МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. УСМАНИ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.
Образовательный проект:
«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника».
Выполнила:
учитель начальных классов
Набиева Эллада Фридоновна
Усмань, 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
1. Музеи России и Мира……………………………………………………… | 5 |
2. Музеи Липецкой области…………………………………………………. | 9 |
3. Усманский краеведческий музей имени Б.П. Княжинского…………….. | 14 |
4. Музей МБОУ СОШ №3 г. Усмани ……………………………………….. | 17 |
5. Заключение…………………………………………………………………. | 18 |
6. Список использованных источников …………………………………….. | 20 |
7. Приложения………………………………………………………………… | 21 |
Введение
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что в настоящее время, одним из острых вопросов является вопрос патриотического и гражданского воспитания современной молодежи. На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма и гражданственности выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. На протяжении всей истории человечества патриотическая и гражданская проблематика привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов.
Новизна темы проекта заключается в том, что патриотизм и гражданственность призваны придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности, формирования у граждан позитивных ценностей и качеств, они напрямую согласуются с общегосударственными задачами страны по укреплению Отечества, по обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм и гражданственность связаны с историческим прошлым, обращение к которым не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития.
Патриотическое и гражданское воспитание должны быть плановыми, системными, постоянными и одними из приоритетным направлений в государственной политике России в области образования.
Проблема исследования: какова роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника?
Цель проекта: формирование представления о роли музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника.
Объект: патриотическое и гражданское воспитание личности школьника.
Предмет: изучение роли музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника.
Задачи:
Раскрыть особенности, функции рассматриваемых музеев.
Разработать классный час по теме «Музеи в нашей жизни»
Познакомить учащихся с видеороликом, который направлен на развитие духовно-патриотического воспитания.
1. Музеи России и Мира
Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.
Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.
Рассмотрим некоторые.
1. Музей Лувр (Musée du Louvre)1
Лувр – это одна из самых знаменитых достопримечательностей Парижа. Лувр известен туристам, в первую очередь, не как великолепный архитектурный памятник, служивший некогда домом французским королям, а как известнейший музей мира, куда тянутся ценители искусства со всех уголков земного шара.
В музее – более 400 000 экспонатов, из них 35 000 экспонируются. Коллекции разделены на восемь разделов – восточные древности, египетские древности, греческие, этрусские и римские, исламское искусство, скульптура, живопись, предметы искусства и графическое искусство. Крыло «Денон» – самая посещаемая часть музея, где хранится собрание итальянской живописи, включая «Мону Лизу».
2. Государственная Третьяковская галерея2
Третьяковская галерея является крупнейшим художественно – историческим музеем, посвященным изобразительному искусству в России. Он расположен в Москве в Лаврушинском переулке. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:
Искусство Древней Руси 12-17 веков;
Искусство 18 века;
Искусство 19 века;
Искусство начала 20 века;
Искусство СССР и сокровищница.
Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.
3. Государственный Эрмитаж3
Эрмитаж в Санкт-Петербурге – российский музейный комплекс мирового значения, первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного штаба.
4. Национальный Музей Прадо (Museo Nacional del Prado)
Здание Прадо было построено Хуаном де Виллануэва для Карла III как музей естественной истории. Впоследствии брат Наполеона, Жозеф, решил, что здесь следует разместить художественный музей, и к тому времени, когда Прадо открылся в 1819 году, во время правления Фердинанда VII, здесь уже размещалась королевская коллекция живописи. Нет сомнения в том, что Прадо - один из лучших музеев мира. В нем экспонируется более 9000 произведений искусства, среди них творения Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Караваджо, Веронезе, Фра Анджелико, Босха, Рубенса, Дюрера, Рембрандта и Брейгеля.
5.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина4
Пушкинский музей – так коротко называют Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, расположившийся в самом центре столицы, на улице Волхонка. Его называют самым академичным музеем Москвы, ведь он располагает уникальной коллекцией скульптурных слепков, копий и подлинников, по которым можно изучать всю историю мировой культуры. Великолепно исполненные музейные экспонаты-копии, от портика Парфенона и статуи Венеры Милосской до портала готического собора и конных монументов, выполнены в натуральную величину, что дает возможность детально ознакомиться с шедевральными работами великих ваятелей.
6. Музей Космонавтики5
Музей Космонавтики – это один из крупнейших научно-технических музеев России и Мира. В нем собраны самые значимые предметы космонавтики: первый спутник Земли, костюмы космонавтов, космический корабль Союз, экспозиция «Белка и Стрелка», большое место уделено значимым людям: Ю.А. Гагарину, С.П. Королеву и другим. Музей также ведет онлайн трансляции: космические новости, репортажи и беседы с космонавтами в космосе, и многое другое.
7. Айя-София (Hagia Sophia)6
Айя-София (собор Святой Софии) – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Она притягивает туристов своей уникальной архитектурой, великолепными мозаиками и особенной энергетикой, настолько сильной, что, кажется, погружаешься в иную реальность, где одновременно сосуществуют разные исторические эпохи. Арабская вязь соседствует здесь с символами христианства, и они, никоим образом не смешиваясь, взаимно дополняют друг друга.
2 Музеи Липецкой области
Остановимся на некоторых из них.
Липецкий областной краеведческий музей7
Липецкий краеведческий музей является одним из старейших музеев Центрального Черноземья. На сегодняшний день в его фондах хранится более 200 тысяч предметов - памятников истории, в том числе, и уникальных. Экспозиция расположилась в 18 выставочных залах, в которых представлены материалы по истории Липецкого края с древности и до наших дней. Среди представленных предметов - произведения живописи, иконописи, старинные книги, этнографические материалы и это не полный список.
История краеведческого музея началась в 1909 году, когда в Липецке открылся историко-этнографический музей. Первые экспонаты были выставлены в помещениях городской библиотеки-читальни. Благодаря усилиям и пожертвованиям многих неравнодушных горожан было положено начало музейному собранию. В течение первых двух лет работы музея численность фондов выросла практически в два раза - с первоначальных 889 предметов до полутора тысяч. После революции фонды пополнились ценнейшими предметами, изъятыми из национализированных усадеб и особняков.
В 1956 году краеведческий музей сменил статус на областной и стал ведущим музеем в регионе. На протяжении последующих длет велась активная работа по формированию и пополнению фондов. Сейчас музей располагает всеми необходимыми возможностями для хранения и экспонирования своих коллекций, широко ведется научно-исследовательская, издательская и выставочная деятельность. Ежегодно музей посещают около сорока тысяч жителей Липецка и туристов.
Липецкий областной художественный музей
Здание Липецкого областного художественного музея располагается на главной улице исторического центра города, бывшей дворянской его части, являющейся и в настоящее время одним из престижнейших мест современного Липецка. «Дом Губина», ставший «домом» для галереи, является одним из красивейших в городе памятников истории архитектуры начала XIX столетия федерального значения. Годы строительства предположительно – 1833–1837. Данное здание, выстроенное в стиле классицизм, являлось частью городской усадьбы и стоит на фундаменте дома, принадлежавшего липецкой ветви Пушкиных со стороны матери. Считается, что именно в этом доме в 1837 году останавливался будущий император Александр II и его воспитатель, поэт В. А. Жуковский, сопровождавший наследника престола в путешествии по России.
Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского
В 1859 г. Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский приобрел имение Гремячка Данковского уезда Рязанской губернии.
Центром усадьбы являлся главный барский дом, который состоял из 13 комнат. Вторым по значимости строением в усадьбе был каменный с двумя входами, крытый железом флигель, который называли «Белым флигелем». Он был в 1876 г. спроектирован и построен старшим сыном Петра Петровича Дмитрием. Для прогулок использовалась центральная липовая аллея, а также аллея из серебристых тополей (посаженная Петром Петровичем в 1870 г.), которая вела к Ранове, где через реку был перекинут деревянный мостик.
Белый флигель – единственное здание, которое уцелело от некогда большого имения великого русского ученого Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского в Гремячке. После революции сюда поселили 6 крестьянских семей. В 30-х годах здание приспособили под склад, в 50-е годы – под шерстобитку. Когда ее закрыли, здание начало быстро разрушаться.
И лишь в 1971 году начались работы по реставрации белого флигеля.
В январе 1977 года в этом здании была открыта экспозиция «Жизнь и научная деятельность П.П. Семёнова-Тян-Шанского».
В 1978 г. в фонд музея поступили личные вещи Петра Петровича, которые подарила его внучка Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская.
В 1984 году музею присвоено звание «народный».
С 2005 года мемориальный музей стал муниципальным учреждением культуры.
В 2007 году была открыта новая экспозиция, работающая и в настоящее время. Она занимает несколько залов.
1-й зал – «Гремячка—крестьянское хозяйство, помещичья усадьба»,
2-й зал – «Детство, юность, семья П.П. Семёнова-Тян-Шанского. Места, связанные с рождением и первыми годами жизни ученого»,
3-й зал –«П.П. Семёнов-Тян-Шанский – учёный, общественный и государственный деятель. Путешествие на Тянь-Шань»,
4-й зал – увековечение памяти ученого.
За почти 40 лет работы музей посетили более 40 тысяч посетителей из разных уголков России, поклонники научного таланта П.П. Семёнова-Тян-Шанского приезжают из Америки, Канады, Англии. Ежегодно посещают музей родственники Петра Петровича.
Липецкий областной музей природы
В мае 2007 года в удивительном месте – заповеднике «Галичья гора» – состоялось торжественное открытие музея природы Липецкой области. Целью создания музея была идея показать красоту природы края, ее ценность и необходимость сохранения для будущих поколений.
Экспозиция музея разбита на ряд секций и разделов по определенным тематикам. Здесь можно познакомиться с характерными климатическими условиями, строением почвы и рельефа Липецкой области, а также геологическим прошлым территорий. Имеются секции, в которых представлена информация о растительном и животном мире области, в том числе и заповедника «Галичья гора».
Значительную роль в экспозиции музея играют четыре объемные диорамы, где воссозданы характерные ландшафты участков с животным и растительным миром заповедных урочищ: «Галичья гора», «Воргольское», «Быкова шея», «Плющань». Громадную роль в изучении природы Липецкой области сыграли В. Н. Хитрово, С. В. Голицын и ряд других ученых. С их уникальными биографиями и увлекательными научными достижениями можно познакомиться в секции «История заповедника». О сегодняшней жизни заповедника, а также природного научно-иследовательского и эколого-просветительского центра Липецкой области можно узнать, осмотрев стенды и витрины секции «Научно-исследовательская деятельность».
Наряду со сбором и хранением коллекций, а также популяризацией научных знаний, музей осуществляет важнейшую социальную функцию – проведение научных исследований в области зоологии, ботаники, микологии, истории, культуры и природы Липецкой области. Основные направления научных исследований отражены в разделах музея.
Лебедянский краеведческий музей им. П.Н. Черменского
Лебедянский краеведческий музей им. П.Н. Черменского является одним из старейших в области, он был создан в 1919 году при непосредственном участии основоположника научного краеведения в Лебедянском уезде историка П. Н. Черменского. В 1956 году музей в Лебедяни закрыли, а его экспонаты передали в областной музей в Липецк. Возрождение музея в городе началось в конце 1960-х годов. Инициативную группу возглавил П.Д.Алексеев. В ноябре 1976 года в здании бывшей средней школы №1 города, которое было построено еще в 1913 году, открылся воссозданный музей, а первым его директором стал П.Д.Алексеев.
Экспозиция современного музея, представляющая историю Лебедянского края с древнейших времен до сегодняшнего дня, расположена в 6 залах. Здесь можно окунуться в атмосферу знаменитых Лебедянских ярмарок, узнать об истории Скакового общества и Общества сельского хозяйства, увидеть монеты и боны, археологические находки, бытовые предметы старины, познакомиться с прошлым и настоящим знаменитых лебедянских монастырей, с провинциальной архитектурой 17-20 вв.
3 Усманский краеведческий музей имени Б.П. Княжинского
В сентябре 1903 года при Усманской городской библиотеке был открыт школьный музей, ставивший своей задачей обеспечение школ города наглядными пособиями.
К концу 1918 года на базе Школьного музея наглядных пособий был организован Усманский Народный музей. 17 октября 1920 года состоялось открытие Усманского краеведческого музея, который возглавил Борис Петрович Княжинский. в 1929 году, когда Усмань стала окружным городом, музеи были реорганизованы. Музей стал чисто краеведческим по своему содержанию, так как начал отражать местную природу, экономику и историю Усманского края, который действует по сегодняшний день.
Сегодня музей располагается в старинном купеческом особняке постройки начала 19-го века. В музее хранится более 12 тысяч экспонатов, библиотека музея насчитывает более 2-х тысяч печатных изданий. К услугам посетителей пять постоянных экспозиций и три выставочных зала. В музее поэтапно представлено развитие Усманского края от момента строительства Усманской крепости и до наших дней. В музее разработано 11 тематических экскурсий по экспозициям музея, автобусная и пешая экскурсии по городу Усмань, в том числе экскурсия на земляной вал Белгородской защитной черты (памятник Федерального значения), который хорошо сохранился.
В историческом зале представлены экспонаты рисующие жизнь усманцев с момента основания города по 19 век. Представлен колокол с Усманской крепостной стены, макет Усманской крепости, уголок крестьянского быта и быта богатых горожан - посуда, мебель, элементы украшающие интерьер.
В зале природы показаны основные обитатели Воронежского биосферного заповедника - животные и птицы. Стены зала украшены картинами с пейзажами усманского края.
В усманском краеведческом музее есть небольшая экспозиция, посвященная Усмани и усманцам, пережившим первую мировую войну. На посетителей смотрят лица наших прадедов, защищавших Россию в начале 20 века. На груди у героев - Георгиевские кресты. Представлены подлинные документы того времени.
Тема героев прослеживается на протяжении всей экскурсии по музею. О героях мы говорим в историческом зале, в зале первой мировой войны, в зале Великой Отечественной войны. За период Великой Отечественной войны 16 усманцев получили звание Героя Советского Союза.
В музее можно увидеть созидательный мирный труд усманцев. Небольшой выставочный зал посвящен жизни и труду дважды Героя Социалистического труда, Нобелевскому лауреату Николаю Геннадьевичу Басову.
«Убит, но не забыт» - так называется постоянная выставка, посвященная советскому писателю и художнику Леониду Николаевичу Завадовскому. Весь живописный и рукописный архив писателя хранится в Усманском краеведческом музее.
Есть в нашем музее выставочный зал, в котором экспонируется современная живопись, предоставляемая Областным художественным музеем, Областным краеведческим музеем и другими музеями области, Областным выставочным залом. Проводятся межрегиональные обменные выставки с музеями Воронежской области.
Нынешний музей - это «Центр культурно-исторического наследия», в структуру которого входит кроме музея Литературное кафе. Кафе - это небольшой камерный зал для проведения мероприятий, таких как вечера музыки, встречи членов литературных клубов, бардовские вечера, поэтические, театральные вечера, выступления солистов Липецкой филармонии, презентации книг, встречи с интересными людьми, мастер-классы, мероприятия для детей. Результатом проведения времени в таком кафе является эффективная психологическая разрядка, что в темпе современного ритма жизни так необходимо человеку. Наше кафе соединяет в себе функции музея, библиотеки, камерного концертного зала, клуба по интересам. Кафе на базе музея несет нагрузку эстетического, патриотического, культурного воспитания и просвещения. Уже более 100 лет прошло с момента основания в городе Усмани первого музея. С первых дней и до сего времени музей хранит историю родного края и помогает людям знать эту историю и любить свою малую Родину.
4 Музей «Родник» МБОУ СОШ №3 г. Усмани
Дата основания музея: сентябрь 1995 г.
Наименование разделов экспозиции:
«Школа в годы войны»
«Боевой путь ветеранов – бывших работников в средней школы №3»
«М.П. Константинов – Герой Советского Союза»
«Боевой путь Второй Воздушной армии»
Поэт, боец, патриот»
«Наши земляки – Герои Советского Союза»
Целью музея является развитие высокой социальной активности учащихся, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепление государства, обеспечение его жизненно – важных интересов и устойчивого развития.
Цели и задачи функционирования уголков реализируются через мероприятия:
Исследовательские работы учащихся;
Проекты, рисунки, поделки;
Поисковая работа;
Экскурсии, походы;
Интеллектуально-творческие программы;
Концертные программы;
Классные часы (лекции);
Встречи с жителями города.
Заключение
Рассмотрев особенности и функции некоторых музеев, можно сделать вывод, что у музеев большие возможности для решения задач патриотического воспитания обучающихся. Музей можно назвать “волшебной машиной времени”. В ней за короткое время, отведённое на занятие или внеучебное мероприятие, человек может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея сил. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования
Музеи интеллектуально обогащают внутренний мир человека, расширяют кругозор, приобщают к прекрасному, позволяют испытывать сопричастность к миру и времени. Вероятно, люди посещают музеи, потому что там что-то иное, чего не встретишь в повседневной жизни. Музеи - это отдельный мир иногда даже, кажется, что во времени есть четвёртое измерение.
Список использованных источников
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников – 2002, №3. С.53.
Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информ. Бюллетень. №19 / Под общ. Ред. М.Б. Кусмарцева. Волгоград, 2004. С.96-102.
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
Г. УСМАНИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.
Классный час
«Музеи в нашей жизни»
Выполнила:
учитель начальных классов
Набиева Эллада Фридоновна
Усмань, 2020
Цель: способствовать интереса детей к музеям и роли музеев в жизни детей.
Задачи:
расширение знаний учащихся о музеях;
знакомство с азами музейного дела;
формирование интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры;
формирование навыка работы в группе;
развитие связной монологической речи учащихся.
За неделю до классного часа учащихся делят на команды. Команды выбирают себе название, готовят рассказ об одном музее заданного направления. Рассказ должен быть ярким и эмоциональным, сопровождаться показом иллюстраций, фотографий, возможна компьютерная презентация.
Каждый ученик класса готовит отзыв о самом интересном музее, в котором ему довелось побывать. Отзыв оформляется на альбомном листе с указанием названия музея и его адреса, кратким описанием и впечатлениями от посещения, дополняется фотографиями.
Два подготовленных ученика находят в словарях и справочниках информацию о том, что такое музей (определение в толковом словаре), этимологию слова "музей".
Прежде чем начать классный час, я хотела бы ознакомить вас с результатами анкетирования, которое я провела.
Анкетирование:
Нравится ли тебе ходить в музеи? Да – 40 %, не очень - 15%, нет- 20%, не знаю- 35%.
Обычно я хожу в музей? По собственному желанию -25%, по принуждению – 40%, за компанию – 25%, просто так – 0%, другой ответ – 20%.
Назовите когда и какой музей ты посетил последним? Музей Пушкина в Уральске – 80%
Назовите две-три причины, мешающие тебе ходить в музей? Не хватает времени- 95%, Лень – 5%
Какие музеи ты предпочитаешь посещать? Исторические – 50%, художественные -20%, разные – 30%
Можно ли музей заменить телевидением, книгой, радио, Интернетом и почему? Да- 50%, нет – 50%
Какой же из этого из этого напрашивается вывод? Музеи ходить любят не все ребята. Многие ссылаются на нехватку времени, и на то, что мало музеев в нашем городе. В конце урока мы еще вернемся к результатам анкетирования.
Руководитель готовит презентацию, включающую определение понятия "музей" и фотографии различных музеев, известных детям.
Оформление кабинета
На доске написаны:
тема "Музеи в нашей жизни";
эпиграф: "Надо хранить наше прошлое: оно имеет действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной" (Д. С. Лихачев).
Развешаны отзывы учащихся о музеях, которые они посетили. Установлен экран с проектором. Столы расставлены в расчете на три группы.
Ход классного часа
Классный руководитель: Сегодня тема классного часа "Музеи в нашей жизни". Начнем его с небольшой сценки, которую подготовили учащиеся нашего класса.
Сценка
Мама: Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.
Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.
Мама: Ты не прав, сынок! Музей - это не склад старых вещей, это память.
Сын: О чем?
Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?
Сын: Люблю!
Мама: А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?
Сын: Нет, но об этом можно почитать в Интернете.
Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое - увидеть своими глазами в Политехническом музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.
Сын: Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском сражении нельзя.
Мама: Побывать нельзя, но в музее Бородинская панорама "можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.
Сын: Здорово! Давай туда сходим.
Мама: Обязательно сходим.
Сын: А что интересного в музее какого-нибудь писателя?
Мама: Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.
Сын: Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!
Классный руководитель: Ребята, вы посмотрели сценку. Теперь прочитайте слова Д. С. Лихачева, ставшие эпиграфом к нашему классному часу, и скажите, о чем пойдет речь сегодня.
(Ученики формулируют цель занятия: узнать, для чего существуют музеи и зачем люди ходят в них. )
На экране появляется определение: "Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью".
Сначала это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем с определенного промежутка времени, не будем вдаваться в подробности, так как это все равно никто не запомнит и не посчитает нужным запоминать, оно включает в себя здание, где находились эти памятники. Сейчас существует очень много музеев, такие как: краеведческий, исторический, литературный, музыкальный, естественнонаучный, театральный и так далее. С развитием компьютерной техники появились виртуальные музеи.
Учитель: люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то что теперь мы называем историей.
Как обычно, в красивом здании
Где хранится кладезь знаний
Обо всём, что нас окружает
И конечно, всегда поражает,
Здесь предметы культуры всей.
Что же это – МУЗЕЙ!
Учитель: А скажите, пожалуйста, вы задумывались когда-нибудь, почему именно, слово «Музей»? Откуда пришло к нам это слово? Из какого языка?
Ответы учащихся.
Учащиеся рассказывают о значении и происхождении слова "музей".
Учащиеся: Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.
Классный руководитель: Сейчас мы проведем между командами игру "Знатоки музеев". Я по очереди даю командам задания. За правильный ответ полагается жетон, т. е. балл. Если в течение 30 секунд ответа нет, то другая команда отвечает и получает жетон.
Задания командам:
Как называется вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых материалов? скульптура
1. Как называется предмет, выставленный в музее для показа посетителям? (Экспонат. )
2. Как называют человека, который восстанавливает первоначальный вид предмета старины. (Реставратор. )
3. Что такое подлинник, копия и репродукция картины? (Настоящая картина, выполненная автором; списанная в точности картина; воспроизведение картины типографским способом. )
4. Совокупность всех предметов, выставленных в музее для обозрения. (Экспозиция. )
5. Специалист, дающий пояснения посетителям музея. (Экскурсовод. )
6. В каком веке и при каком правителе в России появился первый музей? (Первый российский музей - Кунсткамера, появился при Петре I в 1718 г. )
7. В каком городе находится музей Эрмитаж? (В Санкт-Петербурге. )
8. Чье имя носит главная картинная галерея Москвы? (Павла Третьякова. )
В каком городе находится Государственный музей искусств имени А.Кастеева?(Алматы)
9. В каком году был открыт Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей? (1832)
10. Где находится музей М.Маметовой в Уральске?(ул.Сарайшык)
11. Поверх какого портрета был написан известный портрет Пугачева, хранимый в доме- музее Е Пугачева? (поверх портрета Екатерины ІІ)
12. Картины какого художника выставлены в фойе Казахского драматического театра? (С.Гумарова).
13. Где находится музей С.Гумарова?
14. Назовите Всемирный день музеев (18 мая 1977г был учрежден Всемир. день музеев)
15. Как музеи отмечают свой праздник? (организуют бесплатное посещение)В ночь с 18-го на 19 мая многие музеи мира проводят так называемую Ночь музеев: вечером музеи не закрываются, и посетители могут бродить по ним до утра.
16. Какой музей был открыт на днях в Уральске? (музей воинской славы.Он появился в региональном командовании «Батыс» Национальной гвардии Республики Казахстан).
17. Где был открыт самый первый музей на территории Казахстана? (1828г.Оружейная палата в ставке Жангир хана)
18. Завершающий вопрос для всех команд: Сколько музеев в Уральске? (Засчитывается ответ, который ближе всего к верному -10 )
Классный руководитель: В одном только Уральске свыше 10 музея! В каждом городе, даже очень маленьком, есть хотя бы один музей. Представляете, сколько разных музеев в нашей стране? А во всем мире? Причем и в наше время создаются новыемузеи. 10 мин
Второе задание командам - представление своего музея. Один человек от группы рассказывает о музее, в котором побывал. Можно дополнить ответ показом иллюстраций, фотографий. За выступление каждая команда получает по 5 баллов, учитываются содержательность, оформление и эмоциональность. 5+2,5+2,5
5 мин – с места
Классный руководитель: Мы послушали рассказы о тех музеях, в которых побывали ребята. Оказывается, у нас в классе нет ни одного человека, который ни разу не был в музее! О самом интересном посещении музея вы составили свои краткие отзывы. Все они вывешены на доске. Я думаю, что это станет началом большого проекта "Интересные музеи". Вы еще много музеев посетите с классом и родителями. Пишите о них отзывы и составите альбом. Он будет интересен другим ребятам, может быть, кто-то заинтересуется вашим рассказом и тоже посетит музей.
Переходим к последнему конкурсу
I группа работает над темой «Какую роль играет музей в жизни человека?»
II группа работает над темой «Современные способы привлечения посетителей в музей»
ІІІ Вспомните, что означает слово "музей". (Храм искусств. ) Вот и вести себя в музее нужно, как в храме. Только не все знают, как именно. Составьте правила поведения в музее и объясните их. На это вам дается 5 минут.
5+3+3+3 11
Команды получают листы бумаги, ручки. Представляют свои правила или по одному, или всей командой. Оценивается количество правил, точность формулировок и обоснование. По 5 баллов.
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, определяет команду победителя. В качестве приза можно использовать сладости или, например, билеты на посещение музея.
Классный руководитель: Давайте вернемся к началу нашего классного часа и его эпиграфу. Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня услышали и увидели? Изменилась ли ваша точка зрения на музеи и почему? (Ответы детей. ) Узнавая прошлое, сохраненное в музеях, мы лучше понимаем людей, которые жили и творили до нас, чувствуем ответственность перед будущими поколениями, задумываемся о том, что им будет важно, нужно. Можем ли мы оставить потомкам такие же прекрасные картины, книги, предметы быта, архитектурные сооружения? Что потом будут говорить и думать о нас? Завершить наш классный час я хочу словами Д. С. Лихачева: "Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране". Кому было интересно сегодня, поднимите правую руку, кому не очень - левую. Спасибо за подготовку и активное участие!
А напоследок скажу следующее, всем советую посещать музеи, ведь они интеллектуально обогащают твой внутренний мир, расширяют кругозор, приобщают тебя к прекрасному, позволяют тебе испытывать сопричастность к миру и времени. Вероятно, люди посещают музеи, потому что там что-то иное, чего не встретишь в повседневной жизни. Музеи - это отдельный мир иногда даже, кажется, что во времени есть четвёртое измерение. Я люблю ходить в музеи и советую, это делать всем.
Музей - какое слово емкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
1 https://www.youtube.com/watch?v=d5xkervEWXA&feature=emb_logo
2 https://www.youtube.com/watch?v=-bHARAkZw0Q
3 https://www.youtube.com/watch?v=bjEUvs-QEg4
4 https://www.youtube.com/watch?v=wM13ojSR7Ys
5 https://www.youtube.com/watch?v=MkVbxv4a5a4
6 https://www.youtube.com/watch?v=WooAYeqzIHA
7 https://www.youtube.com/watch?v=9kZJoKsP9Jg
31