
Образовательный проект
Тема: Развитие и совершенствование математической речи учащихся
5 класса
Продолжительность работы: май-январь
Проблема: слабая математическая речь учащихся, неумение учащихся использовать математические термины, правила при объяснении выбора решения заданий.
Цель: формирование у учащихся умений выражать свои мысли используя математические термины, определения,правила.
Задачи:
создание условий для стимулирования речевой деятельности учащихся;
развитие математических способностей ;
формировать умения проявлять способность применять полученные знания;
воспитывать умения взаимодействовать в коллективе,избегать конфликтных ситуаций.
ПЛАН
Сроки | Тема | Деятельность |
Учитель | Учащиеся | Родители |
Май | Диагностика проблемы | -Посещение уроков математики в 4-х классах для выявление проблемы; -Пед.консилиум учителей начальной школы и среднего звена по теме: «Проблемы в развитии математической речи. Поиск путей их решения» | | Родительское собрание на тему: «Поиск путей решения проблемы развития математической речи учащихся » |
Сентябрь | «Микрофон» | 1.Организация видеозаписи фрагментов уроков математики с ответами учащихся у доски для дальнейшей работы с ними. | Составление «Математическо- го словаря» за курс начальной школы | Совместное с ребенком оформление словаря |
Октябрь | «Моя дружная команда» | Организация деления учащихся на группы и организация их работы; подготовка домашнего задания для групп | Деление на группы; работа в группах над видеозаписями; оформление буклета «Наши речевые ошибки», | Помощь в подготовке задания |
Ноябрь-декабрь | «Минутки математической грамотности» | Организация на уроках минуток математической грамотности; составление математических диктантов; применение различных приемов для развития речи. Дополнение материалов в «Математическом словаре» | Подборка заданий «Найди ошибку в ответе и исправь ее» | |
Январь | «Первые успехи» | Диагностика и анализ проделанной работы. Презентация «Математических словарей» | Участие в конференции: «Мои первые достижения...» | Родительское собрание по теме: «Первые результаты работы по развитию математической речи учащихся 5-х классов » |
ОПИСАНИЕ
Май.
Учителя, которые будут работать в 5-х классах, посещает уроки математики в 4-х, чтобы отследить пробелы в развитии речи учащихся, выяснить методику работы учителя по развитию математической речи, приемы, которые использует учитель, для того чтобы продолжить работу в 5 классе.
По результатам посещенных уроков в конце учебного года проводится педагогический консилиум по теме: «Проблемы в развитии математической речи. Поиск путей их решения»
Педагогический консилиум по теме: «Проблемы в развитии математической речи. Поиск путей их решения»
Проблема: слабая математическая речь пятиклассников.
Цели:
Участники:
Подготовительная работа:
анкетирование учителей математики, начальных классов;
интервьюирование учеников,родителей;
наблюдение за учащимися, работой учителей.
Ход консилиума:
Целевая установка.
Выступление психолога по теме «Взаимосвязь развития творческого мышления, речи и познавательной активности» и результатами диагностики по данному вопросу.
Выступление зам директора по УВР с результатами анкетирования.
Просмотр видеоматериалов по интервьюированию.
Выступление учителей.
Рекомендации:
Неразрывность процесса развития математической речи и математического языка на уроках математики начальной школы и среднего звена.
Мотивировать активность учащихся в учебной деятельности, в процессе которой актуализируется и развивается внутренняя и внешняя речь.
Учителям обращать внимание во время учебной и внеурочной деятельности на правильно поставленную речь(полную, научную,соблюдая правила синтаксиса)
По данным педагогического консилиума, результатам диагностики провести родительские собрания с рекомендациями на летние каникулы.
Сентябрь.
В течение месяца организуется съемка ответов учащихся при решении заданий у доски на уроках. В последствии размножается на количество групп.
В это же время дома с помощью родителей составляется «Математический словарь» за курс начальной школы, используя дополнительную литературу.
«Математический словарь» состоит из двух глав: арифметика и геометрия.
В первой главе выписываются: основные арифметические действия и их свойства, правила нахождения неизвестных компонентов. Можно составить схемы. Например:
1. СЛАГАЕМОЕ + СЛАГАЕМОЕ = СУММА
a b c
2. распределительное свойство a+b=b+a
сочетательное свойство a+(b+c)=(a+b)+c=a+b+c
3. a+x =c x+b=c
x= c-a x=c-b
4. Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Во второй главе заполняются сведения о знакомых геометрических фигурах с изображением данной фигуры и исторической справки.
Октябрь
Я предлагаю учащимся разделиться на группы, выбрав один из способов, и аргументировать свой выбор:
делит на группы учитель;
делит на группы староста класса;
сами договариваются о делении на группы;
каждый получает одну из фигурок (цветок, смайл, звезда, сердечко) и собираются в группу с одинаковыми фигурами.
Ребята принимают активное участие в обсуждении и выбирают способ деления класса на 4 группы.
Группы получают видеозаписи с уроков. Каждую неделю в течение месяца под руководством учителя команды собираются для обсуждения видеороликов. Выдается ПАМЯТКА :
Внимательно просмотрите видеоролик, вслушиваясь в речь учащегося.
Обратите внимание на правильность произношения математического термина или правила, на употребление слов в неправильном падеже, опусканию союзов, неправильные сокращения, одноименность высказываний.
Выберите фрагмент с ошибкой.
Исправьте ошибки.
После работы группы в конце месяца каждая группа составляет буклет «Наши речевые ошибки». На классном часе в конце месяца презентация буклетов.
Ноябрь — декабрь
В этот период на уроках организуются «Минутки математической грамотности», которые направлены на развитие устной и письменной математической речи.
Использую следующие формы работы:
РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Индивидуальный пакет заданий.
Для каждого ученика готовится пакет заданий, которые выполняются только письменно. После проверки учитель возвращает пакет ученику со своими письменными комментариями по решениям. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником. Каждый учащийся работает в наиболее комфортном для себя режиме.
Создание художественных текстов на математические темы.
Вместо традиционного домашнего задания, выдается творческое задание. Необходимо создать сказку (можно в стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила.
Обязательное обоснование.
При проверке любой письменной работы (домашних, самостоятельных, контрольных) не принимаются необоснованные ответы, даже правильные.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Устные доклады.
Решения задач излагаются у доски в режиме «оппонент» - «докладчик» по правилам «математических боев». По просьбе докладчика оппонент повторяет или уточняет свои вопросы. Докладчик должен доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, если оно общеизвестно. Докладчик обязан стремиться к ясности изложения, в частности, повторять по просьбе оппонента любую часть своего решения.
Деловая игра «Ученик» - «учитель»
Работа ведется в малых группах. Один из возможных приемов – отработка нового материала в малых группах. Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы.
3. Поток вопросов
Суть приема заключается в поощрении заданных вопросов по теме. На хороших вопросах акцентируется внимание других учащихся. После решения задачи обязательно нужно остановиться для того, чтобы дать возможность школьников сформулировать интересующий его вопрос. Если вопросов от учащихся не последовало, то учитель сам задает вопросы, стимулируя учащихся к обобщению полученного результата или, напротив, актуализируя интересный частный случай.
Одно из возможных заданий: придумать как можно больше вопросов по заданной теме.
4. Публичные выступления
В процессе публичного представления результатов своей работы учащиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности.
В этот же период оформляются стенды «Говори правильно», «Это интересно!», «А знаете ли вы?..»
Январь .
На заключительном этапе проводится та же работа, что и в предыдущие месяцы.
В конце месяца проводится конференция «Мои первые достижения», где учащиеся презентуют свои «Математические словари», творческие работы, буклеты, материал к стендам.
Но работа по теме «Развитие и совершенствование математической речи учащихся 5 класса» не заканчивается. Работа над проектом — это только начало. Впереди кропотливый труд педагога и ученика чтобы к выпускному классу дети могли логически мыслить, правильно рассуждать Это является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики, сдачи ГИА и ЕГЭ.