СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Общая часть родственных слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Общая часть родственных слов"»

МОУ « СОШ с. Тепловка»




Конспект урока

по русскому языку

на тему: «Общая часть родственных слов».















Составила и провела

учитель начальных классов

Тугушева Д.Ф.












2019-2020







Цели: изучение состава родственных слов, формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова

Задачи:

Формировать

- умение различать разные формы одного слова и родственные слова;

- представление об общей части родственных слов, которая обычно пишется одинаково;

• познавательные УУД:

- проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника;

- использовать просмотровое чтение при работе с учебной книгой;

- ориентироваться на шрифтовые выделения;

• регулятивные УУД:

- определять задачи урока;

- анализировать достигнутые результаты.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: репродуктивный метод; бесед.

Оборудование:

Учебник «Русский язык», ч. 1(стр.84-88);

Тетрадь для самостоятельной работы №1.



























Ход урока

  1. Организационный момент

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать 
Надо руку поднимать

II. Подумайте, какой сегодня урок: открытия нового знания или повторение изученного?

III. Проверка домашнего задания

IV. Упр. «Если буква заблудилась» на стр.86 (устно)

V. Работа со словарными словами

В Тетради для самостоятельной работы №1 на стр.22: БИЛЕТ, БЕРЁЗА

Самостоятельная работа с проведением взаимопроверки.

VI. Цель упражнения 57 - различие родственных слов и форм одного слова.

1)В этом упражнении дети рассматривают группу родственных слов и убеждаются в том, что это разные слова. У них разные основы, но у них общая часть, в которой заключен общий смысл, - СНЕГ.

Делают вывод, что это родственные слова.

2) Во второй части задания дети должны отделить родственные слова от форм одного и того же слова, т.е. выписать сначала слова СНЕГ, СНЕГОВИК как родственные, а на другой строчке парами выписать формы каждого слова:

СНЕГ – СНЕГОМ, СНЕГОВИК - СНЕГОВИКИ

VII. Обсуждение проблемы, предложенной АНИШИТ Йокоповной на стр. 86:

Сравнить слова в парах: солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть.

Ответы на след. вопросы Волшебницы:

- Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение?

- А можно ли считать слова в парах родственными?

Это не просто слова со сходным значением – в них есть общая часть, которая обычно одинаково пишется (мы называем ее общая основная часть – т.е. общая часть основы, чтобы подчеркнуть, что это именно та часть, где хранится смысл, ибо общей частью у слов может быть и одинаковое окончание!)

Физминутка

VIII. Цель упражнения 58 – Развести представление о родственных словах и словах – синонимах (без предъявления термина «синоним», этот термин применяется по программе в 3 классе)

- Необходимо подобрать к каждому выделенному слову и родственное слово, и слово-синоним.

-Дети выписывают выделенные слова столбиком и выбирают им сначала родственное слово из списка, а затем синоним из другого списка:

Загрязнилась (грязь), испачкалась;

Сломался (ломать), испортился;

Раскололся (колоть), разбился.

IX. Упражнение 60 нацелено на то, чтобы еще раз обозначить разницу между родственными словами и словами – синонимами. Дети должны догадаться, что в стихотворении беседуют двое: взрослый человек (мама, или бабушка, или папа, или дедушка, или кто-нибудь еще из близких ребенка) и ребенок.

- Взрослый человек предъявляет претензии, а ребенок сваливает беспорядок на котенка и собачку.

Для определения слова, близких по значении. Лучше всего использовать слабеньких детей – контекст поиска очень небольшой: смято – скомкано, запачкано – изгваздано.

X. Домашнее задание: упр.59 в учебнике (стр.88), обозначенное .

XI. Итог урока. Упражнение 59 работает на достижение той же цели, что и предшествующие. Дети выпишут столбиком слова ЕДА и КУШАНЬЕ, определяет, что эти слова не являются родственными, а затем поберут каждому из них родственное слово из списка:

еда, едок, съедобный;кушанье, скушаешь.