[Впишите название ВУЗа]
[Впишите название своего факультета]
[Впишите название своей кафедры]
Реферат на тему:
Общая физическая подготовка
Выполнил:
Студент группы [шифр вашей группы]
[ФИО]
Проверил:
зав. Кафедрой физического воспитания
Бахтина Ирина Леонидовна
Екатеринбург, 2020
Содержание Введение 3
Глава 1. Определение понятия общей физической подготовки 5
1.1 Разновидности физической подготовки 5
1.3 Задачи общей физической подготовки 8
Глава 2. Основные виды общей физической подготовки 10
2.1 Гимнастика как вид общей физической подготовки 10
2.1 Легкая атлетика как вид общей физической подготовки 10
2.3 Лыжная подготовка как вид общей физической подготовки 11
Глава 3. Оценка уровня общей физической подготовки. 14
Заключение 17
Список литературы 18
Введение Всем известно, что здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического потенциала возможна только в здоровом обществе. В соответствии с уставом всемирной организации здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов».
Поэтому можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное бесперебойным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Стресс, вредные привычки, несбалансированное питание, недостаток физических нагрузок и другие неблагоприятные условия оказывают влияние не только на социальную сферу деятельности человека, но и являются причиной появления различных хронических заболеваний. Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие. Не спроста людей начинают приобщать к спорту и физическим нагрузкам с детского сада, а затем продолжают уже в школе и университете.
Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.
Актуальность темы обусловлена тем, что общая физическая подготовка способствует повышению тонуса и работоспособности как физической, так и умственной, а также укреплению здоровья на протяжении жизни человека.
Современные подходы Наличие точек зрения
Цель реферата заключается в изучении понятия «общая физическая подготовка».
Для достижения цели необходимо решить задачи, в соответствии с которыми построена структура работы:
Дать определение понятию общей физической подготовке.
Рассмотреть основные виды общей физической подготовки
Изучить критерии оценивания уровня общей физической подготовки.
Глава 1. Определение понятия общей физической подготовки 1.1 Разновидности физической подготовки
Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков. В узком смысле это понятие подразумевает только процесс воспитания физических качеств.
Термин «физическая подготовка» в узком смысле применяется чаще в спортивной терминологии для характеристики отдельных сторон подготовки спортсмена (технической, тактической, морально-волевой и др.). Различают общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта или трудовой деятельности.
Понятия «физическая подготовка» и «физическое воспитание» не идентичны. Физическая подготовка не обязательно сопровождается приобретением специальных знаний и формированием потребностей – это первое отличие от понятия «физическое воспитание». Другое отличие заключается в том, что «физическое воспитание» является педагогическим процессом, а «физическая подготовка» может осуществляться и в различных формах самостоятельных занятий. Наряду с понятием «физическая подготовка» существует понятие «физическая подготовленность». Их следует различать. Если физическая подготовка – это процесс, то физическая подготовленность представляет собой результат физической подготовки, как правило, имеющий количественное выражение (в метрах, секундах, килограммах, баллах и т. д.).
Физическое воспитание является одной из самых значимых форм физической культуры. Физическое воспитание включено в систему всех уровней образования и воспитания в качестве обязательного предмета. Основное назначение физического воспитания в обществе состоит в обеспечении общей физической подготовки и общего физического образования учащейся молодежи. Иными словами, оно предназначено для создания базы физической подготовленности.
В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:
метод регламентированного упражнения;
игровой метод;
соревновательный метод;
словесные и сенсорные методы.
Метод регламентированного упражнения предусматривает:
♦ твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);
♦ по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
♦ создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Игровой метод. К особенностям игрового метода, в частности, относится "сюжетная" организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).
Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил, занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.
Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.
При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.
Физическая подготовка осуществляется с целью укрепления здоровья, повышения функциональной готовности организма, улучшения физического развития, совершенствования физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также достижения высоких спортивных результатов.
ОФП — это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению общей работоспособности. Она подготавливает человека к любому виду деятельности и является основой для специальной физической подготовки, которая способствует достижению высоких результатов в избранном виде спорта или трудовой деятельности.
1.3 Задачи общей физической подготовки
Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц, приобрести общую выносливость;
повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.
Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.
Глава 2. Основные виды общей физической подготовки Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры.
2.1 Гимнастика как вид общей физической подготовки
Гимнастика – одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.
Гимнастика – это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др.
Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.
Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики.
2.1 Легкая атлетика как вид общей физической подготовки
Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует более успешному выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию. Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.
2.3 Лыжная подготовка как вид общей физической подготовки
В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.
Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости. Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.
Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры. В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.
Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.
Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию организма. Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует внедрению физической культуры в быт учащихся. Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди. В связи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главным являются обучение технике плавания.
Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристические походы проводятся во вне учебное время, в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту. Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.
Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.
Глава 3. Оценка уровня общей физической подготовки. Оценивают уровень общей физической подготовки по следующим показателям или тестам: скорость (бег на 100 м.), выносливость (бег на 2 – 3 км.) и силовая подготовленность (подтягивания, пресс).
Большое внимание уделяется и воспитанию общей выносливости. Для оценки общей выносливости используется тест, разработанный американским физиологом К.Купером. Критерием является преодоленная дистанция за 12 минут. Чем большее расстояние пробежит (возможны переходы на ходьбу) человек, тем он выносливее.
Хорошими показателями для лиц студенческого возраста является преодоление расстояния 2,4–2,7 км для юношей и 1,9– 2,3 км для девушек. Общую физическую подготовку необходимо строить таким образом, чтобы полностью использовать положительный перенос и исключить отрицательный.
Занятия своим любимым видом спорта или видом физических упражнений надо сочетать с занятиями другими видами физических упражнений и общей физической подготовкой. Данная рекомендация основывается на многочисленных исследованиях в области физической культуры и спорта, которые выявили, что однообразные занятия односторонне воздействуют на организм. На одни органы и системы приходится повышенная нагрузка, а на другие, наоборот, пониженная. В то время, как общая физическая подготовка способствует всестороннему физическому развитию, помогает быстрее освоить двигательные действия, избежать травм.
Наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки — это частота сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок.
Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 удар/мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки несколько активизируется работа мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, однако кислородного долга не возникает.
Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений, связанный с большим потреблением кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме), происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван «порогом готовности».
Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 дар/мин) активно подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин – это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130–140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может отодвинуться к границе 160–165 удар/мин.
В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) может выполняться работа, требующая предельно быстрых движений. Это бег на 100–200 м, а у высококвалифицированных спортсменов и несколько большие дистанции. Ни при какой другой работе не освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью. В этом случае кислородный запрос в единицу времени самый большой, потребление организмом кислорода из атмосферного воздуха незначительно. Работа мышц совершается почти полностью за счёт бескислородного (анаэробного) распада веществ. Таким образом, тренировочные и соревновательные нагрузки различных зон интенсивности по-разному совершенствуют физиологические системы организма и потому неодинаково реализуются в спортивных показателях на разных дистанциях.
Несмотря на разнообразие форм и содержания занятий, их построение имеет общие закономерности. Знание этих закономерностей позволяет в каждом отдельном случае с наибольшей эффективностью самостоятельно организовать свою двигательную деятельность.
Заключение ОФП не является спортом, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности.
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период жизни человека (7-25 лет), в течение которого проходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни.
Список литературы Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. Москва: Высшая школа, 2007 г.
Виленский М. Я. Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для вузов. Москва: Гардарики, 2007.
Волошин А.О. Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом: статья по физической культуре.
В.И. Ильинич. Студенческий спорт и жизнь. Москва, 2009