| Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа |
ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» |
Рабочая программа учебной дисциплины |
44.02.01 Дошкольное образование |
ОГСЭ.00Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
ОГСЭ.08Экология |
| УТВЕРЖДАЮ: |
| Зам директора по УМР |
| ____________ А.И. Голозубов |
| «___» ______________ 20__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.08ЭКОЛОГИЯ
Версия 1.0
Дата введения: 01.09.2016 г.
| СОГЛАСОВАНО: |
| Председатель П(Ц)К |
| ___________ Е.В. Родина |
| «___» ______________ 20__ г. |
Муравленко, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной ДИСЦИПЛИНЫ
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 9 |
- лист регистрации изменений
| 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
1.2 Место дисциплины в структуре программыподготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к общемугуманитарному и социально-экономическому учебному циклу.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен:
уметь:
определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
знать:
особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
– требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
– диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
– педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
– развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК.1);
– организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК.2);
– ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (ОК.7).
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
– определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста (ПК 3.1);
– проводить занятия с детьми дошкольного возраста (ПК 3.2);
– осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников (ПК 3.3);
– анализировать занятия (ПК 3.4);
– вести документацию, обеспечивающую организацию занятий (ПК 3.5);
– разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников(ПК 5.1);
– создавать в группе предметно-развивающую среду(ПК 5.2);
– систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов(ПК 5.3);
– участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования (ПК 5.4).
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часов;
самостоятельной работы студента 18 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 18 |
в том числе: | |
подготовка презентации | 8 |
подготовка сообщения | 4 |
подготовка доклада | 2 |
подготовка опорного конспекта | 2 |
решение экологических задач | 2 |
Промежуточная аттестацияв форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | |
| Введение | 2 |
Раздел 1 Экология как научная дисциплина | Содержание учебного материала: | 16 |
1 | Общая экология. Среда как экологическое понятие | 2 | 1 |
2 | Факторы среды. Экологические ниши | 2 |
3 | Популяция. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм | 2 |
4 | Структура и типы экосистем | 2 |
5 | Социальная экология | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
1 | Прикладная экология | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
1 | Подготовить презентацию на тему:«Среда обитания и среды жизни: сходства и различия» | 2 |
2 | Подготовить опорный конспект «Структура экологической системы» | 2 |
Раздел 2Среда обитания человека и экологическая безопасность | Содержание учебного материала: | 12 |
1 | Среда обитания человека | 2 | 2 |
2 | Городская среда | 2 |
3 | Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
2 | Сельская среда. Описание жилища человека как искусственной экосистемы | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
3 | Подготовить презентацию на тему:«Современные требования к экологической безопасности продуктов питания» | 2 |
4 | Подготовитьдоклад на тему:«Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему» | 2 |
Раздел 3Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала: | 10 |
1 | Возникновение концепции устойчивого развития | 2 | 3 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 |
3 | Экологические проблемы в рамках концепции «Устойчивость и развитие» | 2 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа: | 6 |
5 | Подготовить сообщение на тему: (по вариантам): 1.Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. 2.Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. 3.Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. | 2 |
6 | Решить экологические задачи на устойчивость и развитие | 2 |
7 | Подготовить презентацию на тему: «Система контроля экологической безопасности в России» | 2 |
Раздел 4 Охрана природы | Содержание учебного материала: | 12 |
1 | Природоохранная деятельность | 2 | 2 |
2 | Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус | 2 |
3 | Природные ресурсы и их охрана | 2 |
4 | Охрана лесных ресурсов в России | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа: | 4 |
8 | Подготовить презентацию на тему:«Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости» | 2 |
9 | Подготовить сообщение (по вариантам): 1 Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России). 2 Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России. | 2 |
| Дифференцированный зачет | 2 |
Всего | 58 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- раздаточный материал;
- методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов;
- материалы для контроля (тесты, тексты с заданиями и др.).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивный мультимедийный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор);
- магнитно-маркерная доска.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. В. Гальперин. - 2-е изд., испр. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2013. - 256 с. - (Профессиональное образование).
2 Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: учебник для ссузов / М.В. Гальперин. – 2-e изд., испр. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 256 с. – (Профессиональное образование). – Режим доступа: http://znanium.com/ Доп. Мин-вом образования и науки РФ.
Дополнительные источники:
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2005.
Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст]: учеб. пособие / С.Н.Николаева. – М.: Пед. общ. России, 2005.
Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе [Текст]: метод. пособие / авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. – 2-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2012.
Интернет-ресурсы:
1 Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecocommunity.ru.
2 Каталог экологических сайтов[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecologysite.ru.
3 Сайт экологического просвещения[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecoculture.ru.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами самостоятельных и индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых ОК и ПК | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | | |
формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; | ОК 1, ОК2, ПК 3.1 – 3.5, ПК 5.1 – 5.4 | Оценивание практического задания; оценивание решения ситуационных задач. |
оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели; | ОК 1, ОК2, ПК 3.1 – 3.5 | Оценивание практического задания. |
использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе; | ОК2, ПК 3.1, ПК 5.4 | Оценивание практического задания; оценивание индивидуальных заданий. |
анализировать занятия, наблюдения, экскурсии; | ОК 2, ПК 3.4 | Оценивание практического задания; оценивание решения ситуационных задач. |
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий; | ОК 1, ОК2, ПК 3.3, ПК 5.2 | Фронтальный опрос; оценивание самостоятельной работы. |
Знания: | | |
особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах; | ОК 3, 10, ПК 1.1 – 1.4 | Фронтальный опрос; оценивание самостоятельной работы. |
требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста; | ОК 1, ОК 2, ПК 3.1 – 3.5 | Тестирование; оценивание самостоятельной работы. |
диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников; | ОК 1, ОК 2, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 5.1 – 5.5 | Тестирование; оценивание самостоятельной работы. |
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений; | ОК 1, ОК 2, ПК 3.1 | Оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль. |
развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений. | ОК 1, ПК 3.1, ПК 3.5 | Фронтальный опрос; оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль. |
5ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения |
замененных | новых | аннулированных |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| Должность | Фамилия / Подпись | Дата |
Разработал | преподаватель | Пишванова Н.В. | |
Провел экспертизу | старший методист | Каюмова Э.Р. | |
| | |
Версия: 1.0 | Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 15.06.2016, 14:34 | КЭ: _________ | Стр. 1 из 12 |