СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образы животных в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок (7 класс)

Просмотр содержимого документа
«"Образы животных в музыке"»


Тема: «Образы животных в музыке»

Тип урока: комбинированный

Цель и задачи урока:

  • Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.

  • Знакомство с музыкальными средствами выразительности, творчеством К.Сен-Санса.

  • Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.

Оборудование: компьютер, презентация, видео.

Музыкальный материал: К.Сен-Санс. «Карнавал животных», «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков, физкудьтминутка.

План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Целеполагание;

  3. Изучение нового материала;

  4. Первичное закрепление;

  5. Рефлексия учебной деятельности.



Этапы

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап,

1-2 мин.

Словес.: слово учителя.


Я начну наш урок с музыкальной загадки. А вы внимательно послушайте и отгадайте о ком идет речь. Подумайте, как мы назовем наш урок.

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Целеполагание

2-3 мин

Нагл.: презентация



Словес.: учебный диалог

В этой сюите – увидите сами,

Ноты живые, с хвостами, усами!

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать, кусать и хватать!

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и ноты горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные.

Кто же они, догадались?

- Какова же тема нашего урока?


- А откуда появилась музыка? Где она живет?



Животные


Образы животных в музыке.


Она вокруг нас, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…


П.: извлечение необходимой информации.


Изучение нового материала.

10-15 мин.

Словес.: устная работа с упражнением
























Словес.: учебный диалог







– правильно, наш мир наполнен звуками, в которых можно услышать музыку. А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?

- А какими красками пользовалась музыка-художник?

У.: - Давайте их перечислим.

Темп

Быстрый, средний и медленный.

Движение мелодии.

Плавная или “прыгающая”

Лад

Мажорный(веселый) и минорный(грустный)

Динамика

Громко, тихо

Тембр

Тёплый, холодный, глубокий, мужественный, суровый, бархатистый, матовый, блестящий, легкий, тяжелый, насыщенный.

Ритм

Разный, постоянный (не меняющийся) ритм,



- это основные музыкальные «краски», а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.

- А знаете ли вы, что такое карнавал?

- Представьте, что мы с вами попали на карнавал, но не людей, а животных.

Такое карнавальное шествие разных животных изобразил в музыке французский композитор Камиль Сен-Санс. Знакомо вам это имя?

Камиль Сен-Санс был не только композитором, он был пианистом, органистом и писателем. Музыку начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика — были музыкантами. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту было 10 лет.

Сюита «Карнавал животных», создана в 1886 году. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия».



Физминутка

- А теперь мы с вами сделаем физкультминутку



Слушание «Карнавала животных» 

У. - Какую особенность, повадку этого животного подчеркнул, выделил композитор? Какую музыкальную «краску», музыкальное средство выразительности использовал композитор? Какой характер животного сумел показать композитор?

А вот «Аквариум» (пьеса № 7) — одна из красочных пьес «Карнавала животных». Здесь звуками челесты, фисгармонии, флейты выразительно переданы переливы света в воде аквариума, скользящие движения ярких рыбок. (https://youtu.be/UmoZNL-LBKA?si=grD3QQ_ULoyJ1szt)

- Какие рыбки вам представились?

- Как они себя ведут, в каком аквариуме они находятся?

Пьеса «Лебедь» (№ 13) является одним из популярнейших произведений композитора. На ее основе создан вдохновенный балетный номер «Умирающий лебедь».

(https://youtu.be/UmoZNL-LBKA?si=grD3QQ_ULoyJ1szt)

Каким характером наделил автор лебедя, какой он, как передвигается, что его окружает?

Дальше представлен музыкальный портрет «персонажа с длинными ушами», крики которого переданы взвизгиваниями скрипок. Не трудно догадаться, что это осел (пьеса № 8 «Осел»).

(https://youtu.be/UmoZNL-LBKA?si=grD3QQ_ULoyJ1szt)

- Что за животное изобразил композитор? Какие особые черты животного сумел передать?

У.:- но не только Сен-Санс изображал в своей музыке животных, но и в песнях воспевались наши друзья животные. Какие песни вы знаете где встречаются животные?

Исполнение песни «Облака, белогривые лошадки»

(https://youtu.be/q4cj5zssOcU?si=ttvdETGglEiN47GY)

- Давайте мы познакомимся с еще одним произведением, которое написал Н.И Римский-Корсаков. Ваша задача прослушать и отгадать, какое животное изображено в музыке.

(https://youtu.be/KfDsvNCRrMk?si=EMrKdw3Evonw8OYq)



- Музыкальными.


- Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии.

















Карнавал — праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями.



Внимательно слушают рассказ учителя.





















- отвечают на вопросы после прослушивания каждого фрагмента – быстрый или медленный темп, разный ритм, плавное или “прыгающее” движение мелодии, громкое или тихое звучание музыки и т.д.




Варианты ответов детей на вопросы направленные на развитие фантазии. воображения, более полного проникновения в музыкальную суть произведений.

Р.: выполнение учебного действия


Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.















Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;


















Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;
















Р.: выполнение учебного действия





















К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания



Рефлексия, итог урока,

2-3 мин.

Словес.: учебный диалог.

Нагл.: презентация

- Итак, удалось ли нам узнать в прозвучавшей музыке «портрет» того или иного животного или птицы?

У.: - Одинаковые ли средства выразительности использовал для создания своих карнавальных портретов композитор Камиль Сен-Санс?

- Какое произведение вам понравилось больше всего?

- Да, удалось.


- Разные. Потому что композитор изображал разных животных, со своими повадками.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания