Современные образовательные технологии в школе по ФГОС
Вопрос определения понятий образовательной технологии в связи с усовершенствованием методологии системы российского образования претерпевает некоторые изменения. Наиболее целесообразно характеризовать современные образовательные технологии в школе по ФГОС как совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, которые должны реализоваться согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантировать достижение ключевой цели воздействия.
Приоритетная задача педагогов — переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний детей об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных образовательных технологий, способствующих достижению ряда приоритетных педагогических задач:
Повышению эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций.
Обеспечение индивидуализации, вариативности и обучения.
Возрастанию академической мобильности школьников.
Активизации познавательной активности, мотивированности детей за счет систематического проектирования ситуаций успеха и ведения непрерывного учебного поиска.
| Виды образовательных технологий по ФГОС |
Виды технологий | | Характерные особенности и порядок реализации |
Информационно- | | Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса |
коммуникативные | | в соответствии с требованиями времени и общественными |
(ИКТ) | | ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации |
| | образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило: |
| | - обеспечение свободного доступа учащихся к источникам |
| | информации (содержание которых не противоречит правовым и |
| | общественным нормам); |
| | - формирование информационной поддержки образовательной |
| | среды; |
качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний;
глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов). Широкое использование средств ИКТ позволило повсеместно облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала;
обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука).
Технология | Формирование навыков критического мышления — комплекса |
формирования | способов восприятия, основанных на анализе данных с целью |
критического | определения их достоверности — является очень важным в |
мышления | условиях стихийного распространения информации. Суть данной |
| технологии основывается на проектировании образовательных |
| условий, в которых детям приходится работать с различными |
| источниками | информации, | творчески | переосмысливать |
| прочитанноеиосуществлятькритическоеоценивание. |
| Технология развития критического мышления, реализуемая с |
| целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и |
| непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий: |
| - Стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация |
| знаний и мотивация на выполнение информационного поиска. |
| - Стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу |
| с текстом (коллективно, в группах или индивидуально) с |
| последующим установлением связей и поиском несоответствий. |
| - Стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление |
| нового содержания и метапредметных умений. Технология |
| критического мышления основана на применении следующих |
| педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания |
| «Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок, |
| реализации ролевых проектов, содержательного группового |
| чтения с остановками, построению причинно-следственных |
| связей и логических цепочек. | | |
Проектная | Основана на идее повышения уровня заинтересованности |
| школьников в обучении через создание проектов — решения |
| проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. В ходе |
| проектной деятельности дети не только учатся самостоятельно |
| получать новые знания, но и трезво оценивают объем материала, |
| который еще предстоит усвоить в будущем. Благодаря |
| направляющей роли учителя реализация проекта осуществляется |
| учащимися в ходе пяти важных этапов учебной активности: |
| - Актуализация ранее изученного, констатация необходимости |
| выполнения учебной работы (проекта), подготовка дидактических |
| и вспомогательных материалов. | | |
| - Определение приоритетной цели и задач. | |
| - Составление алгоритма действий. Выполнение точечных задач |
| согласно плану. | | | |
Технология | Методология развивающего обучения, основанная на выделении |
проблемного | трех областей знаний учащихся (ранее изученного, неизвестного и |
(развивающего) | переходящего — проблемной зоны) была разработана |
обучения | российскими педагогами еще в 50-х годах прошлого века, но |
| широко применяться стала недавно. Сегодня данная технология |
| реализуется через проектирование педагогом в ходе урочной |
| активности проблемных ситуаций, требующих от детей |
| проявления инициативы, ведения творческого поиска, слаженного |
| взаимодействия и командной работы. Развитие проблемной |
| ситуации включает три этапа: | | | |
| - Выдвижение предположений, формулирование гипотезы. | |
| - | Обсуждение путей | выхода из | затруднительной учебной |
| ситуации, способов проверки истины. | | | |
| - Проведение экспериментов, обсуждение, анализ, рефлексия и |
| подведение итогов. | | | | |
| К сложностям реализации технологии проблемного обучения |
| относится необходимость проектирования учебных вызовов, в |
| полной мере соответствующих интеллектуальному уровню и |
| академическим достижениям школьников, что особенно сложно |
| гарантироватьвусловияхнеобходимостиорганизации |
| коллективной работы, соблюдения временных рамок занятия. |
| Поэтому наиболее часто данная педагогическая тактика |
| применяется при проектировании самостоятельной поисковой |
| деятельности или разбивке учащихся по группам. | | |
Здоровьесберегающая | Здоровьесберегающая | технология | скорее | относится | к |
| организационным моделям: она основана на идее создания |
| условий учебно-воспитательного процесса, способствующих |
| сохранению и укреплению здоровья учащихся. Обеспечение |
| положительной динамики обеспечивается путем: | | |
строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности в учебных помещениях;
грамотного проектирования уроков (непосредственная учебная деятельность должна занимать не более 80-85 % времени, но не менее 60 %), в т.ч. с учетом самочувствия и уровня работоспособности школьников;
контроля общих показателей учебной нагрузки;
частой смены видов деятельности;
систематическое создание ситуаций успеха, проведение рефлексии для поступательного снижения уровня стресса;
создание благоприятного психологического климата в коллективе; регулярное проведение физкультминуток.
Благодаря внедрению здоровьесберегающего комплекса в образовательный процесс удается снизить уровень переутомления учащихся, тем самым повысив показатели внимательности и концентрации внимания, способствовать воспитанию здорового поколения.
Игровая | Рациональность использования игровых технологий во многом |
| обусловлена возрастным и индивидуальным фактором, поэтому |
| данный тип педагогического воздействия преимущественно |
| реализуется в начальной школе. Вместе с тем доказано, что |
| учебныйматериал,изучаемыйвходепознавательно- |
| развлекательных действий, запоминается гораздо лучше, чем в |
| типовых учебных ситуациях, что подтверждает необходимость |
| вовлечения учащихся независимо от возраста в различные типы |
| игр: | | | | |
| - интеллектуальные, коммуникативные, психологические; |
| - | предметные | (химические, физические, | языковые) и |
| общеразвивающие; | | |
| - обучающие, творческие, развивающие; | | |
| - сюжетные, деловые, имитационные. | | |
Модульная | Технология модульного обучения основывается на разделении (по |
| усмотрению учителя) предметного | содержания на блоки |
| (модули), отличительной чертой которых является: | |
| - Сформулированная учебная цель. | | |
| - Мини-программа, охватывающая учебный материал, актуальный |
| для данного смыслового блока. | | |
| - Руководство по достижению учебных целей. | |
| - Практические задания разного уровня сложности. | |
| - Контрольная работа, строго соответствующая заявленной |
| учебной цели. | | | |
| Модульная технология предусматривает поэтапное накопление |
| знаний с реализацией рейтинговой системы оценивания, что |
| позволяет школьникам получать и накапливать баллы за каждый |
| вид деятельности. Отличительной чертой педагогического метода |
| является поступательное формирование навыков организации |
| самостоятельнойучебнойработы,трезвогооценивания |
| учащимися уровня знаний и осознание возможности исправить |
| полученные баллы путем более глубокого погружения в тему и |
| самокоррекции. Применение модульной схемы образования |
| целесообразно в классах, где наблюдается значительная |
| дифференциация учебных достижений детей для обеспечения |
| равнозначных условий дальнейшего развития. | |
Технология | Основана на идее передачи способов деятельности, а не |
мастерских | понятийной базы. Для всех предметных областей выбираются |
| схожие формы ведения организационной педагогической работы, |
| способствующие | последовательному | усвоению | школьниками |
| алгоритма деятельности в различных учебных ситуациях. |
| Обучение ведется от простого к сложному, учащимся |
| предоставляется максимальная свобода проявления активности, а |
| от педагога требуется высокий уровень профессионального |
| мастерства ввиду сложности поставленной задачи. Принципы |
| организации учебных мастерских: | | |
| - Категорический отказ от практики принуждения. | |
| - Создание условий, при которых дети могут осваивать |
| необходимые компетенции разными путями, в зависимости от |
| собственных способностей. | | |
| - Главной ценностью считается действие, процесс, а не знание. |
| - Ошибки признаются неотъемлемой частью системы овладения |
| компетенциями. | | |
| - Творческая деятельность считается главным показателем |
| развития личности, как следствие — она не оценивается. |
| - В рамках мастерских создается атмосфера сотворчества, |
| взаимоуважения, ведения совместного поиска. | |
Кейс-технология | Методика базируется на принципе выделения в рамках учебного |
| курса отдельных практических ситуаций проблемного характера |
| (кейсов), в ходе обсуждения которых педагога с учащимися |
| удается обеспечить формирование точечных и универсальных |
| компетенций, равномерное распределение понятийного и |
| практического модуля знаний. Реализация кейс-технологии |
| осуществляется в рамках следующих этапов: | |
| - Самостоятельная работа обучающихся, нацеленная на |
| формулирование проблемы, поиск возможных путей ее |
| преодоления. | | | |
| -Взаимодействие детей в малых группах (поиск преодоления |
| учебного затруднения). | | |
| - Экспертиза результатов. | | |
| Кейсовая технология основывается на принципе обучения |
| действием, поэтому ее применение пока остается локальным. |
Технология | Требованиям | новых | образовательных | стандартов, |
интегрированного | обуславливающих необходимость формирования у будущих |
обучения | выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно |
| отвечает | технологи | интегрированного | обучения, |
| предусматривающая объединения разных понятийных систем в |
| границах одного занятия. Для педагогической методики |
| характерны следующие принципы: | |
| - Интеграция учебных дисциплин в произвольном соотношении, с |
| учетом целей и задач урока. | | |
| - Активное использование ИКТ. | |
| - Последовательная коррекция достигнутых результатов. - |
| Соотнесение изучаемого материала с современными реалиями, |
| поиск возможностей применения знаний на практике. | |
| - Проведение рефлексии. | | |
Педагогика | Относится к числу личностно ориентированных педагогических |
сотрудничества | технологий, предусматривающих создание на уроке условий |
| деятельности, характеризующихся максимальным комфортом для |
| учащихся и педагогов. Методология педагогики сотрудничества |
| базируется на: | | | |
| - Полном отказе от требований в пользу гуманно-личностного |
| подхода и индивидуализации обучения. | |
| - Идеях формирования «опор» — словесных, звуковых или |
| образных символов, свидетельствующих о необходимости |
| активизации памяти, логического мышления, внимания. |
| - Принципе свободного выбора, обуславливающем возможность |
| школьников развивать природные дарования. | |
| - Систематическом самоанализе достижений и поиске путей для |
| самокоррекции. | | |
| - Широком внедрении индивидуального подхода. | |
Технология | Педагогическая модель, основанная на идее создания |
уровневой | различных условий обучения, разрабатываемых с учетом |
дифференциации | особенностей ученического контингента, в последние годы нашла |
широкое распространение в системе российского обучения. Дифференциация учебных блоков может проводится по возрасту, половому признаку, уровню здоровья, области интересов, интеллектуальным способностям и другим показателям, обуславливающим повышение эффективности учебной работы.
Важно отметить, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов с последующим ведение работы по самокоррекции является неотъемлемой частью данной системы.
Характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС, наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе. Пока для большинства школ характерна ситуация нехватки организационных и методических ресурсов, способствующих внедрению инновационных моделей обучения. Ввиду того, что педагог обязан уделять достаточное количество времени всем учащимся, а также выполнять другие должностные обязанности, говорить о повсеместном использовании передовых идей не приходится. Впрочем, это не останавливает учителей на пути профессионального поиска и способствует последовательному опробованию различных организационных систем, что положительно сказывается на общей эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения уровня компетенций выпускников российских школ.
Интеграция современных образовательных технологий в условиях ФГОС
педагогических условиях нового времени, когда идет активное повышение
показателей эффективности учебно-воспитательного процесса, современные образовательные технологии по ФГОС целесообразно рассматривать в контексте единой системы. По сути, системой является и само образовательное учреждение, и парадигма взаимодействия педагогов и учащихся, поэтому обновление педагогических приемов требует их обязательной интеграции — процесса изменения различных системных показателей, обуславливающих формирование целостности. Обеспечение интеграционных процессов при включении в педагогический арсенал новых технологий обучения и воспитания позволяет создать оптимальные условия для развития учащихся, обеспечить удовлетворение широкого круга познавательных интересов, а также гарантировать:
- комплексный характер усвоения учебного материала, формирование метапредметных компетенций, которые в связи с введением ФГОС признаны наивысшим показателем эффективности учебно-воспитательной системы;
- взаимосвязь используемых методов и приемов образования, используемых в ходе реализации основной и дополнительной образовательной работы, что положительно сказывается на показателях усвояемости предметного содержания;
- систематическое закрепление знаний и умений, полученных в рамках одной предметной системы, на смежных уроках или во время внеурочной активности;
- гибкость характера образовательного процесса, основанного на повышении значимости неформального общения между учителями-предметниками и детьми;
- возможность введения в учебные программы новых интегративных курсов, создание инициативных объединений по интересам;
- повышение эффективности взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.