СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Образы Ромео и Джульетты в музыке»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Образы Ромео и Джульетты в музыке»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38» с углубленным изучением отдельных предметов













Исследовательский проект по музыке

«Образы Ромео и Джульетты в музыке»













Выполнила ученица 7А класса

Гончарова Наталья

Руководитель:

Гуржий Марина Анатольевна

















Курск, 2017

Вступление

Тема моего проекта - «Образы Ромео и Джульетты в музыке»

  Каждый день человек, просыпаясь, окунается в необычайный  мир музыкальных звуков.  Мелодии  слышатся из наших мобильных телефонов, льются с экранов телевизоров. Мало кто знает, что знакомая, казалось бы современная, музыка была написана  композиторами  30, 50, 100, а может быть и 200 лет назад.

    Возможно и я, как мои сверстники,  не обратила бы на это внимание, если бы не мое увлечение классической  музыкой. Я стала с приятным удивлением замечать в рекламах, в музыкальных композициях современных исполнителей знакомые фрагменты произведений  известных композиторов – классиков.  Я считала эту музыку современной, написанной специально для рекламы, для фильмов  или телепередач и подумать не могла, что многие поколения людей слушают и восхищаются бессмертными произведениями композиторов прошлых веков.

     Недавно по телевизору я видела рекламу автомобиля «Ниссан Мурано». В ней очень тесно переплетались черты автомобиля с изящной балериной. В рекламе звучала одна и та же классическая мелодия, в конце которой она зазвучала в современной обработке, что несомненно доказывает, что новое — это хорошо забытое старое.

Меня заинтересовала данная музыкальная композиция, оказалось, что это «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. 

   Продолжение жизни и Любовь находятся в обратно пропорциональной зависимости. Чем слабее одно, тем сильнее другое. Любовь платоническая, как высший тип любви, на физическом уровне бесплодна. Жизнь и литература показывают нам примеры такой Любви. Некоторые из них нашли своё отражение и в музыке.

Ярким примером является история о Ромео и Джульетте, которая до сих пор остается спорной во многих моментах. Так как литература тесно связана с музыкой, я решила найти и познакомить ребят с историей любви «Ромео и Джульетты» в музыке.

Моя работа лишь приоткроет дверь в многообразный, сложный и противоречивый  мир музыкального искусства.

Цели и задачи моего проекта были:

- исследовать образы Ромео и Джульетты в музыке;

- заинтересовать учащихся 7 классов темой любви Ромео и Джульетты и привлечь их внимание к наследию композиторов-классиков;

- сформировать у автора проекта ряда компетенций, таких как:

коммуникативная – взаимодействие со сверстниками,

технологическая – для исполнения проекта потребовались навыки работы с некоторыми компьютерными программами, а также готовность к социально - творческому взаимодействию.







В ходе работы над темой проекта, был составлен план:

  1. Идея создания исследовательского проекта. Определение необходимых условий для его воплощения.

  2. Исследование творческих путей композиторов, которые обратились к теме «Ромео и Джульетта».

  3. Составление музыкальной викторины из фрагментов музыкальных произведений. Создание анкеты для записи названий  музыкальных фрагментов и порядка заполнения данной анкеты.

  4. Проведение музыкальной викторины. Анализ  результатов викторины.

  5. Вывод. Оценка творческого проекта.

Немного из истории создания Ромео и Джульетты

Композиторы неоднократно обращались к мифу об Орфее и Эвридике. В этот же ряд можно поставить истории о Тристане и Изольде, и о Филимоне и Бавкиде, рассказанные музыкальными средствами Рихардом Вагнером и Шарлем Гуно в одноимённых операх. Но наибольшую известность получила история о двух веронских влюблённых: Ромео и Джульетте.

Истоком этого сюжета можно считать мифологический рассказ Овидия о Пираме и Тисбе, юноше и девушке из двух враждующих семей Вавилона. Влюблённые друг в друга они долгое время общались только через отверстие в стене. Их первое свидание стало роковым для обоих. Тисба, придя в назначенное место, увидела у ручья льва, только что убившего телёнка. Убегая от него, она уронила свой плащ, на который и накинулся окровавленной пастью хищник. Пирам, подошедший позднее, видит плащ Тисбы со следами крови, следы зверя и решает, что его любимая погибла. От отчаяния юноша пронзает себя собственным мечом. Вернувшаяся назад Тисба находит бездыханное тело своего возлюбленного, и также закалывается.

В европейской литературе сюжет о двух влюблённых, разделённых враждебной силой получил весьма широкое распространение. Впервые история Ромео и Джульетты была описана в новелле Луиджи да Порто в 1524 году.

Наибольшую известность в музыке получила шекспировская интерпретация сюжета.
Именно произведение У. Шекспира впоследствии вдохновляло и вдохновляет сейчас композиторов разных стран на музыкальное прочтение великой трагедии.

Мое внимание привлекли два произведения, резко выделяющиеся из этого ряда. Особую весомость им придаёт тот факт, что в них отсутствуют слова. Это чисто инструментальные сочинения: симфоническая увертюра Петра Ильича Чайковского и балет Сергея Сергеевича Прокофьева.

Оба композитора из России и сделали очень весомый вклад в историю музыки.

У П.И. Чайковского шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений.

Увертюру-фантазию он посвятил М.А. Балакиреву.

Балет С. Прокофьева вошел в классику этого жанра.

В процессе исследования этих 2 музыкальных произведений, я выяснила наиболее популярные мелодии .

В Увертюре П. Чайковского это «тема любви» и «тема вражды семейств Монтекки и Капулетти», в балете С. Прокофьева это «Танец рыцарей», «Утро» и «Любовный танец»

Следующим этапом было составление музыкальной викторины

Цель викторины:   выяснить знают ли одноклассники композитора мелодии, его  принадлежность к стране, названия  известных фрагментов, названия произведений.

Для записи всех данных о музыкальных фрагментах понадобилась  анкета в форме таблицы.

На уроках музыки я объясняла моим сверстникам  цель  данной викторины и  порядок заполнения анкеты.



Результаты музыкальной викторины:

По результатам анкетирования можно подвести следующие итоги:

  • Считают эти  музыкальные фрагменты знакомыми – 100%

  • Определили названия фрагментов -  37%

  • Знают автора произведения – 22%

  • Знают страну – 50%



Заключение:

Чтобы достичь цели моего проекта - привлечь внимание моих сверстников к великому наследию композиторов – классиков и теме моего проекта, кроме викторины, я также подготовила интересные факты.

     

Вывод:

     Собранные мною биографические сведения о композиторах – классиках,

подобранные для музыкальной викторины фрагменты музыкальных произведений о Ромео и Джульетте заинтересовали моих сверстников.

Из предложенной презентации одноклассники почерпнули для себя интересные факты немало удивившие их.  Даже отношение моих друзей ко мне несколько изменилось, ведь я, рассказала им так много интересного.

     Некоторые решили закачать в свои мобильные телефоны эти же музыкальные фрагменты, но не в исполнении электронных инструментов, а в исполнении симфонического оркестра, поскольку оркестр более глубоко и насыщенно музыкальными тембрами передает всю прелесть этой музыки.  На основании  этого, я могу утверждать, что цель моего проекта достигнута.


Литература

  1. Интернет-ресурсы;

  2. Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. Составитель М.Г. Арановский;

  3. Дмитрий Кабалевский. "Ровесники". Беседы о музыке для юношества. Выпуск 1;

  4. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века: Учебник для ДМШ;

  5. Русская музыкальная литература. Выпуск III;








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!