Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тан муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Образовательный проект:
«Юный эколог»
Срок реализации:
2022-2025 учебный год
Автор проекта: Баязитова Айсылу Рамисовна,
учитель биологии, географии и химии
МОБУ СОШ с.Тан
Тан-2023
Содержание
Паспорт проекта ………………………………………………………………….3
Аннотация ………………………………………………………………………...7
Введение …………………………………………………………………………..8
Обоснование необходимости проекта …………………………………………..10
Актуальность, цель, задачи и новизна проекта ………………………………...10
Этапы и план реализации проекта ………………………………………………14
Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы.....18
Заключение ………………………………………………………………………..21
Литература ………………………………………………………………………...23
Приложение
Паспорт проекта
Название проекта | «Юный эколог» ( на примере школьного экологического клуба «Эколята») |
Руководитель проекта | Учитель биологии, географии и химии МОБУ СОШ с.Тан Баязитова Айсылу Рамисовна |
Тип проекта | - по доминирующей деятельности: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на социальные интересы самих участников проекта. - По типу предметно-содержательной области: межпредметный, так как является объемным, продолжительным, общешкольным проектом, предполагающим осуществление межпредметных связей, планирующим решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. - по характеру контактов: внутренний проект, так как организуется в пределах образовательного пространства одной школы. - по количеству участников: групповой (коллективный). - по продолжительности выполнения: долгосрочный. Срок реализации 3 года. |
Цель проекта | Направлен на развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся: научиться проводить само научное исследование и получить новые для себя знания, творчески преобразуя объект познания, а также формировать исследовательские умения и навыки для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе. |
Задачи проекта | - сформировать систему научных знаний о единстве живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе; -систематизировать сформированные начальные представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; -приобрести опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним; -сформировать основы экологической грамотности, способность оценивать последствия деятельности человека в природе; -сформировать способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов живых организмов; -сформировать представления о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования; -освоение приемов выращивания и размножения растений и животных в домашних условий и ухода за ними. |
Необходимые условия | -наличие кабинета и его оснащенности компьютером, проектором; -оснащение мультимедийными материалами: -наглядные пособия, раздаточные материалы. |
Принципы | -принцип единства сознания и деятельности; -принцип наглядности; -принцип личностной ориентации; -принцип системности и целостности; -принцип экологического гуманизма; -принцип краеведческий; -принцип практической направленности. |
Формы и методы работы | -практические и лабораторные работы, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ; - тематический урок, урок – праздник, экологические акции, озеленение и благоустройство школы, школьного двора, экологические субботники и посадочные работы, конкурсы, экскурсии, походы, экологические праздники, выпуски газет, плакатов, участие в конференциях, олимпиадах, викторинах. |
Адресация проекта | Проект предназначен для образовательной деятельности учителя с обучающимися младшего и среднего звеньев. |
Участники проекта | Учителя, обучающиеся, родители. |
Сроки реализации проекта | 2022 – 2025 гг. |
Ожидаемые результаты проекта | -приобретение учащимися опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем; активизация личностной позиции учащихся, проявляющаяся не только во внеурочной, но и в учебной деятельности; повышение качества знаний по предмету; формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач; профессиональная ориентация обучающихся. |
АННОТАЦИЯ
Я с полной уверенностью считаю, что каждый человек хоть раз должен серьёзно задуматься об окружающей среде, в которой он живёт. В наше время экологическая проблема актуальна, ведь если мы сейчас не остановимся и не подумаем о будущем нашей страны, то будет поздно, так как мы уже ничем не сможем помочь ни людям, ни природе, которая нас окружает.
Именно этой проблеме – реализации экологического просвещения и воспитания, я посвятила образовательный проект «Юный эколог», разработанный в рамках «Года полезных дел для малой родины», инициированный главой Республики Башкортостан Радием Хабировым.
Образовательный проект «Юный эколог» направлен на экологическое воспитание детей среднего школьного возраста (5 – 8 классы) и включает в себя вопросы, связанные непосредственно с экологическими проблемами нашей страны и близлежащими деревнями с.Тан. Он призван через проведение исследований, экологической разведки, наблюдений, участия в экологических конкурсах, викторинах, подвести к пониманию и осознанию экологических проблем. Ученикам будут предложены задания, организованы мероприятия, посвященные охране окружающей среды, служащие для воспитания экологической этики, привития с раннего возраста этических норм признания ответственности за использование природных ресурсов Земли и необходимости сделать жизнь гармоничной. Планируется это реализовать с помощью совместных действий учеников, учителя, родителей.
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание экологической культуры – актуальная задача в современном мире. Закон «Об экологическом образовании в Республике Башкортостан» от 14.01.1997 г. № 70-з ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, состояние практики экологического образования в школе свидетельствует о том, что необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы со школьниками, приоритетной целью которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Отрадно отметить, что в ближайшем будущем в России появится молодежное экологическое движение. Инициатива о создании этого движения прозвучала на встрече Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с участниками Всероссийского молодежного экологического форума "Экосистема. Заповедный край", которая прошла 5 сентября. Тогда глава государства ответил, что экологическое направление можно было бы создать в рамках движения школьников.
"Любовь к природе и бережное отношение к природе в широком смысле слова, к пониманию экологических процессов крайне важно прививать", - добавил Путин.
В нашей республике много внимания уделяется вопросам экологической культуры. Так с 12 по 14 апреля 2023 года в уфимском выставочном комплексе «ВДНХ-Экспо» проходил Экологический форум. Цель форума – развитие экологической культуры, привлечение внимания к вопросам сохранения природных богатств, изменения отношения к окружающей среде, воспитание экологического сознания. На площадках мероприятия обсудили темы рационального использования водных и лесных ресурсов, рекультивации промышленных территорий, цифровизации отрасли, обращения с ТКО, развития экотуризма, а также вызовы, связанные с глобальным изменением климата.
Радий Хабиров, глава Республики Башкортостан, выступая на экологическом форуме, сказал: «Мы в Башкортостане планомерно решаем экологические вопросы».
Природа нашей деревни очень красива. С этим может согласиться каждый, но не каждый задумывается над тем, что ее экология находится под угрозой. Вырубаются леса рядом с деревней, появляются несанкционированные свалки мусора и загрязненные водоемы. Мы, учителя и ученики МОБУ СОШ с.Тан, активно работаем над проблемой экологии в родной деревне, поэтому приняли решение использовать созданную образовательную среду для разработки проекта. Ведь познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, мои ученики научатся анализировать природную среду как сложную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии.
Образовательный проект «Юный эколог» - это открытая площадка для деятельности всех, для кого решение экологической проблемы благополучия места проживания является главной заботой.
Я считаю, что мой проект решит проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, поможет реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, экологическими знаниями должны обладать все. Наши ученики должны знать не только теоретические знания по экологии, но и уметь анализировать явления природы, осознавать значимость своей практической помощи природе.
В школе экологическое направление воспитательной работы осуществляется в тесной взаимосвязи учебной и внеклассной работы, включающей в себя систему уроков, внеурочных и практических занятий.
Большую роль в экологическом образовании подрастающего поколения играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях в клубе «Юный эколог», должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Практическая деятельность по восстановлению старого родника, очистке пруда, поддержание в чистоте улиц нашей деревни, позволит ученикам под руководством педагога изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.
Данный проект помогает проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Образовательный проект «Юный эколог» воспитывает правильное отношение к экологии места проживания, а также трудолюбие, умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, способствует эстетическому воспитанию, привитию любви к природе, бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей.
Для реализации данного проекта были поставлены следующие цель и задачи.
Цель данного проекта - на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи проекта:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике знания, полученные в клубе.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Новизна проекта заключается в том, что его реализация основана к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов; к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение; к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Поставленные цели и задачи реализуются при создании материально- техническом оснащение клуба:
наличие учебного кабинета, а в нём Уголка природы;
постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
доступность Интернета;
возможность выезда за пределы села;
определённый возрастной диапазон членов клуба, необходимый для нормального общения в подростковой среде;
своевременный уход опытных членов клуба на самостоятельный участок работы клуба;
сохранение единого клубного пространства для участников всех ступеней образовательного процесса с присутствием «облака» из так называемых друзей клуба (сочувствующие, но очень занятые, ещё не определившиеся или уже ушедшие из клуба).
Подобный подход не только повысит мотивацию посетителей клуба, но и будет способствовать нравственному и эмоциональному развитию.
При разработке данного проекта учитывались следующие принципы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Формы и методы:
-практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ;
- тематический урок, экологические акции, озеленение и благоустройство школы, школьного двора, экологические субботники и посадочные работы, конкурсы, экскурсии, походы, экологические праздники, выпуски газет и плакатов, участие в конференциях, олимпиадах, викторинах.
Сроки реализации: Проект рассчитан на 3 года (2022-2025 учебный год)
Целевая группа, на которую направлен проект:
- Учащиеся школы
- Учителя школы
- Администрация школы
- Родители учащихся
Этапы образовательного проекта
I этап – подготовительный (2022 – 2023 г.г.)
Выявить экологические проблемы в деревне;
Постановить цели и определить задачи проекта;
Разработать программу мероприятий;
Участвовать в районных, республиканских экологических конкурсах.
II этап – содержательный (2023 – 2024 г.г.)
Проводить просветительские и практические мероприятия по охране окружающей среды;
Участвовать в районных, республиканских экологических конкурсах.
III этап – результативный (2024 – 2025 г.г.)
Проанализировать результаты реализации проекта.
Осветить в средствах массовой информации.
Участвовать в конкурсах различных уровней
План реализацииэтапов образовательного проекта
№ | Этапы реализации проекта | Сроки реализации | Мероприятия |
I | Подготовительный: Анкетирование. (Приложение 1) Сбор информации по экологическому просвещению и воспитанию. Анализ результатов проделанной работы, изучение опыта других экологических клубов (кружков), нового методического материала. | 2022-2023 | Составление программы деятельности экологического клуба, устава, планов работы на перспективу. Провести первичную диагностику: анкетирование с целью выяснить, чем занимаются обучающиеся в свободное время, отношение к созданию экологического клуба. |
II | Основной: 1.Использование результатов работы экологического клуба «Эколята» на уроках биологии и других, на общешкольных праздниках | 2023-2024 | Участие членов экологического клуба в работе творческих праздников и мероприятий с освещением результатов экологической деятельности. |
| 2.Оснащение стенда школы, сайта школы http://tanshckola.ucoz.net/, в сети интернет группа в контакте МОБУ СОШ с.Тан https://vk.com/club202275521 , публикаций статей в средствах массовой информации, в районной газете «Благоварские вести» отражающего текущую работу и жизнь экологического клуба. (Приложение 2) | 2023-2024 1 раз в квартал | Фотографирование проводимых мероприятий, публикация статей текущую работу экологического клуба. |
3.Участие в районном туристическом слете | 2023-2024 | Применение биологических и географических знаний на практике. |
| | |
| | |
4.Подведение итогов исследовательских работ, составление проектов | 2023-2024 | Персональный анализ полученных данных, оценка перспективности и значимости работы, степень завершения. |
III | Заключительный: Анализ результатов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта. | 2024-2025 | Видеофильм об экологическом клубе «Эколята» - «Мы друзья природы». Выступление на педсоветах и методических объединениях. Распространение информации о деятельности членов экологического клуба «Эколята» через районные СМИ и школьную газету, интернет ресурсы. |
План реализации содержательного этапа образовательного проекта "Юный эколог»
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата |
1 | Экологический десант | Сентябрь |
2 | Участие в международном детском экологическом форуме «Изменение климата глазами детей 2023» (номинация по выбору учащихся): «Экобезопасность»,«Экоблогер» «ЭкоМода»,«ЭкоЮннаты» «ЭкоПоделки» | Сентябрь |
3 | Участие во всероссийской акции "Живи лес" | Сентябрь - Октябрь |
4 | Выставка поделок из природного материала "Осенняя рапсодия" | Сентябрь |
5 | Фотоконкурс " Лес чудес" | Сентябрь |
6 | Всероссийский конкурс «#ВместеЯрче» | Октябрь |
7 | Экологическая игра «Мусор опасный и безопасный» | Октябрь |
8 | Акция "Птичья столовая" | Ноябрь |
9 | Сбор макулатуры «Бумбатл» | Ноябрь, Июнь |
10 | Участие в экологических конкурсах для школьников (по выбору учеников): 1) «Защитим природу вместе» (конкурс экорисунка); 2) Конкурс поделок из вторсырья; 3) «Береги природу!» (фотоконкурс); 4) «Экобуклет» (Конкурс экологических буклетов); 5) «Я вырос здесь, и край мне этот дорог!» (конкурс рассказов); 6) «Заповедники России» (конкурс экопроектов) | Ноябрь |
11 | Мастер - класс "Креативная елочка" | Декабрь |
12 | Акция "Сохраним Живую елочку" | Декабрь |
13 | Интерактивная игра "Покормите птиц зимой" | Январь |
14 | Конкурс эко-листовок "Берегите лес" | Апрель |
15 | Акция "Покормите птиц, зимой" | Февраль |
16 | Мастер - класс "Вещи из бросовых материалов" Конкурс "Подарок защитнику Отечества" | Февраль |
17 | Социальная акция «Наша смена» в начальных классах школы | Март |
18 | Акция "Каждому скворцу по дворцу" | Март |
19 | Интерактивная викторина "Лесу -надежную защиту от огня" | Март |
20 | Мастер - класс "Весенние палы" | Апрель |
21 | Создание агитационного материала | Апрель |
22 | Информационная компания "Мусор-враг природы" Обустройство мест отдыха | Сентябрь-Октябрь Апрель-Май |
23 | "Всероссийский день посадки леса", "Сад Победы" | Апрель, Май |
24 | Родительский лекторий «Мусор опасный и безопасный" Конкурс рисунков "Берегите лес" Благоустройство школьной территории | Апрель Май |
25 | Экологическая беседа "Мусор - глобальная проблема" | Май |
26 | Экологический десант "Чистый лес" | Июнь |
27 | Акция «Вторая жизнь ненужным вещам». ШОУ Моды | Февраль Июнь |
28 | Просветительские ролики в СМИ | В течение года |
Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы:
участие в различных конкурсах и занятие призовых мест;
знаний, полученных на уроках, классных часах;
освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
развитие у школьников интереса к творческой исследовательской
деятельности;
развитие креативных способностей учащихся;
развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде:
развитие лидерских качеств;
развитие информационной культуры участников проекта;
изменение и утверждение массового сознания школьников в
значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;
общении с природой);
экологическую обстановку своей Малой Родины;
укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к
здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
своего села, формирование социализации, мотивации к активному
участию в общественной жизни;
организациями.
Результаты деятельности учащихся
Обучающиеся школьного экологического клуба «Эколята» в течение года провели следующие мероприятия:
Акция «Птичья столовая» проводится традиционно с 20 октября и до весны. Ученики совместно с родителями сделали 15 простейших кормушек из подручных средств, развесили их на пришкольной территории и ежедневно пополняли птичью столовую. (Приложение 3)
Конкурс рисунков «Наши друзья – эколята», посвященный Всероссийскому дню эколят. Наши ученики заняли следующие результаты: 1 м. - Мустаева А., 9 кл., 2 м. – Асфандиярова Н., 6 кл., 3 м. – Семенова А., 8 кл. (Приложение 4)
Цель акции: сбор макулатуры на переработку, популяризация раздельного сбора отходов и осознанного потребления. Было собрано 1000 кг макулатуры. (Приложение 5)
Экологический субботник в поддержку общероссийского экологического общественного движения «Зеленая Россия». Все вместе убрали территорию школы: собрали мусор, старые ветки деревьев, сгребли прошлогоднюю траву и листья, привели в порядок цветочные клумбы. (Приложение 6)
Участие в муниципальном молодежном форуме «Добровольчество» с экологическим проектом «Раздельный сбор мусора». (Приложение 7)
22 апреля 2023 г. Акция «День Земли». Были проведены классные часы «Как сберечь планету?», оформили стенд с рисунками на экологическую тему. Учащиеся 8 класса стали участниками акции «Приведи планету в порядок». На тематическим уроке шестиклассники освоили пикировку растений. (Приложение 8)
Участие в муниципальном конкурсе проектов «Ветер странствий». Результат – 1 место заняли ученицы 8 класса Батталова Э. и Латыпова Р. в номинации «Покорители вершин». Руководитель - Баязитова А.Р.(Приложение 9)
Акция «Сдай батарейку – спаси планету!». Участники акции собрали более 150 батареек и сдали их. (Приложение 10)
Районный конкурс «Самый оригинальный скворечник». Ученик 5 класса Скряга Г. занял 3 место. (Приложение 11)
Участвовали в республиканской акции «Сад памяти».
Главная цель экологического начинания - воспитание бережного отношения к лесу, привлечение внимания общества к проблемам сохранения и воспроизводства лесных ресурсов. (Приложение 12)
Участники кружка «Юный эколог» с местными жителями Ф.Мухамедьяровым, Р.Гизатуллиным, К.Гадельшиным, И.тангатаровым, И.Гималетдиновым, Г.Калимуллиным, Т.Исламовым восстановили родник, расположенный между с.Тан и д.Кугуль. Активисты планируют назвать родник в честь знаменитого выходца из деревни, основоположника изобразительного искусства в Башкортостане и первого профессионального башкирского художника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева. В дальнейшем планируют благоустроить территорию около родника и проводить там занятия кружка. (Приложение 13)
Участие в акции «Крышечки спешат на помощь» - это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. (Приложение 14)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя представленные технологии, различные методы и приёмы способствуют формированию экологической культуры.
Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
Уровень же экологической культуры учащихся зависит от той воспитательной среды, в которой они живут на протяжении ряда лет. Мы как бы задаём траекторию будущего поведения наших детей в общении с природой, и их поступки будут служить оценкой нашей работы. Если формирование экологического сознания идет на занятиях, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.
Оптимальная форма реализации условий для формирования и развития экологической культуры, представлена проектированием развивающей эколого-образовательной среды образовательного учреждения.
Созданная развивающая эколого-образовательная среда – станет комплексом влияний и условий для повышения эффективности формирования экологического сознания, экологической компетентности учащихся через организацию экологической деятельности, которая дает возможность:
для развития интересов и способностей учащихся,раскрытия потенциальных, скрытых возможностей
для реализации творческого потенциала каждого субъекта образовательного процесса в процессе личностно и социально значимой экологической деятельности;
для комплексного формирования компонентов экологического сознания и экологической компетентности;
для раскрытия субъективной личности учащихся;
для системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.
Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию учащихся, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Мой проект способен при целенаправленной деятельности помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Андреевских О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А. Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93
2.Глазачев С. Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в школе. – 1999. – №3. – С. 5–10.
3.Гоглова М.Н. Опыт формирования экологической направленности школьников /М.Н. Гоглова //Внешкольник.- 2005.-№10.-С.11-13
4.Голубев В.С. Антропогенные механизмы поддержания устойчивости и прогнозсоциоприродного развития // Общественные науки и современность. – 1997. –№ 4. – С. 168–174.
5.Данильчук В. И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественнонаучного образования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. – Волгоград: Перемена, 1996. – С. 84–91.
6.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 480 с.
7.Еремина, О.А. Информационные технологии в экологическом образовании школьников/О.А. Еремина //Дополнительное образование.- 2006.-№6.-С.43-46
8.Ердаков, Л.Н. Особенности непрерывного экологического образования /Л.Н. Ердаков //Начальная школа.- 2006.-№9.-С.51-67
9.Ермаков Д.С. Формирование экологическойкомпетентностиучащихся. – М.: МИОО, 2009. – 180 с.Ермаков Д. С. Экологическое образование после уроков (учебный экологический проект) // Дополнительное образование. – 2002. – № 3. –С. 32–35.
10.Ермаков Д. С., Суравегина И. Т. Экологическое образование: от изучения экологии – к решению экологических проблем. – Новомосковск: НФ УРАО, 2005. – 142 с.
11.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение 1984 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета №1.
На определение уровня экологической культуры
Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
Что такое природа?
Что такое экология?
Что такое охрана природы?
Каковы правила поведения человека в природе?
Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
имею низкий уровень
имею средний уровень
имею высокий уровень
затрудняюсь определить.
Анкета № 2.
Охранная грамота природы
(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,
уровня экологических знаний)
Что такое природа?
Что значит охранять природу?
Для кого человек должен охранять природу?
От кого человек должен охранять природу?
Что такое Международная Красная книга?
Что означает красный цвет Красной книги?
Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную Красную книгу?
Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
Назовите экологические проблемы мира? России и Томской области?
Что называют легкими планеты? Почему?
Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
Что лично ты можешь сделать для охраны природы?
Я и природа
(самооценка отношения к природе)
Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого. Слишком долго мы придерживались примитивного представления, будто наша «богом данная» роль состоит в том, чтобы «быть хозяином» рыб в море, птиц в небе, всего живого, что населяет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле.
Р. Эдберг
Знакомство с проблемой. Ещё сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда - в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным.
Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек чувствует себя причастным и привязанным, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он считает себя ответственным и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем более богата его духовная жизнь.
Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Хотя большинство из нас живет в больших городах, где природу теснят кирпич, стекло и бетон, отдохнуть мы стараемся за городом, в лесу, у водоема. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей духовной жизни.
Нельзя спокойно читать фантастические произведения о будущем, в которых описывается жизнь человека после экологических катастроф. Кто из вас согласился бы жить в замкнутом пространстве, в бункере под землей, без свежего воздуха, без чистой воды, без солнца и звезд, без восходов и закатов, без дождя и снега? Недаром в такой обстановке человек, по предвидению фантастов, становится жестоким, агрессивным, эгоистичным и жадным, теряет свои человеческие качества. Значит, изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как ее разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.
В вашем возрасте очень важными становятся отношения с друзьями, нередко возникают конфликты, трудные проблемы, которые кажутся порой безысходными, неразрешимыми и заслоняют все остальное. В этих случаях хорошо побыть в лесу или в парке, посмотреть на деревья, на то, как несет свои воды река. Стоит ощутить, что ты являешься частицей природы, попробовать взглянуть на свои проблемы со стороны - и трудности покажутся временными и вполне преодолимыми.
А как относитесь к природе вы? Замечаете ли, в какие цвета окрашено все вокруг? Какой палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа?
Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот фантастически богатый ландшафт сформировался, и как легко можно уничтожить все вокруг, всего за несколько десятилетий, если не остановить гибельный процесс разрушения?
Св
ое отношение к природе вы можете оценить с помощью приведенных ниже вопросов. Это отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаете. Конечно, предлагаемые вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, и потому оценка будет неполной. Но полученные вами результаты, как и отдельные вопросы, помогут вам задуматься о природе и о своих связях с нею.
Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания.
Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
Мое отношение к природе
№ п/п | Вопросы | Ответы и баллы |
«Да» | «Нет» | По - разному |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 |
2. | Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 0 | 2 | 1 |
3. | Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 |
4. | Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 |
5. | Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | 2 | 0 | 1 |
6. | Все ли в окружающей природе вас интересует? | 2 | 0 | 1 |
7. | Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 |
8. | Цените ли вы разнообразие в природе? | 1 | 2 | 0 |
9. | Влияет ли природа на ваше настроение? | 2 | 0 | 1 |
10. | Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | 1 | 0 | 2 |
11. | Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | 2 | 0 | 1 |
12. | Любите ли вы читать описания природы в книгах? | 2 | 0 | 1 |
13. | Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | 2 | 0 | 1 |
14. | Влияет ли природа на ваше поведение? | 2 | 0 | 1 |
15. | Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? | 1 | 2 | 0 |
16. | Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | 0 | 2 | 1 |
17. | Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | 2 | 0 | 1 |
18. | Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | 0 | 2 | 1 |
19. | Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? | 2 | 0 | 1 |
20. | Или в более старшем возрасте? | 0 | 2 | 1 |
21. | Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | 2 | 0 | 1 |
22. | Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | 2 | 0 | 1 |
23. | Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | 2 | 0 | 1 |
24. | Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | 2 | 0 | 1 |
25. | Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам | 2 | 0 | 1 |
Анкета для родителей по экологическому воспитанию:
1. Что для вас экологическая культура?
1.Система экологических знаний.
2.Ответственное и бережное отношение к природе.
3. Чувство сопереживания, забота о судьбе планеты.
4.Затрудняюсь ответить.
5. Другое.
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?
1.Да, считаю необходимым.
2.Экологическое воспитание должно осуществляться только в школе.
3. Затрудняюсь ответить.
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?
1.Провожу беседы на экологическую тему.
2.Подаю личный пример — совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты.
3.Совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, в теплицах.
4.Совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями.
5.Не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.
4. Знаете ли вы о глобальных экологических проблемах?
1.Знаю о многих.
2.Знаю о некоторых.
3.Затрудняюсь ответить.
5. Обсуждаете вы экологические проблемы в семье?
1.Провожу беседы на экологические темы.
2.Затрудняюсь ответить.
3.Да, считаю необходимым.
Анкета для учащихся по экологическому воспитанию:
Что такое экология?
1.Наука о поведении человека в природе.
2.Наука о природе..
3.Не знаю.
2.Что вы думаете о состоянии окружающей среды?
1.Знаю очень мало.
2.Природа в опасности.
3.Затрудняюсь ответить.
3.Каким образом человек разрушает природу?
1.Убивает животных.
2.Загрязняет воду, воздух.
3.Вырубает леса.
4.Не знаю.
4. Знаете ли вы, какие растения и животные занесены в Красную книгу?
1.Не знаю.
2.Знаю немного.
3.Не знаю ни одного.
5.Что вы можете сделать для сохранения природы?
1.Сажать цветы, деревья.
2.Не бросать мусор.
3.Затрудняюсь ответить.
4.Не знаю, чем помочь.
6. Хотели бы вы узнать больше об экологии?
1.Да.
2.Нет.
3.Не знаю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оснащение стенда школы, сайта школы http://tanshckola.ucoz.net/, в сети интернет группа в контакте МОБУ СОШ с.Тан https://vk.com/club202275521 , публикаций статей в средствах массовой информации, в районной газете «Благоварские вести» отражающего текущую работу и жизнь экологического клуба.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 14