Современные образовательные технологии в преподавании технологии.
1. Основные педагогические задачи обучения технологии:
- дать обучающимся качественное технологическое образование;
-развивать технологические способности, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого обучаемого;
- содействовать творческому развитию и личной инициативы каждого обучающегося как на уроке, так и вне урока через предмет;
- прививать навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
- совершенствовать формы организации учебной деятельности, развивать и укреплять интерес к предмету;
- использовать новые образовательные технологии, эффективные методики обучения.
Для решения данных задач могут применяться различные педагогические технологии и, как правило, это зависит от типа и темы урока или внеклассного мероприятия.
По уровню применения, для решения педагогических задач по технологии, можно выделить общепедагогические и частно методические (технологические) технологии. С точки зрения философской основы используются материалистические, метафизические, научные, гуманистические технологии. По ведущему фактору развития биогенные и социогенные. По типу организации и управления познавательной деятельностью: взаимодействия учителя с учеником цикличные (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), направленные ( индивидуальные), автоматизированные ( с помощью учебных средств). А если рассматривать «Способ- метод- средство», то применяются объяснительно-иллюстративные, продуктивные, репродуктивные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие, проблемного, развивающего и саморазвивающего обучения, проектно-исследовательские технологии.
Рассматривая первую педагогическую задачу, - дать обучающимся качественное технологическое образование- можно применяться следующие педагогические технологии – коммуникативные, общепедагогические и технологические (по предмету), материалистические, интерактивные, метафизические, научные объяснительно-иллюстративные, диалоговые, проблемного, развивающего и саморазвивающего обучения, проектно-исследовательские.
Чтобы решать педагогическую задачу на развитие технологических способностей, интеллектуального и нравственного потенциала каждого обучаемого, применяю в своей практике, в зависимости от типа, темы урока или внеклассного мероприятия, следующие технологии: технологические, интерактивные, коммуникативные, гуманистические, метафизические, цикличные, продуктивные, репродуктивные, диалоговые, игровые, творческие, проектные, исследовательские, проблемного, развивающего и саморазвивающего обучения.
Содействовать творческому развитию и личной инициативы каждого обучающегося как на уроке, так и вне урока через предмет можно через биогенные и социогенные, гуманистические, цикличные, направленные (индивидуальные), автоматизированные ( с помощью учебных средств), интерактивные, коммуникативные, игровые, творческие, проблемного, развивающего и саморазвивающего обучения, проектные, исследовательские технологии.
Реализуя следующую педагогическую задачу - прививать навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях – возможно использовать коммуникативные, направленные (индивидуальные), интерактивные, продуктивные, творческие, проблемного, развивающего и саморазвивающего обучения, проектные, исследовательские технологии.
Совершенствовать формы организации учебной деятельности, развивать и укреплять интерес к технологии - данную задачу необходимо осуществлять через коммуникативные, общепедагогические, технологические (по предмету), научные, интерактивные, материалистические, метафизические, продуктивные, репродуктивные, диалоговые, игровые, творческие, проектные, исследовательские технологии. А так же, применяя технологии проблемного, развивающего и саморазвивающего обучения.
Использовать новые образовательные технологии, эффективные методики обучения - данная задача может реализовываться применением автоматизированных (с помощью учебных средств) коммуникативных, игровых, творческих, проектных, исследовательских, технологий, проблемного, развивающего и саморазвивающего обучения.
2. Компетентностный подход в настоящее время является одним из направлений образования. В основу обновленного содержания общего образования положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников. В работе можно применять технологии продуктивные, коммуникативные, исследовательские, чтобы развивать ряд ключевых компетенций:
Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе.
Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Ежеурочно формировать учебно-познавательную компетенцию — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добывания знаний непосредственно из реальности, владения приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Помимо ключевых компетенций можно применять технологическую (предметную) компетенцию — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять технологические отношения, создавать модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, технологическая компетенция учащегося способствует адекватному применению технологии для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении технологии, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик. Именно составление модели требует высокого уровня технологической подготовки и является результатом обучения, который целесообразно назвать общекультурным (общеобразовательным).
Планомерная, целенаправленная работа учителя, постоянное общение с учениками, диалог и партнерство, дают положительные результаты.
Оценки детям необходимы, как результат их деятельности, но оценивать свою работу они должны прежде всего сами. Одним из видов оценивания - метод самооценки, который с течением времени дает положительный результат: обучающие начинают адекватно себя оценивать. Эффективно оценивание работы ученика участниками группы. Для объективной оценки целесообразно использовать карточки, в которых указаны все виды работ в течение урока и у обучающегося есть возможность оценить себя, быть оцененным группой и учителем. Таким образом, выводится объективная оценка. Данные виды оценивая - эффективны, так как развивается самооценка ученика, как личности, ученик сам видит динамику своего развития и обученности. Необходимо ввести критерии оценки, чтобы дети ориентировались при самооценке и оценке своих товарищей. А учителю организовать мониторинг развития каждого обучающегося и динамику его обученности «от незнания к знанию». Одной из форм контроля можно использовать тестовую форму контроля. Следует помнить, что тесты не являются универсальным средством, границы их использования хорошо известны, но вообще качественно подготовленный и использованный тестовый инструмент, как правило, дает качественную и надёжную информацию об уровне обученности, соответствующую реальному положению дел.
3. Для преподавания технологии наиболее подходящими следующие технологии: проектно-исследовательские, коммуникативные, проблемные технологии, интерактивные.
Коммуникативные технологии формируют способы взаимодействия с окружающими людьми. навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе.
Проектно-исследовательские технологии формируют следующие компетентности обучающихся: готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Продуктивные технологии позволяют адекватному применению технологии для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
4. Принципы, установленные ФГОС, при реализации педагогических технологий по технологии: поддержка разнообразия детства, создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка. В соответствии с его индивидуальными особенностями и склонностями, содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности, учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Педагогические технологии направлены на удовлетворение следующих требований Стандарта:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного образовательного стандарта
- к структуре основной образовательной программы основного образовательного стандарта, в том числе требования к соотношению частей основной общеобразовательной программы и ее объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым условиям.