СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательные технологии по ФГОС

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательные технологии по ФГОС»

Современные образовательные технологии в школе по ФГОС


Вопрос определения понятий образовательной технологии в связи с усовершенствованием методологии системы российского образования претерпевает некоторые изменения. Наиболее целесообразно характеризовать современные образовательные технологии в школе по ФГОС как совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, которые должны реализоваться согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантировать достижение ключевой цели воздействия.


Приоритетная задача педагогов — переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний детей об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных образовательных технологий, способствующих достижению ряда приоритетных педагогических задач:


  1. Повышению эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций.


  1. Обеспечение индивидуализации, вариативности и обучения.

  2. Возрастанию академической мобильности школьников.


  1. Активизации познавательной активности, мотивированности детей за счет систематического проектирования ситуаций успеха и ведения непрерывного учебного поиска.



Виды образовательных технологий по ФГОС

Виды технологий


Характерные особенности и порядок реализации

Информационно-


Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса

коммуникативные


в соответствии с требованиями времени и общественными

(ИКТ)


ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации



образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило:



- обеспечение свободного доступа учащихся к источникам



информации (содержание которых не противоречит правовым и



общественным нормам);



- формирование информационной поддержки образовательной



среды;


  • внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников);


  • качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний;


  • глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов). Широкое использование средств ИКТ позволило повсеместно облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала;


обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука).


Технология

Формирование навыков критического мышления — комплекса

формирования

способов восприятия, основанных на анализе данных с целью

критического

определения их достоверности — является очень важным в

мышления

условиях стихийного распространения информации. Суть данной


технологии основывается на проектировании образовательных


условий, в которых детям приходится работать с различными


источниками

информации,

творчески

переосмысливать


прочитанноеиосуществлятькритическоеоценивание.


Технология развития критического мышления, реализуемая с


целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и


непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий:


- Стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация


знаний и мотивация на выполнение информационного поиска.


- Стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу


с текстом (коллективно, в группах или индивидуально) с


последующим установлением связей и поиском несоответствий.


- Стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление


нового содержания и метапредметных умений. Технология


критического мышления основана на применении следующих


педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания


«Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок,


реализации ролевых проектов, содержательного группового


чтения с остановками, построению причинно-следственных


связей и логических цепочек.



Проектная

Основана на идее повышения уровня заинтересованности


школьников в обучении через создание проектов — решения


проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. В ходе


проектной деятельности дети не только учатся самостоятельно


получать новые знания, но и трезво оценивают объем материала,


который еще предстоит усвоить в будущем. Благодаря


направляющей роли учителя реализация проекта осуществляется


учащимися в ходе пяти важных этапов учебной активности:


- Актуализация ранее изученного, констатация необходимости


выполнения учебной работы (проекта), подготовка дидактических


и вспомогательных материалов.




- Определение приоритетной цели и задач.



- Составление алгоритма действий. Выполнение точечных задач


согласно плану.




  • Представление результатов, защита проекта, рефлексия. Проектная технология наиболее полно находит свое отражение при подготовке выставок, конкурсных работ, проведении исследований. Она способствует развитию учащихся в собственных силах, стимулирует творческое мышление, закрепление коммуникативных навыков.


Технология

Методология развивающего обучения, основанная на выделении

проблемного

трех областей знаний учащихся (ранее изученного, неизвестного и

(развивающего)

переходящего — проблемной зоны) была разработана

обучения

российскими педагогами еще в 50-х годах прошлого века, но


широко применяться стала недавно. Сегодня данная технология


реализуется через проектирование педагогом в ходе урочной


активности проблемных ситуаций, требующих от детей


проявления инициативы, ведения творческого поиска, слаженного


взаимодействия и командной работы. Развитие проблемной


ситуации включает три этапа:





- Выдвижение предположений, формулирование гипотезы.



-

Обсуждение путей

выхода из

затруднительной учебной


ситуации, способов проверки истины.





- Проведение экспериментов, обсуждение, анализ, рефлексия и


подведение итогов.






К сложностям реализации технологии проблемного обучения


относится необходимость проектирования учебных вызовов, в


полной мере соответствующих интеллектуальному уровню и


академическим достижениям школьников, что особенно сложно


гарантироватьвусловияхнеобходимостиорганизации


коллективной работы, соблюдения временных рамок занятия.


Поэтому наиболее часто данная педагогическая тактика


применяется при проектировании самостоятельной поисковой


деятельности или разбивке учащихся по группам.



Здоровьесберегающая

Здоровьесберегающая

технология

скорее

относится

к


организационным моделям: она основана на идее создания


условий учебно-воспитательного процесса, способствующих


сохранению и укреплению здоровья учащихся. Обеспечение


положительной динамики обеспечивается путем:




  • строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности в учебных помещениях;


  • грамотного проектирования уроков (непосредственная учебная деятельность должна занимать не более 80-85 % времени, но не менее 60 %), в т.ч. с учетом самочувствия и уровня работоспособности школьников;


  • контроля общих показателей учебной нагрузки;

  • частой смены видов деятельности;


  • систематическое создание ситуаций успеха, проведение рефлексии для поступательного снижения уровня стресса;


  • создание благоприятного психологического климата в коллективе; регулярное проведение физкультминуток.


Благодаря внедрению здоровьесберегающего комплекса в образовательный процесс удается снизить уровень переутомления учащихся, тем самым повысив показатели внимательности и концентрации внимания, способствовать воспитанию здорового поколения.


Игровая

Рациональность использования игровых технологий во многом


обусловлена возрастным и индивидуальным фактором, поэтому


данный тип педагогического воздействия преимущественно


реализуется в начальной школе. Вместе с тем доказано, что


учебныйматериал,изучаемыйвходепознавательно-


развлекательных действий, запоминается гораздо лучше, чем в


типовых учебных ситуациях, что подтверждает необходимость


вовлечения учащихся независимо от возраста в различные типы


игр:






- интеллектуальные, коммуникативные, психологические;


-

предметные

(химические, физические,

языковые) и


общеразвивающие;




- обучающие, творческие, развивающие;




- сюжетные, деловые, имитационные.



Модульная

Технология модульного обучения основывается на разделении (по


усмотрению учителя) предметного

содержания на блоки


(модули), отличительной чертой которых является:



- Сформулированная учебная цель.




- Мини-программа, охватывающая учебный материал, актуальный


для данного смыслового блока.




- Руководство по достижению учебных целей.



- Практические задания разного уровня сложности.



- Контрольная работа, строго соответствующая заявленной


учебной цели.





Модульная технология предусматривает поэтапное накопление


знаний с реализацией рейтинговой системы оценивания, что


позволяет школьникам получать и накапливать баллы за каждый


вид деятельности. Отличительной чертой педагогического метода


является поступательное формирование навыков организации


самостоятельнойучебнойработы,трезвогооценивания


учащимися уровня знаний и осознание возможности исправить


полученные баллы путем более глубокого погружения в тему и


самокоррекции. Применение модульной схемы образования


целесообразно в классах, где наблюдается значительная


дифференциация учебных достижений детей для обеспечения


равнозначных условий дальнейшего развития.


Технология

Основана на идее передачи способов деятельности, а не

мастерских

понятийной базы. Для всех предметных областей выбираются


схожие формы ведения организационной педагогической работы,


способствующие

последовательному

усвоению

школьниками


алгоритма деятельности в различных учебных ситуациях.


Обучение ведется от простого к сложному, учащимся


предоставляется максимальная свобода проявления активности, а


от педагога требуется высокий уровень профессионального


мастерства ввиду сложности поставленной задачи. Принципы


организации учебных мастерских:




- Категорический отказ от практики принуждения.



- Создание условий, при которых дети могут осваивать


необходимые компетенции разными путями, в зависимости от


собственных способностей.




- Главной ценностью считается действие, процесс, а не знание.


- Ошибки признаются неотъемлемой частью системы овладения



компетенциями.




- Творческая деятельность считается главным показателем


развития личности, как следствие — она не оценивается.


- В рамках мастерских создается атмосфера сотворчества,


взаимоуважения, ведения совместного поиска.


Кейс-технология

Методика базируется на принципе выделения в рамках учебного


курса отдельных практических ситуаций проблемного характера


(кейсов), в ходе обсуждения которых педагога с учащимися


удается обеспечить формирование точечных и универсальных


компетенций, равномерное распределение понятийного и


практического модуля знаний. Реализация кейс-технологии


осуществляется в рамках следующих этапов:



- Самостоятельная работа обучающихся, нацеленная на


формулирование проблемы, поиск возможных путей ее


преодоления.





-Взаимодействие детей в малых группах (поиск преодоления


учебного затруднения).




- Экспертиза результатов.




Кейсовая технология основывается на принципе обучения


действием, поэтому ее применение пока остается локальным.

Технология

Требованиям

новых

образовательных

стандартов,

интегрированного

обуславливающих необходимость формирования у будущих

обучения

выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно


отвечает

технологи

интегрированного

обучения,


предусматривающая объединения разных понятийных систем в


границах одного занятия. Для педагогической методики


характерны следующие принципы:



- Интеграция учебных дисциплин в произвольном соотношении, с


учетом целей и задач урока.




- Активное использование ИКТ.



- Последовательная коррекция достигнутых результатов. -


Соотнесение изучаемого материала с современными реалиями,


поиск возможностей применения знаний на практике.



- Проведение рефлексии.



Педагогика

Относится к числу личностно ориентированных педагогических

сотрудничества

технологий, предусматривающих создание на уроке условий


деятельности, характеризующихся максимальным комфортом для


учащихся и педагогов. Методология педагогики сотрудничества


базируется на:





- Полном отказе от требований в пользу гуманно-личностного


подхода и индивидуализации обучения.



- Идеях формирования «опор» — словесных, звуковых или


образных символов, свидетельствующих о необходимости


активизации памяти, логического мышления, внимания.


- Принципе свободного выбора, обуславливающем возможность


школьников развивать природные дарования.



- Систематическом самоанализе достижений и поиске путей для


самокоррекции.




- Широком внедрении индивидуального подхода.


Технология

Педагогическая модель, основанная на идее создания

уровневой

различных условий обучения, разрабатываемых с учетом

дифференциации

особенностей ученического контингента, в последние годы нашла


широкое распространение в системе российского обучения. Дифференциация учебных блоков может проводится по возрасту, половому признаку, уровню здоровья, области интересов, интеллектуальным способностям и другим показателям, обуславливающим повышение эффективности учебной работы.


Важно отметить, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов с последующим ведение работы по самокоррекции является неотъемлемой частью данной системы.



Характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС, наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе. Пока для большинства школ характерна ситуация нехватки организационных и методических ресурсов, способствующих внедрению инновационных моделей обучения. Ввиду того, что педагог обязан уделять достаточное количество времени всем учащимся, а также выполнять другие должностные обязанности, говорить о повсеместном использовании передовых идей не приходится. Впрочем, это не останавливает учителей на пути профессионального поиска и способствует последовательному опробованию различных организационных систем, что положительно сказывается на общей эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения уровня компетенций выпускников российских школ.


Интеграция современных образовательных технологий в условиях ФГОС

  • педагогических условиях нового времени, когда идет активное повышение


показателей эффективности учебно-воспитательного процесса, современные образовательные технологии по ФГОС целесообразно рассматривать в контексте единой системы. По сути, системой является и само образовательное учреждение, и парадигма взаимодействия педагогов и учащихся, поэтому обновление педагогических приемов требует их обязательной интеграции — процесса изменения различных системных показателей, обуславливающих формирование целостности. Обеспечение интеграционных процессов при включении в педагогический арсенал новых технологий обучения и воспитания позволяет создать оптимальные условия для развития учащихся, обеспечить удовлетворение широкого круга познавательных интересов, а также гарантировать:


- комплексный характер усвоения учебного материала, формирование метапредметных компетенций, которые в связи с введением ФГОС признаны наивысшим показателем эффективности учебно-воспитательной системы;


- взаимосвязь используемых методов и приемов образования, используемых в ходе реализации основной и дополнительной образовательной работы, что положительно сказывается на показателях усвояемости предметного содержания;


- систематическое закрепление знаний и умений, полученных в рамках одной предметной системы, на смежных уроках или во время внеурочной активности;


- гибкость характера образовательного процесса, основанного на повышении значимости неформального общения между учителями-предметниками и детьми;


- возможность введения в учебные программы новых интегративных курсов, создание инициативных объединений по интересам;


- повышение эффективности взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!