Пояснительная записка к кружку «Иллюстрация»
Актуальность моей программы состоит в том, чтобы проявить интерес учащихся к печатной графике. На протяжении кружковой деятельности, дети попробуют свои силы в иллюстрировании стихотворений и книг, а так же написании своей собственной истории, рассказа, сказки и их последующим иллюстрированием. Это развивает не только фантазию учащегося, но и воспитывает художественный вкус ребенка, углубляет его знания в истории искусства, во всеобщей истории и литературе. Дети пробуют выполнять задания в различных материалах, такие как акварель, гуашь, тушь и техниках печатной графики.
Учащиеся узнают об истории иллюстрации и иллюстрировании книги, о первой книжной графики ее разновидности, о художниках, работающих в этой области, об особенностях печатной графики.
Кружок состоит из 5-ти тем в каждом по 3-4 занятия ( по 1 часу )
Программа рассчитана на учащихся 6- 8 классов.
Цель программы:
-Развитие интереса учащихся к книжной графике.
Задачи:
Обучающие:
-углубление знаний по истории искусств
-работа в различных изобразительных техниках
-обучение иллюстрированию различных произведений
-обучение основам книжной графики
Развивающие:
-развитие фантазии, мышления, творческого подхода
Воспитывающие:
- умение работать на уроке
-умение работать в группе
-умение оценивать свои результаты
2.Методическая часть.
Образовательные результаты:
Предметные :
-знание об особенности иллюстрации и книжной графики
-приобретения опыта владения различными материалами и техниками
-углубление знаний по истории искусств
-умение воспринимать и анализировать произведения искусства
Метапредметные:
-умение организовывать и планировать свою деятельность на уроке
-умение работать в группе и с преподавателем
-умение осуществлять самоконтроль и самооценку
Личностные :
-выработка творческого вкуса
-формирование ответственного отношения к делу
-развитие индивидуального творческого исполнения
УУД:
Личностные
-положительное отношение к учебе
-освоение новых видов деятельности
-способность к самооценке своей деятельности
-интерес и уважительное отношение к другим народам
-уважительное отношение к одноклассникам и учителю
Коммуникативные
-умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками
-осуществлять совместную деятельность в группе
Регулятивные
-планирование своей деятельности
-осознание возникающих трудностей
-умение оценивать свои достижения
Познавательные
- извлечение нужной информации
-осуществлять анализ информации
Виды деятельности:
- художественно-творческая
-познавательная
-игровая
Формы занятий:
-фронтальная
-групповая
-проблемная
-презентация своей работы
Способы проверки заданий:
-просмотры работ учащихся
-проверка исполнения заданий в ходе урока
-выявление трудностей при исполнении задания ( с последующим исправлением этих трудностей)
-небольшие опросы в конце занятий по материалу
Методы контроля:
-вопросы по заданиям на уроке
-контроль за правильным ходом выполнения заданий на уроке
-наглядные материалы ( презентации, пособия и т.д.)
-проверка выполненных работ в конце уроков
Содержание кружка
Тема 1 «Основы иллюстрации»
Цель
Знакомство с различными вариантами книжной иллюстрации.
Система знаний:
Рассказать детям о происхождении иллюстрации и книжной графики, выполнение работ в различных техниках на заданные темы.
Критерии оценки:
-задания выполнены в различных техниках
-оригинальность исполнения
-оригинальность композиционного исполнения
-внимательность на уроке
-аккуратность исполнения заданий
Тема2: Технологии печатной графики.
Цель: познакомить детей с разновидностями технологий печатной графики
Система знаний: Проведения уроков по различным техникам печатной графики.
Критерии оценки:
-работы выполнены в соответствии с графическими техниками
-оригинальность исполнения
-композиция
-аккуратность
Тема3: Иллюстрация сквозь века и страны
Цель: Создание иллюстраций в разных стилях.
Система знаний: Знакомство детей с иллюстрациями разных стран и веков. Умение изображать иллюстрации в различных стилях.
Критерии оценки:
-задание выполнено в соответствие с темой, заданной на уроке
-оригинальность композиционного решения
-внимательность на уроке
-аккуратность выполнения заданий
Тема4:Книжная графика
Цель: познакомить детей с оформлением книги
Система знаний: учащиеся подробно знакомятся с оформлением книги, обложкой, буквицей, стилями
-Работа выполнена в соответствии с критериями книжной графики
-оригинальность исполнения задания
-Активность работы на уроке
Тема 5:Иллюстрирование стихотворения
Цель:
Иллюстрирование одну из предложенных стихотворений на выбор
Система знаний:
Учеников разделят на группы. Каждая группа иллюстрирует одно стихотворение на выбор. Учащиеся должны выбрать:
стиль оформления
технику и материал исполнения
Критерии оценки:
-работа выполнена в характере книжной графики ( оформлена обложка, форзац, титульный лист, иллюстрации, концовка, общий стиль )
-оригинальность исполнения
-командная работа
-активность работы на уроке
3.Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Цель и задачи | Материалы и техники | Практическая деятельность |
| Тема 1: Основы иллюстрации | 4 | | | |
1 | История иллюстрации | 1 | Ознакомление учащихся с историей иллюстрации. Создание первой иллюстрации в стиле коллаж | Газеты, журналы. ножницы бумага, клей. | Иллюстрирование стихотворения А.А. Фет « Бабочка » В.В.Маяковского « Что такое хорошо, а что такое плохо» ( отрывки ) |
2 | Прикладная иллюстрация. Своя марка | 1 | Рассказ о прикладной иллюстрации. Создание собственной марки | Цветные карандаши, бумага, готовые конверты для писем | Создание собственной марки. |
3 | Прикладная графика. Плакат | 1 | Создание плаката как иллюстрации к фильму. | Гуашь, акварель, пастель кисти, банки, бумага | Создание плаката к любимому фильму или мультику. |
| Тема 2: Техника печатной графики | | | | |
4 | Печать | 1 | Создание открытки в технике печать | Бумага, копировальная бумага, картон, утюг, ножницы, клей | Создание открытки в технике печать |
5 | Монотипия | 1 | Создание осеннего пейзажа в технике монотипия | Бумага, акварель, кисти, стекло | Создание монотипии |
6 | Граттография. Граттаж | 1 | Выполнение работы в технике Граттаж | Восковые мелки, тушь, кисти, банки, бумага | Создание законченной работы в технике граттаж. |
7 | Офорт | 1 | Выполнение задания в технике офорт. | Гелиевая ручка, бумага | Создание работы в технике офорт. |
| Тема 3: Иллюстрация сквозь века и страны | 3 | | | |
8 | Египет | 1 | Создать иллюстрацию в египетском стиле | Гуашь, акварель, тушь , бумага, кисти | Создание иллюстрации в египетском стиле |
9 | Средние века | 1 | Создание иллюстрации в средневековом стиле | Гуашь, декоративная гуашь, акварель, бумага, кисти | Создание иллюстрации в средневековом стиле |
10 | Япония | 1 | создать иллюстрацию в японском стиле Задача: | Гуашь, акварель, тушь, бумага, кисти | Создание иллюстрации в японском стиле |
11 | Россия | 1 | Создание иллюстраций в древнерусском стиле | Гуашь, акварель, бумага, кисти, тушь | Создания иллюстраций в древнерусском стиле |
| Тема 4: Книжная графика | 3 | | | |
12 | Знакомство с книгой | 1 | Создание иллюстрации к отрывку из сказки | Тушь, гуашь, акварель, пастель бумага | Создание иллюстрации к басеням И.А.Крылова « Кот и Повар », « Волк на псарне» |
13 | Буквица | 1 | Создать свою буквицу | Тушь, гуашь, акварель, бумага, кисти | Создание учащимися собственной буквицы |
14 | Обложка | 1 | Создание обложки к отрывку из сказки | Тушь, гуашь, акварель, пастель бумага | Создание иллюстрации к басням И.А.Крылова Крылова « Кот и Повар », « Волк на псарне» |
| Тема 5 : Иллюстрирование стихотворения | 4 | | | |
15 | Урок 1 | 1 | Начать подготовку к работе | Акварель, гуашь, тушь, пастель, бумага, банки, тряпки, кисти. | Работа над иллюстрированием сказки, стихотворения , выполнение эскизов К.Чуковский « Тараканище », « Скрюченная песня» |
16 | Урок2 | 1 | Продолжение работы над контрольным заданием | Акварель, гуашь, тушь, пастель. ножницы, банки, тряпки, кисти. | Работа над иллюстрированием сказки : оформление обложки, форзаца. Титульного листа |
17 | Урок3 | 1 | Завершение работы контрольного задания | Акварель, гуашь, тушь, пастель, бумага, банки, тряпки, кисти. | Завершение работы |
18 | Урок4 | 1 | Презентация работ учащихся | Акварель, гуашь, пастель, тушь, бумага, банки, тряпки, кисти. | Частичное завершение работы Презентация своей работы |
Список литературы
Звонцов.В.М. Основы понимания графики./В.М.Звонцов. Издательство Академии художеств СССР. Москва
Лемкуль.Ф. Книжная графика. Каталог выставки. 1985
Век русского книжного искусства. Москва, Вагриус 2005
Кольцова Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века : М. С. Башилов и его современники / Л. А. Кольцова; НИИ теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств. - Москва : Галарт, 2008.
Сухарев А. И., Бондарева О. В. Печатная графика. Технология. Творчество : учебное пособие / Сухарев А. И., Бондарева О. В.; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Омский гос. пед. ун-т", Ин-т искусств. - Омск : БОУ ДПО "ИРООО", 2012.
Художественное оформление книги : [учебно-методическое пособие] / М-во образования и науки Российской Федерации, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого; [сост.: А.Р. Олигеров]. - Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т, 2010.
Список литературы для учащихся
Звонцов.В.М. Основы понимания графики./В.М.Звонцов. Издательство Академии художеств СССР. Москва,
Лемкуль.Ф. Книжная графика. Каталог выставки. 1985
Токмаков.Л. Каталог выставки. Советский художник. Москва. 1977