Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Великопольская средняя общеобразовательная школа»
«Моя малая Родина»
Образовательный проект
Выполнила:
Уткина Наталья Яковлевна,
учитель начальных классов
с. Великополье
2018
Актуальность темы
Есть выражение: «Моя малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама. К сожалению, не только дети, но и родители не имеют достаточно знаний о родных местах, поэтому им трудно сформировать уважительное отношение к малой родине. Зачастую они считают более важным обучать детей английскому языку, компьютерным технологиям, чем познакомить с историей родного края, с достопримечательностями. Известно, что младший школьный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Очень важно научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, своей Родине. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребенка с детства, к тому, что ему знакомо и понятно – с любви к его малой родине. А малая родина – это часть большой Родины. Только научившись любить свой дом, семью, село, можно говорить о любви к Родине. Задача взрослых - создавать условия для осознанного стремления изучения истории своей семьи, родного села, края.
Цель: Создание необходимых условий для изучения своей «малой» Родины через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, школе, селу, району;
расширить представление о своей родословной и трудовой деятельности членов семьи;
формирование толерантности, чувства уважения к культуре и традициям
своего народа и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки |
1 этап Подготовительный | 1. Постановка цели, определение задач 2. Беседа 3. Обсуждение | август-сентябрь 2018 г. |
2 этап Основной | 1. Изучение своей семьи – совместная работа детей, родителей и близких людей. 2..Изучение истории школы, села, района. 3. Изучение символики района. 4.Классные часы, посвященные 95-летию Оршанского района. | октябрь - июнь 2019 г. |
3 этап Заключительный | Оценка уровня развития нравственно-патриотических качеств обучающихся. | июль - август 2019 г. |
Целевая группа: обучающиеся 1 класса, родители, педагоги.
Описание проекта:
1 этап Подготовительный
1.Подбор и изучение литературы по теме проекта.
2. Обсуждение содержания проекта.
3.Анкетирование родителей обучающихся ( Приложение 1)
3. Анкетирование обучающихся. (Приложение 2,3)
4. Постановка цели, определение задач, составление плана работы.
2 этап Основной
«Моя семья»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | С кем я живу. (Рисунок. Устный рассказ) «Дом, в котором я живу» (Название улицы. Рисунок) | сентябрь |
2. | Исследование «Я и мое имя. Я и моя фамилия» | октябрь |
3. | Сочинения «Моя любимая семья», «Профессия моих родителей» | ноябрь |
4. | Классный час на тему: «Моя семья-мое богатство». | декабрь |
5. | Составление родословной своей семьи «Мое генеалогическое дерево» – совместная работа детей, родителей и близких людей. | январь |
6. | Спортивный праздник "Мама, папа, я – спортивная семья" | февраль |
7. | История одной фотографии. | март |
8. | Викторина «Большая семейная викторина». | апрель |
9. | Конкурс стихов о семье. | май |
10. | Уроки литературного чтения, окружающего мира, марийского языка. | в течение года |
«Моя школа»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Экскурсия «Знакомство со школой». | сентябрь |
2. | Беседа «Моя родная школа» | октябрь |
3. | Конкурс рисунков «Школа – второй дом». | ноябрь |
4. | Пишем стихи, сочинения о школе, об учителях. (Выпуск стенгазеты) | декабрь |
5. | Встреча с ветераном педагогического труда Рыбаковой Н.С. (Беседа об истории школы) | январь |
6. | Классный час на тему: «Рябинин Николай Сергеевич» (Встреча с родственником) | февраль |
7. | Экскурсия в школьный краеведческий музей. | март |
8. | Уроки литературного чтения, окружающего мира, марийского языка | в течение года |
«Моё село (поселение)»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Классный час на тему: «Памятные места моей «малой» Родины». | сентябрь |
2. | Экскурсия в д. Старое Крещено музей Я. П. Майорова – Шкетана. (К юбилею писателя) | октябрь |
3. | Посещение дома ремесел в д. Старое Крещено. | октябрь |
4. | Посещение сельской библиотеки. (Беседа об истории села) | ноябрь |
5. | Экскурсия в конюшню Смирнова И. В. | февраль |
6. | Встреча с краеведом села Фурзиковым В. А. | март |
7. | Заочное путешествие по Великопольскому поселению. | апрель |
8. | Акция «Красная гвоздика». | май |
9. | Уроки литературного чтения, окружающего мира, марийского языка | в течение года |
«Мой район»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Изучение символики Оршанского района и Республики Марий Эл. (Рисунок герба семьи) | октябрь |
2. | Разучивание гимна Оршанского района и Республики Марий Эл | ноябрь |
3. | Классные часы, посвященные юбилею Оршанского района. | январь- март |
4. | Экскурсия в краеведческий музей п. Оршанка. | апрель |
5. | Просмотр фильма о районе. | май |
6. | Уроки литературного чтения, окружающего мира, марийского языка | в течение года |
3 этап Заключительный - Оценка уровня развития нравственно-патриотических качеств обучающихся. (Приложение 4)
Исполнители: обучающиеся 1 класса и их родители.
Партнеры: школа, школьная и сельская библиотеки, краеведческие музеи
с. Великополья, д. Старое Крещено, СДК с. Великополья, сельская администрация МО «Великопольское сельское поселение».
Ожидаемые результаты:
1. Формирование понятий о малой Родине;
2. Воспитание любви к семье, школе, селу, району;
3. Составление своей родословной и трудовой деятельности членов семьи.
4. Знакомство с государственной символикой, в частности с символикой Оршанского района.
7. Активное участие в открытом районном конкурсе проектов дошкольников и обучающихся 1-5 классов «Я познаю мир».
Перспективы развития проекта:
Следующий этап нашей работы с детьми по изучению «малой» Родины - это проект «Памятные места моей «малой» Родины», составление маршрута путешествия по историческим местам Великопольского поселения для очного путешествия.
Автор проекта: Уткина Н.Я., учитель начальных классов МОУ «Великопольская СОШ»
Приложение 1
Анкета для родителей
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей младшего школьного возраста с символикой государства, традициями семьи?
2. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
Готовы ли Вы участвовать в проектах по нравственно – патриотическому воспитанию детей?
Приложение 2
Анкета для детей.
Знаешь ли ты полное имя, отчество, фамилию одного из твоих дедушек?
Конечно знаю. Его зовут
Кажется. Его зовут
Не знаю
А знаешь ли ты как звали хотя бы одну из твоих прабабушек?
Знаю. Ее звали
Кажется. Ее имя
Не знаю.
Интересовался ли ты тем, откуда произошла твоя фамилия?
Да! Я узнал
Интересовался, но ничего не выяснил
Нет.
Можешь ли ты назвать ваши семейные праздники?
Приложение 3
Знаешь ли ты свое имя?
1. В честь кого тебя назвали?
2. Что означает твое имя?
3. Какие черты характера присущи людям с твоим именем7
4. Твой день ангела.
5. Знаешь ли ты великих людей с твоим именем?
Приложение 4
Диагностика
уровня развития нравственно-патриотических качеств
обучающихся и родителей
МОУ «Великопольская СОШ»
№ | Цель исследования | Методы | Сроки | Ответственные |
1 | Определить уровень патриотической воспитанности обучающихся | Диагностика «С чего начинается Родина». | май | классный руководитель |
3 | Выявить знания учащихся по теме «Моя малая Родина» | Тесты по методике незаконченных предложений 1.Что такое « малая» Родина. 2.Достопримечательности нашего села. | май | классный руководитель |
4 | Определить уровень патриотической воспитанности обучающихся | Наблюдение педагогов. | май | классный руководитель |
5 | Изучить знания учащихся по темам «Моя семья», «Моя школа», «Моё село», «Мой район» | Беседа с учащимися | апрель-май | классный руководитель |
6 | Изучение патриотических чувств родителей учащихся, особенности патриотического воспитания в семье. | Анкетирование родителей. Анкета «Воспитание гражданина». | май | классный руководитель |
Выводы:
Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления школьников с родным краем, бытом и традициями малой родины, я сформировала у детей такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, живущим рядом.
Систематическая и планомерная работа, в течение года, по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний школьников. Дети узнали много нового о нашей станице, её достопримечательностях, обычаях и традициях.
В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.