СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект «Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездочка» г. Ртищево саратовской области»












Образовательный проект

«Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника»








Подготовила воспитатель: О.П. Смотрова











2020г

г. Ртищево

Пояснительная записка

Музей - эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей - тех, кого зовут соотечественниками. Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. И это далеко не все.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений также одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках музейной педагогики.

Предмет исследования: особенности формирования представлений детей о быте, культуре, обычаях людей посредством ознакомления детей с предметами старины.

Цели проекта:

- Внедрить новый формат работы музея ДОО в воспитательно – образовательный процесс в разных возрастных групп,

- Способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи

- Выявить новые подходы к использованию музея ДОО.

- Внедрить в воспитательно – образовательный процесс разные формы работы с детьми в рамках музейной педагогики.

-Расширить представления и обогатить знания родителей по вопросам организации совместной деятельности в области патриотического воспитания;

-Гармонизировать детско-родительские отношения при реализации технологии сотрудничества детей и взрослых.

- Наладить взаимодействие с учреждениями окружающего социума для патриотического, гражданского воспитания детей.

Гипотеза: предполагается, что использование музейной педагогики успешно повлияет на патриотическое, гражданское воспитание детей дошкольного возраста.

Участники проекта: педагоги, дети, родители, работники музея, библиотеки, школы.

Срок реализации проекта: 1 год

План реализации проекта

Подготовительный этап (сентябрь)

- Организация специальной подготовки педагогов. Знакомство с особенностями ведения работы по музейной педагогике, с методикой проведения мероприятий;

- Создание творческой группы.

- Изучение возможности внедрения музейной педагогики в практику ДОО. Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОО (нормативные документы, методические материалы, развивающая среда музея детского сада)

- Создание нормативной базы для ведения работы по музейной педагогики;

- Составление плана работы по внедрению музейной педагогики в воспитательно– образовательный процесс в разных возрастных группах;

- Изучение возможности вовлечения родителей воспитанников в работу музея. Составление плана работы взаимодействия.

- Составление плана совместной работы с учреждениями окружающего социума: детской школой искусств, детской библиотекой, Ртищевским краеведческим музеем.

Основной этап (октябрь – июль)

- Обогащение предметно – пространственной среды музея ДОО;

- Организация в группах мини – музеев и «Полочек старины»;

-Реализация плана работы с детьми в разных возрастных группах;

- Реализация плана взаимодействия с семьями воспитанников;

- Реализация плана взаимодействия с учреждениями окружающего социума: детской школой искусств, детской библиотекой, Ртищевским краеведческим музеем. Освещение педагогической инициативы: выступление на курсах повышения квалификации, на совещаниях и пр.

Заключительный этап (август)

-Анализ и сопоставление полученных результатов с поставленными целями. Определение эффективности работы коллектива в рамках музейной педагогики.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017.

  2. МикляеваН.В.  Инновации  детском  саду.  Пособие  для  воспитателей.  —  М.:  Айрис-пресс,  2008.  —  160  с.  —  (Дошкольное  воспитание  и  развитие).

  3. Русаков А.С., Эпштейн М.М. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2016.

  4. Соломатин А.М., Чуракова Р.Г. Как создать инновационную площадку в системе образования: учебно-методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2016 г.

  5. Теория и практика сопровождения развития дошкольного образования Московской области (опыт деятельности Московского областного центра дошкольного образования): коллективная монография / Авторский коллектив Булавкина Е.Б., Гришина Г.Н., Коптева В.А., Лялина Н.В., Майер А.А., Ферцер В.Ю., Яковлева Э.Н. / Научная редакция А.А.Майер. – Орехово-Зуево, 2017. – 150