Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Рязанский городской Дворец детского творчества»
Образовательный проект «Компьютерная сказка»
учащихся Школы компьютерных знаний «Компас»
Электронный сборник творческих работ учащихся
в текстовом редакторе по предмету
«Основы компьютерной грамотности»
Рязань, 2023
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Актуальность проекта | 3 |
Новизна проекта | 4 |
Участники | 5 |
Основная часть | 5 |
Цели и задачи проекта | 5 |
Практическая значимость | 6 |
Ожидаемые результаты | 6 |
Этапы и содержание реализации проекта | 8 |
Методическое и материально-техническое обеспечение проекта | 8 |
Проект «Компьютерная сказка» | 9 |
Заключение | 10 |
Приложения | 11 |
Пояснительная записка
Данный электронный сборник содержит набор творческих работ учащихся в текстовом редакторе по предмету «Основы компьютерной грамотности». Практический опыт был апробирован и используется в Школе компьютерных знаний «Компас» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Рязанский городской дворец детского творчества» г. Рязани.
В разработке представлены сказки собственного сочинения учащихся на компьютерную тематику.
Данный опыт может быть полезен для начинающих учителей информатики, педагогов дополнительного образования, студентов, родителей.
Актуальность проекта
Закон «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в Российской Федерации: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.
Интегрированный подход к решению современных задач обучения, основанных на цифровых технологиях, развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе познавательно-творческой деятельности, вовлечение в научно-техническое творчество, развитие интереса к техническому творчеству, формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализации образования – актуальные задачи в развитии личности каждого ребенка, а также являются ключевыми трендами запросов государственной политики в сфере образования Российской Федерации в системе STEM образования. На современном этапе развития образования детей акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.
Данный проект соответствует всем вышеперечисленным задачам, легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность.
Изучение каждого раздела общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования предусматривает создание какого-либо продукта, на основе полученных знаний за определенный изучаемый промежуток времени. Так и в данном случае, изучение раздела «Текстовый редактор» включает в себя разнообразные темы: ввод текста, редактирование, форматирование. Каждая тема имеет обширные вариации работы, свои практические задания и упражнения (Приложение 1). Подведением итогов освоения знаний и умений по данному разделу является создание проекта. Что же получилось у ребят и какие этапы проекта реализовывались, рассмотрим наиболее подробно.
Новизна проекта
Проект направлен на развитие у учащихся интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности. Реализация проекта позволяет внедрять и систематизировать эту деятельность ежегодно и распространять полученный опыт среди педагогов.
Проект позволяет индивидуальную работу каждого учащегося, наполненную знаниями, умениями, навыками, креативными идеями объединить в коллективный творческих продукт в виде электронного сборника, собрав в единый банк творческих работ учащихся.
Участники
Участниками проекта являются обучающиеся 7-9 лет Школы компьютерных знаний «Компас» МАУДО «РГДДТ» по программе «Основы компьютерной грамотности».
Основная часть
Проект по составу участников и их объединению – индивидуальный, групповой.
Проект по сроку проведения – краткосрочный.
Проект по виду деятельности – творческий.
Цель проекта – обучить эффективным способам и приемам работы в текстовом редакторе.
Задачи:
* предметные:
• познакомить с основами современных компьютерных технологий, сформировать навыки, необходимые для работы с персональным компьютером в текстовом редакторе;
• дать базовые знания по использованию компьютера в различных областях деятельности на примере создания сказки в текстовом редакторе и научить ребенка свободно обращаться с программой;
• способствовать формированию предпосылок теоретического уровня мышления, способов решения задач своей деятельности с помощью компьютера;
• формировать навыки использования информационных технологий в индивидуальной, коллективной деятельности;
* личностные:
• способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами текстового редактора;
• развивать мышление, память, умения конкретизировать, делать выводы, обосновывать свои утверждения;
• формировать эмоционально-ценностное отношения к себе и своему труду, способствовать воспитанию характера и самодисциплины, активной жизненной позиции детей, используя воспитательные возможности детского коллектива, объединенного по интересам;
* метапредметные:
• содействовать развитию творческого воображения учащихся, самореализации личности учащихся, уважения к окружающим;
• развивать деловые качества (самостоятельность, ответственность, активность), фантазию детей;
• формировать установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, окружающим людям, умение работать в группе, в коллективе.
Практическая значимость
В результате реализации проекта будут созданы:
-
компьютерные сказки, разнообразные по тематике и содержанию, собранные в единый электронный сборник;
-
система работы по развитию интеллектуальных способностей в процессе вовлечения в научно-техническое творчество на основе использования образовательного блока программы «Текстовый редактор» (приложение 3);
-
публикации обобщения и распространения опыта практического внедрения данной образовательной практики (приложение 4).
Ожидаемые результаты
Ожидаемым предметным результатом в ходе реализации данного проекта будет понимание учащимися назначения и области применения такого программного обеспечения персонального компьютера как текстовый процессор, а также возможности использования компьютера для поиска, хранения, передачи и обработки информации.
Учащиеся получат возможность научиться порядку работы с компьютером; осуществлять поиск информации в сети Интернет; основам работы в текстовом редакторе - правила набора текста; ввод, редактирование, форматирование текста; шрифт, абзац, иллюстрации в текстовом редакторе; формат и стили рисунков и надписей; параметры страницы; правила оформления текстовых документов.
Ожидаемые личностные результаты будут:
-
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с творческими заданиями;
-
интерес к исследовательской деятельности;
-
ориентация на самоанализ и самоконтроль результата;
-
внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к занятиям.
Ожидаемые метапредметные результаты:
-
планирование своих действий в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий, умение соотносить выполненное задание с требованиями;
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-
умение проводить сравнение, понимать выводы;
-
умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), участвовать в диалоге, слышать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, ситуации.
Этапы и содержание реализации проекта
-
Поисковый этап. Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы; вовлечение учащихся в решение проблемы («детская цель»). Вариации идей: сказка про устройства компьютера, про программы, разнообразие сюжетов сказок (аналог известных сказок или придумывание новой авторской сказки). Сотрудничество со специалистами - посещение Музея детской рукописной книги Дворца детского творчества для анализа и ознакомления с идеями создания книги сказок.
-
Планирующий этап. Составление плана движения к цели – выбор программы для создания текстового документа, повторение особенностей этапов создания документа – ввод, редактирование, форматирование текста. Особенности оформления и их вариации (картинка из Интернет, создание изображения с помощью фигур программы). Составление плана-схемы реализации проекта.
-
Основной этап (практический) Самостоятельная практическая работа учащихся (ввод, редактирование, форматирование сказки).
-
Заключительный этап (итоговый) Организация презентации через выступление каждого автора-разработчика перед группой учащихся. Публикация полученных результатов или новостного поста в социальной сети.
Методическое и материально-техническое обеспечение проекта
Для реализации проекта используются:
-
программное обеспечение: ОС MicrosoftWindows (операционная система майкрософт виндоус) 10, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, браузер (входят в состав операционных систем или отдельно);
-
компьютерный кабинет, компьютер педагога, совместимый с мультимедийным проектором для демонстрации материала, колонки, наушники, персональные компьютеры и компьютерные столы по количеству детей;
-
теоретический материал по теме в электронном виде;
-
разнообразный практический материал.
Проект «Компьютерная сказка»
Электронный сборник творческих работ учащихся включает в себя сказки собственного сочинения учащихся на компьютерную тематику. Оформление, орфография, пунктуация авторские.
1. Книга об огромной ошибке Ноутбука https://disk.yandex.ru/i/VQo81kHBBQobtw
2. Компьютер идёт учиться https://disk.yandex.ru/i/h5FBaRksjYc-Cg
3. Про компьютер и его друзей https://disk.yandex.ru/i/bJ8kDOqHcOt2lA
4. Всё ценно https://disk.yandex.ru/i/jX4dV6kHOAsM6Q
5. Потерянный Billy121 https://disk.yandex.ru/i/Tn0rplWBqt3VkA
6. Сказка о Ваське https://disk.yandex.ru/i/8OJB9cekAWs23A
7. Друзья по технике https://disk.yandex.ru/i/oaZ7YC4-d0mObg
8. Компьютерная сказка https://disk.yandex.ru/i/yAZ4NfrLQdGEOw
9. История компьютерной «Мышки» https://disk.yandex.ru/i/20KhGncWGGLPWQ
10. «Путешествие смайла Бена» https://disk.yandex.ru/i/QTEOtpbOPfm2ow
11. Спор друзей https://disk.yandex.ru/i/SNc0hwec73OvxQ
12. Два компьютерных друга https://disk.yandex.ru/i/0MdVHuybMY9uXg
13. Друзья WINDOWS https://disk.yandex.ru/i/lxZG1tFJ8wULpA
14. Системный блок и монитор https://disk.yandex.ru/i/MgNgKbkrMz1vQg
15. Ноутбук Компович https://disk.yandex.ru/i/jWrebDYs5foqmQ
16. Приключение компьютера https://disk.yandex.ru/i/KU__bY1f7vKHgQ
17. Приключение компьютера-2 https://disk.yandex.ru/i/WEDUt2OTM7icNQ
18. Яндекс и Вирус https://disk.yandex.ru/i/9MhwIMjNJMlcUw
19. Сказка о двух братьях https://disk.yandex.ru/i/Zehuwri-55CUzA
20. Приключения мышки https://disk.yandex.ru/i/WjRaQCZOrLJF3A
21. Приключение компьютера и мышки https://disk.yandex.ru/i/dpgnFbmlHEAG8Q
Заключение
В заключении хочется сказать, что продолжение следует. Будут рождаться, появляться, оформлять новые «компьютерные» сказки юных знатоков компьютера по программе «Основы компьютерной грамотности». Сказка – удивительный мир детства и творчества, которые расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь. Объединение с технической деятельностью вносит разнообразие в жизнь учащегося, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Приложения
Приложение 1.
Сборник практических работ по Текстовому редактору https://disk.yandex.ru/i/b8_G7EB3jySgSg
Приложение 2.
Фрагмент учебного графика по программе «Основы компьютерной грамотности» по теме «Текстовый редактор» https://disk.yandex.ru/i/6fPQMw4d-T_Puw
Приложение 3.
Система работы по развитию интеллектуальных способностей в процессе вовлечения в научно-техническое творчество на основе использования образовательного блока программы «Текстовый редактор»
Занимательный Ворд и виды работы в нем
№ | Вид работы | Ссылка |
-
| Загадки | https://disk.yandex.ru/i/2HNRDB2-7PFn5g |
-
| Памятка | https://disk.yandex.ru/i/iwsBHu9TttbpOA |
-
| Рисование фигурами | https://disk.yandex.ru/i/a9emNervaJ7mzQ |
-
| Рисование по этапам | https://disk.yandex.ru/d/y9G97u3rlA9qEw |
-
| Поздравление к праздником | https://disk.yandex.ru/i/LuwY-7pVw3gWtg |
Приложение 4.
Публикации обобщения и распространения опыта практического внедрения данной образовательной практики
-
Идея создания своей компьютерной сказки имеет начало посещения Музея детской рукописной книги Дворца, где представлены работы детей (ровесников) и зародилась идея создания компьютерной сказки https://vk.com/shkz_kompas?w=wall-171950848_1080%2Fall https://vk.com/shkz_kompas?w=wall-171950848_780%2Fall
-
Участие в конкурсах https://vk.com/shkz_kompas?w=wall-171950848_1388%2Fall и призовые места https://vk.com/shkz_kompas?w=wall-171950848_1380%2Fall https://vk.com/shkz_kompas?w=wall-171950848_1319%2Fall