Немного из истории создания Ромео и Джульетты Композиторы неоднократно обращались к мифу об Орфее и Эвридике. В этот же ряд можно поставить истории о Тристане и Изольде, и о Филимоне и Бавкиде, рассказанные музыкальными средствами Рихардом Вагнером и Шарлем Гуно в одноимённых операх. Но наибольшую известность получила история о двух веронских влюблённых: Ромео и Джульетте. Истоком этого сюжета можно считать мифологический рассказ Овидия о Пираме и Тисбе, юноше и девушке из двух враждующих семей Вавилона. Влюблённые друг в друга они долгое время общались только через отверстие в стене. Их первое свидание стало роковым для обоих. Тисба, придя в назначенное место, увидела у ручья льва, только что убившего телёнка. Убегая от него, она уронила свой плащ, на который и накинулся окровавленной пастью хищник. Пирам, подошедший позднее, видит плащ Тисбы со следами крови, следы зверя и решает, что его любимая погибла. От отчаяния юноша пронзает себя собственным мечом. Вернувшаяся назад Тисба находит бездыханное тело своего возлюбленного, и также закалывается. В европейской литературе сюжет о двух влюблённых, разделённых враждебной силой получил весьма широкое распространение. Впервые история Ромео и Джульетты была описана в новелле Луиджи да Порто в 1524 году. Наибольшую известность в музыке получила шекспировская интерпретация сюжета. Именно произведение У. Шекспира впоследствии вдохновляло и вдохновляет сейчас композиторов разных стран на музыкальное прочтение великой трагедии. Мое внимание привлекли два произведения, резко выделяющиеся из этого ряда. Особую весомость им придаёт тот факт, что в них отсутствуют слова. Это чисто инструментальные сочинения: симфоническая увертюра Петра Ильича Чайковского и балет Сергея Сергеевича Прокофьева. Оба композитора из России и сделали очень весомый вклад в историю музыки. У П.И. Чайковского шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений. Увертюру-фантазию он посвятил М.А. Балакиреву. Балет С. Прокофьева вошел в классику этого жанра. В процессе исследования этих 2 музыкальных произведений, я выяснила наиболее популярные мелодии . В Увертюре П. Чайковского это «тема любви» и «тема вражды семейств Монтекки и Капулетти», в балете С. Прокофьева это «Танец рыцарей», «Утро» и «Любовный танец» Следующим этапом было составление музыкальной викторины Цель викторины: выяснить знают ли одноклассники композитора мелодии, его принадлежность к стране, названия известных фрагментов, названия произведений. Для записи всех данных о музыкальных фрагментах понадобилась анкета в форме таблицы. На уроках музыки я объясняла моим сверстникам цель данной викторины и порядок заполнения анкеты. Результаты музыкальной викторины: По результатам анкетирования можно подвести следующие итоги: Считают эти музыкальные фрагменты знакомыми – 100% Определили названия фрагментов - 37% Знают автора произведения – 22% Знают страну – 50% Заключение: Чтобы достичь цели моего проекта - привлечь внимание моих сверстников к великому наследию композиторов – классиков и теме моего проекта, кроме викторины, я также подготовила интересные факты. Вывод: Собранные мною биографические сведения о композиторах – классиках, подобранные для музыкальной викторины фрагменты музыкальных произведений о Ромео и Джульетте заинтересовали моих сверстников. Из предложенной презентации одноклассники почерпнули для себя интересные факты немало удивившие их. Даже отношение моих друзей ко мне несколько изменилось, ведь я, рассказала им так много интересного. Некоторые решили закачать в свои мобильные телефоны эти же музыкальные фрагменты, но не в исполнении электронных инструментов, а в исполнении симфонического оркестра, поскольку оркестр более глубоко и насыщенно музыкальными тембрами передает всю прелесть этой музыки. На основании этого, я могу утверждать, что цель моего проекта достигнута. |