рук

  • гамму До мажор, соль мажор 2-мя руками вместе в одну октаву.

Примерный репертуарный список контрольного урока в конце первого полугодия

Считалочки «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз»

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – контрольный урок

(2 разнохарактерных пьесы).

Май- переводной академический концерт( 2 разнохарактерных пьесы)



Примерный репертуарный список контрольного урока в конце учебного года.

1. Бойцова Г. «Веселый чай».

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Шаинский В. Песенка про кузнечика

2. Бажилин Р. «Эхо»

Калинников В. Журавель

Русская народная песня « Не летай соловей».


Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Знать расположение нот в пределах 2-х октав. Точное исполнение обозначенных штрихов. Владение динамическими оттенками ( p, mp, f, mf). C, G, F-Dur , (каждой рукой в 1-у октаву 1-е полугодие) штрих нон легато, легато. Второе полугодие двумя вместе. Арпеджио короткие, аккорды и их обращения правой рукой. Ля ,ми ,ре-минор (натуральный, мелодический) отдельными руками в одну октаву. Знакомство с красочными приемами ( репетиция, шумовые эффекты).

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:


2-3 этюда;

10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.



За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие


Декабрь – контрольный урок

(2 разнохарактерных пьесы).


Май – переводной академический концерт.

(2 разнохарактерные пьесы).


Примерный репертуарный список контрольного урока в конце первого полугодия:

1.Самойленко Б. Игра с мячом 2. Тиличева Е. «Спите куклы» , Самойленко В. Раз, два, левой.

Примерный репертуарный список переводного академического концерта (зачета)

1. Гнесина Е. «Песня»

Украинская народная песня «Ой, под вишнею»

2. Русская нар. песня « Во саду ли в огороде»

Чайкин Н. Марш

Моцарт В. Азбука


Третий класс (2 часа в неделю)

Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.

Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.

В программу включаются пьесы кантиленного характера.

Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Игра на выборной клавиатуре легких пьес, упражнений.

Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками ( синкопы, двойные ноты). В течение 3 года обучения ученик должен пройти: гаммы До, Соль, Фа-мажор 2-мя руками , штрих нон легато в одну октаву, стоккато восьмыми длительностями в две октавы. Гаммы минорные гармонические и мелодические до одного знака в 2-е октавы каждой рукой штрих non legatо и staccato темп andante. Т53 с обращениями правой рукой в тех же тональностях. 4 этюда на различные виды техники, 12 пьес различного характера. Ко второму полугодию учащийся должен овладеть основными приёмами игры. Первое выступление на академическом концерте проводится в конце I полугодия.

На академическом концерте /май/ при переходе на 4 год обучения надо исполнить 2 разнохарактерных произведения.


хроматические упражнения, упражнения различных авторов;

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна мажорная гамма, этюд на разные виды техники).

Декабрь –академический концерт

(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна минорная гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(2 разнохарактерных произведения).


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Бажилин Р. Кукольный вальс

Русская народная песня «Сама садик я садила», обработка Красева М.

2. Калм. н. п. Улан-улан альчурта обр. Ханжина П.

Глинка М. Полька

Самойленко Б. Скакалка.


Примерный репертуарный список переводного академического концерта (зачета)

1. Глинка М. Жаворонок

Русская нар. песня Отдавали молоду.

2. Латышев А. В мире сказок (дет. сюита)

Украинская нар. песня Подоляночка



Четвертый класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Освоение двойных нот. Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения. Игра на выборном баяне- аккордеоне.

В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой.

В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.

Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д.

Упражнения на разные виды техники.

В течение 4 года обучения ученик должен пройти:

хроматические упражнения, упражнения различных авторов;

В первом полугодии мажорные гаммы до 3-х знаков в ключе 2-мя руками вместе в 2-е октавы, во втором -минорные до 2-х знаков 2-мя вместе в 2-е октавы. Короткие и длинные арпеджио2-мя вместе в тех-же тональностях. Т-53 2-мя вместе с обращениями. Выборный звукоряд гаммы мажорные до одного знака левой рукой в 1-у октаву штрих легато и стаккато . Темп анданте, короткие арпеджио левой рукой.

2-4 этюда на различные виды техники;

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов, из них 1-2 произведения с элементами полифонии.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет ( 1 мажорная гамма арпеджио короткие, аккорды, этюд на различные виды техники).

Декабрь –академический концерт (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет

(одна минорная гамма арпеджио ,аккорды, один этюд).

Май – переводной академический концерт (зачет)

(2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Варламов А. «Красный сарафан»

Русская народная песня Неделька обр. Суханова А. (выборн.)

2.Доренский А. Музыка для детей. В.2. (по выбору)

Калм. н. п. Песня матери

Примерный репертуарный список переводного академического концерта (зачета)

1 Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна и ак-на 1-3 кл(по выбору), Русская Нар. песня. «Как у наших у ворот» обр. А. Суркова

2. Семенов В. Современная школа игры на баяне (по выбору), укр. нар. песня. «Кучерява Катерина» переложение Н. Корецкого.


Пятый класс (2 часа в неделю)

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие. Освоение аккордовой техники .В течение 5 года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры;

при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие;

гаммы мажорные до 4-х знаков в две октавы 2-мя вместе, гаммы минорные до 3-х знаков 2-мя вместе в 2-е октавы. Короткие, длинные арпеджио 2-мя вместе в тех же тональностях. Т53 с обращениями в тех же тональностях. Выборный звукоряд гаммы мажорные до 2-х знаков в две октавы 2-мя вместе,

Короткие арпеджио 2-мя вместе в тех же тональностях. Т53 с обращениями в тех же тональностях. 4 этюда на различные виды техники; тремоло мехом тонических аккордов правой рукой в три октавы.

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов., из них 2-3 произведения полифонического стиля.1-2 произведения крупной формы.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (2 этюда на разные виды техники , этюд может быть заменен виртуозной пьесой).

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет

(2 гаммы, арпеджио длинные, короткие. аккорды, один этюд).

Май – переводной академический концерт (зачет).

(2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы)

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Гайдн И Менуэт Русская народная песня «Светит месяц», обработка Мотова А.

2 Бурьян О. 2 полифонические пьесы (по выбору)

Сапожнин В. «Веселая скрипка»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Cкарлатти Д. Ария

Бел.нар.песня. «Савка и Гришка» обр. Суханова А.(выборн.)


2. Власов В. Маленькая сюита ( Дюймовочка)

Римский–Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»

Дорджин С. «Саглр»


Шестой класс (2 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)

В течение 6 года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

гаммы мажорные до 5-ти знаков в две октавы 2-мя вместе, гаммы минорные до 4-х знаков 2-мя вместе в 2-е октавы. Короткие, длинные, ломаные ар арпеджио 2-мя вместе в тех же тональностях. Т53 с обращениями в тех же тональностях. Гаммы мажорные до одного знака терциями правой рукой только для баяна. Выборный звукоряд гаммы минорные до 2-х знаков в одну октаву. Короткие минорные арпеджио 2-мя вместе в тех же тональностях. т53 с обращениями в тех же тональностях.

4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов, из них 2 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Пьесы на выборном баяне.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет ( показ самостоятельно выученной пьесы).

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (две гаммы, один этюд, чтение нот с листа, термины ).

Май –переводной академический концерт (зачет)

(2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Бах И.С/ Ария F-Dur

Чонкушов П. Элистинский вальс

2. Кулау Ф. Вариации на тему Россини a-moll

Репников А. Гармонист из детской сюиты

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Завальный В. «Маленький калейдоскоп» (по выбору)

2.Калм.танец «Каблучки»обр.П.Ханжина. 3.Нефе Х-Г. Аллегретто С-Dur,

4.Русская народная песня «Семейная» обр. Лядова А. (выборн.)


Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.

Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.

Самостоятельная работа над произведением.

В течение 7 года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

игра всех мажорных и минорных гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов; Короткие, длинные, ломаные арпеджио 2-мя вместе в тех же тональностях. Т53 с обращениями в тех же тональностях. Гаммы мажорные до одного знака секстами правой рукой только для баяна. Выборный звукоряд гаммы минорные и мажорные до 3-х знаков в одну октаву. Короткие минорные арпеджио 2-мя вместе в тех же тональностях. Т53 с обращениями в тех же тональностях.

4 этюда на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;

6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов, в них 2 полифонии, 2 произведения крупной формы

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет ( показ самостоятельно выученной пьесы, значительно легче усвоенного предыдущего материала).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (2 гаммы (мажор-минор), арпеджио ломаные, длинные, короткие. аккорды, один этюд, чтение нот с листа, термины).

Май – экзамен (зачет)

(2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение кантиленного характера).



Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Брамс И. Венгерский танец №5

2. Калм. нар. песня. «Торhа» обр. А. Виноградова

3. Раков Н. Рассказ (выборн.)

4. Русская народная песня «Девицы-красавицы» обр. А. Сударикова


Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Манджиев А. «Танец с ходаками»

2.Бах И.С. Ария

3.Р. н. п. «Метелица» обр. В. Селезнева

4. На Юн Кин А. Две пьесы

Восьмой класс (2,5 часа в неделю)

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.

Подготовка к выпускному экзамену.

В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:

умение сыграть любую (минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе;

исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой solo.


За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие


Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения)

Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре.

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения).


Примерный репертуарный список итоговой аттестации:

1. Гендель Г. Пассакалия

2. Калм. нар. танец «Ишкимдык» обр. П. Ханжина

3. Дербенко Е. Марья-Царевна из сюиты «По щучьему велению»

4. Бетховен Л. СонатинаG-Dur

5. Бах И.С. Менуэт d-moll

Прелюдия C-Dur

6.Кусяков А. Две пьесы из сюиты «Зимние зарисовки»

7. Р. н. п. «Метелица» обр. В. Селезнева

8. Агафонов. Веселый этюд E-Dur


Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

Девятый класс (2, 5 часа в неделю)

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:

- к работе над техникой в целом;

- к работе над произведением,

- к качеству самостоятельной работы;

- к сформированности музыкального мышления.

Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.

С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока

(2 гаммы,1 этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – зачет

(2 новых произведения).

Март – академический вечер

(3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на выпускной экзамен).

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения).


Примерный репертуарный список

1. Бах И.С. Ария

2. Кулау Ф. Сонатина-До мажор

3.Кусяков А.Две пьесы из сюиты Зимние зарисовки

4. Русская народная песня Как по лугу по лужочку обр. Мотова В

5. Глинка М.И. Двухголосная фуга

6. Кулау Ф. Рондо (выборн.)

7. Семенов В .Сюита №2 из детского альбома

8. Русская народная песня От села до села обр. Н. Ризоля

Годовые требования по классам

Срок обучения – 5(6/) лет

Требования по специальности для обучающихся на баяне-аккордеоне сроком 6 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по шестилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога - выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.

Первый класс (2 часа в неделю)

Введение. Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных терминов). Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне- аккордеоне: посадка, постановка игрового аппарата. Упражнения, направленные на развитие координации рук. Подбор по слуху. Чтение нот с листа.

В течение 1 года обучения ученик должен пройти:

10 – 15 песен-прибауток (в течение 1 полугодия),упражнения, направленные на освоение различных ритмических группировок, на укрепление пальцев, динамические упражнения; хроматические. Мажорные гаммы Игра гамм различными приемами, ритмическими группировками; C, G, F-Dur , (каждой рукой в 1-у октаву 1-е полугодие) штрих нон легато, легато. Короткие арпеджио До, Соль, Фа правой рукой.

2-3 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;

10-12 пьес различного характера.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Бажилин Р. Кукольный вальс

2. Русская народная песня «Сама садик я садила», обработка Красева М.

3. Филиппенко А. Весенняя песенка

Глинка М. Полька

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета) . 1. Бах И.С. « Весной»

2. Русская нар. песня « Отдавали молоду.»

3. Латышев А. « В мире сказок»(дет. сюита)

4.Украинская нар. песня « Подоляночка»



В течение учебного года ученик должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерные пьесы).

Май – академический концерт переводной (зачет)

(2 разнохарактерные пьесы).


Второй класс (2 часа в неделю)

Расширение списка используемых музыкальных терминов. Освоение минорных гамм в виде упражнений. Подбор по слуху. Чтение с листа.


В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

мажорные гаммы: C–dur, G–dur; F–dur 2-мя вместе, минорные гаммы, - a-moll, e-moll правой рукой; Т53 с обращениями в гаммах До, Соль, Фа правой рукой.

штрихи те же, что и в 1 классе с добавлением ритмических группировок (дуоль, триоль)/

2- 4 этюда,

10-12 пьес различного характера, стиля, жанра, из них 1-2 произведения с элементами полифонии.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Хренников Т. Колыбельная

2. Иванов В. Вальс

3. Моцарт В. Весенняя песня

4. Ах, ты береза обр..В. Мотова

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бажилин Р. Кукольный вальс

2. Чайковский П. «Игра в лошадки» из «Детского альбома»

3. Гайдн Й. Немецкий танец

4. Русские народные песни «Уж ты, сад», «Ай, утушка луговая», обр. А.Иванова


В течение учебного года учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет

( одна гамма мажорная , арпеджио, короткие, аккорды. этюд).

Декабрь – академический концерт

(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(1 гамма минорная ,арпеджио,аккорды. 1 этюд).

Май – переводной академический концерт (зачет)

(2 разнохарактерные пьесы).



Третий класс (2 часа)

Освоение двойных нот, аккордов. Мажорные гаммы до 3-х знаков 2-мя вместе Минорные (мелодические) гаммы : e-moll, d-moll, a-moll 2-мя, гармонические правой рукой. Короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях. Тонические трезвучия с обращениями в них. Хроматическая гамма от звука « До». Тремоло мехом обращений Т53 правой рукой. Короткие арпеджио в комбинированном движении левой рукой четвертные ноты, правой рукой шестнадцатые ноты. Длинные Т53 арпеджио. Термины.

Штрихи: пройденные во 2 классе, освоение смешанных штрихов, пунктир. Выборный звукоряд гаммы мажорные до одного знака левой рукой, короткие арпеджио.

Динамика: forte-piano, crescendo-diminuendo.

Ритмические группировки: дуоль, триоль.

Освоение крупной формы.

Упражнения различных авторов.

2-3 этюда на различные виды техники. 10-12 пьес различного характера, стиля, жанра, из них 2-3 произведения полифонического стиля, 1-2 произведения крупной формы.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра на выборном баяне.


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Гайдн И.Анданте (выборный звукоряд)

2. Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна и ак-на 1-3 кл(по выбору)

3. Бах И.С.Менуэт

4. Дорджин С. «Саглр»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Фр. нар. песня Кадэ Русел, Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»

2. Кравченко Н. Вариации на тему р.н.п. «Не летай соловей»

3.Брамс И. Колыбельная

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет ( одна гамма мажорная , арпеджио, короткие, аккорды, этюд на разные виды техники).

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(1гамма минорная ,арпеджио,аккорды. гамма, 1 этюд).

Май – – переводной академический концерт. (2 разнохарактерных произведения).


Четвертый класс (2,5 часа в неделю)

Освоение двойных нот . гаммы мажорные до 4-х знаков в две октавы 2-мя вместе, гаммы минорные до 3-х знаков 2-мя вместе в 2-е октавы. Короткие, длинные арпеджио 2-мя вместе в тех же тональностях. Т53 с обращениями в тех же тональностях. Выборный звукоряд гаммы мажорные до 2-х знаков в две октавы 2-мя вместе, Минорные (гармонический, мелодический виды) гаммы, пройденные в 3 классе. Короткие арпеджио 2-мя вместе в тех же тональностях. Т53 с обращениями в тех же тональностях. 4 этюда на различные виды техники; тремоло мехом тонических аккордов правой рукой в три октавы. Гаммы мажорные до одного знака терциями в одну октаву.

Хроматические гаммы от C, G. Требования к исполнению гамм за 3 класс. ,

2-4 этюда на различные виды техники.

10-12 пьес различного характера, стиля, жанра, из них 1-2 произведения крупной формы, 2 полифонические пьесы.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Выборная клавиатура.


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Джимбиев Б. «Нююдля»

2.Р. н. п. «Во сыром бору тропина» обр. М. Лихачева

3. Свиридов Г. Парень с гармошкой ( выборная клавиатура)

4. Чайковский П. Романс

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бах И. С. Менуэт

2. Бухвостов В. Маленькая сюита

3. Линике И. Маленькая соната

4. Русская народная песня «Во сыром бору» обр. Ю .Абелева (выборн.)

5. Доренский А. Рондо в старинном стиле или пьеса из «Детского альбома»




В течение учебного года учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет ( показ самостоятельно выученной пьесы, значительно легче усвоенного ранее материала).

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху. Арпеджио, аккорды).

Май – – переводной академический концерт. (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).



Пятый класс (2,5 часа в неделю)

Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса, - предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах.

Закрепление ранее освоенных приемов, штрихов. Освоение исполнения смешанных штрихов переход от крупных длительностей к шестнадцатым - и наоборот; смена аккордовой техники на мелкую - и наоборот, а также другие варианты смены полярно противоположных приемов, ритмических, штриховых элементов. Включение в программу упражнений и этюдов на освоение вышеизложенных поставленных задач.

Игра мажорных и минорных гамм, тонических трезвучий в них различными штрихами. Хроматические гаммы от звуков A, H. Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль.. Освоение однооктавных гамм в терцию, сексту Упражнения различных авторов для других инструментов, но наиболее приемлемых для исполнения на баяне-аккордеоне на начальном этапе обучения.

4 этюда на различные виды техники.

8-10 произведений различного характера, стиля, жанра, 2полифонии, 2 произведения крупной формы.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра на выборном баяне.

Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена)

1. Прокофьев С. Маски из балета «Ромео и Джульетта»

2. Манджиев А. Танец с ходаками

3.Бреме Г.Сюита

4.Бах И. С. Ария

5. Гендель Г. Пассакалия

6. Чайковский П. Баркарола

7. Кабалевский Д.Токкатина ( выборн.)

8. Р. н. п. Уж и я ли молода обр. Иванова В.


Учащиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают выпускной экзамен в 6 классе.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, этюд или виртуозное произведение).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).

Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не игранных в декабре.

Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).


Шестой класс (2,5 часа в неделю)

В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.

Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый экзамен в мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы.


Примерный репертуарный список

1. Гендель Г. Соната F-dur, 1, 2 части

Клементи М. Сонатина (выборн.)

Новиков А. Девичья хороводная

Семенов В. Старинный танец из детской сюиты

2. БахФ. Менуэт

Хачатурян А. Ноктюрн

Грибоедов А.Вальс

Бойко И. Четыре пьесы из цикла « Джазовая акварель»(по выбору)

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока (2 гаммы, этюд или виртуозная пьесы).

Декабрь – академический концерт (2 новых произведения).

Март – академический вечер (3 произведения из репертуара 5-6 классов, приготовленных на выпускной экзамен).

Май – выпускной экзамен (4 произведения).


III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;

  • знать конструктивные особенности инструмента;

  • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

  • знать оркестровые разновидности инструментов;

  • знать основы музыкальной грамоты;

  • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

  • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

  • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

  • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на баяне-аккордеоне;

  • знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

  • уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

  • уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

  • уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

  • иметь навык игры по нотам;

  • иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

  • приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

    • приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • комплексное совершенствование игровой техники , которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

    • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

    • знание художественно-исполнительских возможностей баяна-аккордеона;

    • знание музыкальной терминологии;

  • знание репертуара , включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

    • наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

    • умение транспонировать и подбирать по слуху;

  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по «Специальности (баян-аккордеон)» охватывают все виды контроля:

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточная аттестация учащихся;

- итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

- поддержание учебной дисциплины,

- выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

- повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

контрольные уроки,

академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

Промежуточная аттестация

определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения

зачеты (показ части программы, технический зачет), академические концерты, переводные зачеты, экзамены

Итоговая аттестация

определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета

экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9)

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  1. Оценка годовой работы учащегося.

  2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

  3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

  2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

  3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента.

В классе баяна-аккордеона при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-баянисты, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей ( фортепиано и др.).

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

  • периодичность занятий - каждый день;

  • объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике. Рекомендуемый дополнительный репертуарный список


П. Чонкушов «Музыка для детей»

Б. Уджаев «Детский сборник», тетрадь 1

Б. Уджаев «Концертный репертуар для старшеклассников ДМШ»

А. Эрдниев «Мелодии души»

С. Дорджин «Калмыцкие народные мелодии»

П. Ханжин «Родные напевы»


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

1-2 год обучения

Пьесы

Бажилин Р. Кукольный вальс

Бажилин Р. Юному аккордеонисту (по выбору)

Бойцова Г. Юный аккордеонист 1-2 выпуск (по выбору)

Глинка М. Полька

Качурбин М. Мишка с куклой танцует полечку

Семенов В. Современная школа игры на баяне (по выбору)

Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне (по выбору) Бажилин Б. Учимся играть на аккордеоне (по выбору)

Народные песни и танцы

Русская нар.песня Куманечик

Калм. н. п Бичкн арлн хулсн обр. П. Ханжина

Русская нар. песня Отдавали молоду

Украинская нар. песня Подоляночка

Укр. нар. песня Веселые гуси

Этюды

Беренс Г. Этюд до-мажор

Гаврилов Ю. Этюдные зарисовки (по выбору)

Доренский А. 5 ступеней мастерства (1 ступень, по выбору)

Талакин А. Этюд до-мажор

Шитте Л. Этюд фа-мажор

2-3 год обучения

Пьесы

Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Т. 1. (по выбору)

Бойко Н. Пед. репертуар баяниста 1-2 кл. (по выбору)

Варламов А. «Красный сарафан»

Доренский А. Музыка для детей. В.2. (по выбору)

Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна и ак-на 1-3 кл.

Латышев А. В мире сказок (дет. сюита)

Мотов В. и Шахов Г. Аккордеон 1-3 кл. (по выбору)

Семенов В. Современная школа игры на баяне (по выбору)

Народные песни и танцы

Калм. н. п. Песня матери обр. П. Ханжина

Русск. Нар. песня. «Как у наших у ворот» обр. А. Суркова

Укр. Нар. песня. «Кучерява Катерина» перел. Н. Корецкого

Этюды

Акимов Ю. Этюд ре-минор

Гаврилов Ю. Этюдные зарисовки для баяна и ак-на. (по выбору)

Жилинский С. Этюд соль-мажор

Зуев Г. 3 этюда (по выбору)

Новожилов В. Этюд ре-мажор

Самойлов Д. 3 этюда (по выбору)

3-4 год обучения

Полифонические произведения

Бах И. С. Ария

Бурьян О. 2 полифонические пьесы (по выбору)

Гайдн И. Менуэт

Гендель Г. Сарабанда F-dur

Моцарт В. Бурре

Cкарлатти Д. Ария

Произведения крупной формы

Доренский А. Сонатина в классическом стиле

Сюита на тему дет. пес. М. Раухвергера «Воробей»

Дмитриева Н. Сонатина G-dur

Кравченко Н. Вариации на тему р.н.п. «Не летай соловей»

Моцарт В. Вариации на тему из оперы

«Волшебная флейта»

Штейбельт Д. Сонатина G - Dur

Пьесы

Бланк С. Тирольская полька

Шпак А. После дождичка по лужам

Гречухина Р. Хрестоматия для баяна. В. 4. 3-4 кл. (по выбору)

Коробейников А. 3 пьесы (по выбору)

Савелов В. 3 пьесы (по выбору)

Шуберт Ф. 2 пьесы (по выбору)

Народные песни и танцы

Бел.нар.песня. «Савка и Гришка» обр. Савелова В.

Фр. нар. песня Кадэ Русель Русская нар. песня Я на горку шла обр. А.Шелепнева

Этюды

Лемуан П. Этюд а - moll

Смородников Ю. Этюд D - Dur

Шитте Л. Этюд – вальс G-Dur

Черни К. Этюд C-Dur

4-5 год обучения

Полифонические произведения

Бах И.С. Жига из сюиты №7

Гендель Г. Ария из оперы «Ринальдо»

Гедике А. Гавот, Сарабанда, Фугато

Алехин В. Ночная темная

Произведения крупной формы

Кулау Ф. Вариации на тему Россини a-moll

Сорокин К. Сонатина

Бухвостов В. Маленькая сюита

Чимaроза Д. Сонатина g-moll

Шмит Ж. Сонатина

Пьесы

Джимбиев Б. «Нююдля»

Дюбюк А.. Романс

Завальный В. «Маленький калейдоскоп» (по выбору)

Кароник В. «Бабушкины рассказы» (по выбору)

Власов В. Маленькая сюита (Дюймовочка)

Репников А. Гармонист из детской сюиты

Народные песни и танцы

Калм.нар.час. «Бичкн арлн хулсн» обр. П. Х. Неаполитанская нар.песня «Колыбельная»

Р. н. п. «Во сыром бору тропина» обр. М. Лихачева

Р. н. п. «Как у наших у ворот» обр. А. Суркова

Слов. нар. мел. «Вечерняя песня» обр. А. Коробейникова

Этюды

Акимов Ю. Этюд a-moll

Вольфарт Г. Этюд C-Dur

Шитте Л. Этюд e-moll

Шитте Л. Этюд B-Dur

Черни К. Этюд C-Dur

5-8 год обучения

Полифонические произведения

Бах И.С. Менуэт d-moll

Прелюдия C-Dur

Бах И. С. Инвенция №8

Глинка М. Фуга (отрывок) Es-Dur

Холминов А. Фуга

Произведения крупной формы

Бетховен Л. СонатинаG-Dur

Гедике А. Сонатина С-Dur

Кулау Ф. Рондо из первой сонатины С-Dur

Моцарт В. Сонатина

Хаслингер Т. Сонатина С-Dur

Пьесы

Брамс И. Венгерский танец №5

Манджиев А. Танец с ходаками

Мотов В. Хоровод

Золотарев Ночной снегопад из «Камерной сюиты»

Семенов В. Северные картинки

Народные песни и танцы

Литовский нар. танец «Кальвялис» обр. В. Селезнева

Калм. нар. танец «Ишкимдык» обр. П. Ханжина

Русская народная песня «Я калинушку ломала».обр. О.Агафонова

Русская народная песня «Возле речки , возле моста» обр. В. Мотова

Русская народная песня «Метелица» обр. В. Селезнева

Этюды

Агафонов О. Веселый этюд E-Dur

Дюбюк А. Этюд в форме фуги

Лондонов П. Этюд a-moll

Ребиков В. Этюд C-Dur

Смеркалов Л. Этюд-картинка ля мажор

VI.Списки рекомендуемой нотной литературы

1. Аккордеон 1-3 кл. Хрестоматия сост. В.Мотов и Г. Шахов М. 2001

2. Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне» М., 2007 год.

3.Баян 1-3 классы ДМШ Сост. Д. Самойлов «Кифара 2001

4.Баян 3-5 классы ДМШ Сост. Д. Самойлов «Кифара 2005

5.Готово-выборный баян в муз. школе 2-3 кл Сост. В.Накапкин В.Платонов 6.Готово-выборный баян вып.17 в муз. школе 2-3 классы сост. В. Платонов М.1980

7.Готово -выборный баян в муз. Школе вып.14 для 3-4 кл. сост. В.Накапкин М.1979 .

8.Говорушко П. «Школа игры на баяне» М., 1965 год. 9.Кароник В. Бабушкины рассказы для баяна ,аккрдеона С.-П. 2005


10.Миг восторга популярное танго для баяна ,аккордеона Сост. В. Куликов М.1993

11.Онегин А. «Школа игры на баяне» М., 1971 г

12.Педагогический репертуар баяниста 1-2 классы ДМШ М.

13.Педагогический репертуар баяниста 2-3 классы ДМШ М.

14.Самойлов Д. «15 уроков баяниста, аккордеониста», «Кифара» М., 2004 год.

15.Семенов В. «Современная школа игры на баяне», «Музыка» М., 2003 год.

16.Судариков А. «16 уроков баяниста, аккордеониста», «Композитор» М., 1999 год.

17.Сурков В. « Готово -выборный баян в музыкальной школе» вып.18

18.Суханов А. Мотов В.« Юный виртуоз» 19.Хрестоматия аккордеониста Этюды 4-5 кл. Сост. А. Талакин. М.1988 20.Хрестоматия для баяна 1-2 кл. вып.2 Сост. Р. Гречухин, М. Лихачев. С.-П.2004

21.Хрестоматия для баяна 2-3 кл. вып.3 Сост. Р. Гречухин, М.. Лихачев. С.-П.2006

22.Хрестоматия для баяна 3-4 кл. выл.4 Сост. Р. Гречухин, М.. Лихачев. С.-П.2007

23Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона(баяна)вып.1 произведения крупной формы Сост. Р.Бажилин М.2002 24.Хрестоматия баяниста старшие кл. ДМШ ч.1 Сост. В. Грачев,В. Петров М. 2002

25.Хрестоматия баяниста старшие кл. ДМШ ч.2 Сост. В. Грачев,В. Петров М. 2002

26. Хрестоматия баяниста 5 кл. ДМШ пьесы Сост. В. Грачев, М. 1997 27.Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона) С.П. 2005 28.Этюды для аккордеона Вып.17 М. Двилянский М. 1984 29.Этюды для аккордеона Вып.19 М. Двилянский М. 1986 30.Этюды для аккордеона Вып.20 М. Двилянский М. 1987 31.Этюды для баяна Вып. 13 Сост. Л.Гаврилов М. 1984 32.Этюды для баяна Вып. 14 Сост. Л.Гаврилов М. 1985 33.Этюды для баяна Вып. 16 Сост. Л.Гаврилов М. 1988 34.Этюды для баяна Вып. 16 Сост. А. Доренский М. 1988 35.Этюдные зарисовки для баяна и аккордеона Сост. Ю Гаврилов Ш.1999 36.Юному аккордеонисту Сост. Р. Бажилин М.2000



VII. Списки рекомендуемой методической литературы

1.Акимов Ю. «Баян и баянисты» М., 1970 год. Ч. 1.

2.Божно Г. «Игры-задачи для начинающих музыкантов»

3.Гаврилов В. Музыкальный инструмент (ак-н). Программа для ДШИ, ДШМ.М.,1988год.

4.Говорушко П. «Основы игры на баяне» 2 изд. М., 1964 год.

5. Егоров Б. «Баян и баянисты» М., 1984 год. В. 6.

6. Завьялов В. «Баян и вопросы педагогики» М., 1971 год.

7. Коган Г. «У врат мастерства» М., 1969 год.

8. Крюкова В. «Музыкальная педагогика», «Феникс» Р-на-Дону, 2002 год.

9.Липс Ф. «Искусство игры на баяне» М., 2004 год.

10.Мальцева А. «Советы начинающим педагогам» Э., 1994 год.

11.Максимов В. «Баян. Основы исполнительства и педагогики» С-Петер., 2004 год.

12.Мелик-Пашаев А. «Развитие эстетического отношения к миру как основа педагогического искусства» М., 1988 год.

13. Ражников В. «Диалоги о музыкальной педагогике» М., «ЦАПИ», 1994 год.

14.Самойлов Д. «15 уроков баяниста, аккордеониста», «Кифара» М., 2004 год.

15.Семенов В. «Современная школа игры на баяне», «Музыка» М., 2003 год.

16.Степанов Н. «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения игре на баяне (ак-не)» М., 1987 год.

17.Судариков А. «Основы начального обучения игре на баяне» Ч. 2. М., 1982 год.




47


Похожие файлы