Целеполагание 2-3 мин | Нагл.: презентация Словес.: учебный диалог | В этой сюите – увидите сами, Ноты живые, с хвостами, усами! Бегать умеют они и летать, Ползать и плавать, кусать и хватать! Ноты мохнатые, ноты пернатые, Стройные ноты и ноты горбатые. Добрые, злые, наземные, водные. Кто же они, догадались? - Какова же тема нашего урока? - А откуда появилась музыка? Где она живет? | Животные Образы животных в музыке. Она вокруг нас, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках… | П.: извлечение необходимой информации. |
Изучение нового материала. 10-15 мин. | Словес.: устная работа с упражнением Словес.: учебный диалог | – правильно, наш мир наполнен звуками, в которых можно услышать музыку. А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник? - А какими красками пользовалась музыка-художник? У.: - Давайте их перечислим. Темп | Быстрый, средний и медленный. | Движение мелодии. | Плавная или “прыгающая” | Лад | Мажорный(веселый) и минорный(грустный) | Динамика | Громко, тихо | Тембр | Тёплый, холодный, глубокий, мужественный, суровый, бархатистый, матовый, блестящий, легкий, тяжелый, насыщенный. | Ритм | Разный, постоянный (не меняющийся) ритм, | - это основные музыкальные «краски», а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений. - А знаете ли вы, что такое карнавал? - Представьте, что мы с вами попали на карнавал, но не людей, а животных. Такое карнавальное шествие разных животных изобразил в музыке французский композитор Камиль Сен-Санс. Знакомо вам это имя? Камиль Сен-Санс был не только композитором, он был пианистом, органистом и писателем. Музыку начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика — были музыкантами. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту было 10 лет. Сюита «Карнавал животных», создана в 1886 году. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия». Физминутка - А теперь мы с вами сделаем физкультминутку Слушание «Карнавала животных» У. - Какую особенность, повадку этого животного подчеркнул, выделил композитор? Какую музыкальную «краску», музыкальное средство выразительности использовал композитор? Какой характер животного сумел показать композитор? А вот «Аквариум» (пьеса № 7) — одна из красочных пьес «Карнавала животных». Здесь звуками челесты, фисгармонии, флейты выразительно переданы переливы света в воде аквариума, скользящие движения ярких рыбок. (https://youtu.be/UmoZNL-LBKA?si=grD3QQ_ULoyJ1szt) - Какие рыбки вам представились? - Как они себя ведут, в каком аквариуме они находятся? Пьеса «Лебедь» (№ 13) является одним из популярнейших произведений композитора. На ее основе создан вдохновенный балетный номер «Умирающий лебедь». (https://youtu.be/UmoZNL-LBKA?si=grD3QQ_ULoyJ1szt) Каким характером наделил автор лебедя, какой он, как передвигается, что его окружает? Дальше представлен музыкальный портрет «персонажа с длинными ушами», крики которого переданы взвизгиваниями скрипок. Не трудно догадаться, что это осел (пьеса № 8 «Осел»). (https://youtu.be/UmoZNL-LBKA?si=grD3QQ_ULoyJ1szt) - Что за животное изобразил композитор? Какие особые черты животного сумел передать? У.:- но не только Сен-Санс изображал в своей музыке животных, но и в песнях воспевались наши друзья животные. Какие песни вы знаете где встречаются животные? Исполнение песни «Облака, белогривые лошадки» (https://youtu.be/q4cj5zssOcU?si=ttvdETGglEiN47GY) - Давайте мы познакомимся с еще одним произведением, которое написал Н.И Римский-Корсаков. Ваша задача прослушать и отгадать, какое животное изображено в музыке. (https://youtu.be/KfDsvNCRrMk?si=EMrKdw3Evonw8OYq) | - Музыкальными. - Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии. Карнавал — праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями. Внимательно слушают рассказ учителя. - отвечают на вопросы после прослушивания каждого фрагмента – быстрый или медленный темп, разный ритм, плавное или “прыгающее” движение мелодии, громкое или тихое звучание музыки и т.д. Варианты ответов детей на вопросы направленные на развитие фантазии. воображения, более полного проникновения в музыкальную суть произведений. | Р.: выполнение учебного действия Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Р.: выполнение учебного действия К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |