СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика класса Насекомые

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего  строения  насекомых в связи со средой  их обитания.
  2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления  таблиц, работы  с дидактическим  материалом, выполнения тестовых  заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
  3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащихся настойчивости  для достижения конечных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика класса Насекомые»

7 класс

Тема: Общая характеристика класса Насекомые

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения насекомых в связи со средой их обитания.

  2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления таблиц, работы с дидактическим материалом, выполнения тестовых заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.

  3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащихся настойчивости для достижения конечных результатов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Майский жук», компьютер, коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых вредителей леса, сада, огорода, мультимедийная презентация «Общая характеристика класса Насекомые», карточки с заданиями, рабочая тетрадь.

Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, индиви-дуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа уча-щихся.

Основное содержание урока:

1.История названия класса, условия жизни.

2.Строение тела насекомого

3.Типы ротового аппарата.

4.Образ жизни представителей класса.

5. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомых».

6.Закрепление


Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о классе Насекомые; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.

Ход урока:

  1. Организационный момент(1 мин).

  2. Актуализация знаний по изученным ранее темам (3 мин).

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  1. С представителями, какого типа животных мы познакомились на предыдущих уроках?

  2. Каковы особенности строения представителей типа Членистоногие?

  3. Какую роль выполняет хитиновый покров?

  4. Какие классы относятся к типу Членистоногие?

  5. Перечислите основные признаки внешнего строения представителей класса Ракообразные?

  6. В чем отличительные признаки внешнего строения представителей класса Паукообразные?

Тестирование (5 мин)

  1. Изучение нового материала.

  2. 1.История названия класса, условия жизни.

Учитель. Итак, ребята, на прошлых уроках вы познакомились с основными классами Типа Членистоногие. Это классы…? (ответы – Ракообразные, Паукообразные)

А сегодня мы познакомимся с представителями класса, которых на нашей планете обитает больше всего. Это класс Насекомые (слайд 4).

- Как называется наука о пауках? (арахнология), о ракообразных? (карционология).

Наука, изучающая насекомых называется энтомология.

Насекомые… кому неизвестны эти существа? Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, тенистых лесах, в жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса – это настоящее царство насекомых! Природа щедро одарила насекомых богатством видов. Их насчитывается более 1 миллиона – больше чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых. Потрясающее многообразие красок и форм, всевозможных приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплотилась в насекомых.(слайд 5)

Не случайно они привлекали внимание человека с самых давних времен. Как управляется жизнь их большого общества? Как они общаются между собой, если умеют так быстро сообщать об опасности и позвать на помощь? Как организуют свои дела, если не одно из них не совершается попусту? Многое, очень многое предстоит еще узнать о насекомых человеку.

Ученые подсчитали, что на каждого человека на нашей планете приходится по 250 насекомых. Что же тогда получается, что наша Земля – это целая планета насекомых?

Послушайте, пожалуйста, стихотворение

Действительно, планета эта так красива,

Разнообразная, цветная, всем на диво!

Там бабочки различные летают,

Цветы нам всем они напоминают.

Трудяги-муравьи травиночки несут,

Все строят, строят, строят свои дома вокруг!

И пчелы постоянно тут летают,

И мед свой вкусный собирают,

Который нас весь год оздоровляет.

А на стрекоз ты не сердись,

Ты мысленно присядь на них и вознесись …

В такие голубые дали,

Где, нет и не было печали

Увидишь ты, как все вокруг прекрасно

И чувствуешь, живешь ты не напрасно!

Так пусть же отворит планета эта двери,

Чтоб все сюда смогли войти, да поскорее

Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.

2.Особенности внешнего строения насекомых в связи со средой обитания (слайды 6-9).

3.Образ жизни представителей класса (слайды 10-11)

4.Лабораторная работа№4 «Внешнее строение насекомых». (слайд 12)

( Работа с коллекциями насекомых)

Инструктивная карта.

1.Рассмотрите насекомое. Отметьте черты, как представителя членистоногих животных.

2.Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?

3.Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?

4.Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики, установите, как они выглядят. Какова их форма?

5.Выяснит, какие органы расположены на груди. Посчитайте сколько пар конечностей. Определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?

4.Рассмотрите третий отделы тела насекомого-брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. По бокам брюшка найдите отверстия-дыхальца.

Работа с текстом учебника и заполнение таблицы по насекомым

Признаки

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

1.Строение тела, отделы

Головогрудь и брюшко

Головогрудь и брюшко

Голова, грудь и брюшко

Покров, мышцы

Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы

Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы


Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы

Число ног

5 пар

4 пары

3 пары

Число пар усиков

2

нет

1

Глаза

сложные

простые

Пара сложных глаз и 3 простых


Закрепление полученных знаний (4 мин):

1.Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе (слайд 13)

1)наличие крыльев и 3 пар конечностей;

2)деление тела на 3 отдела;

4)разнообразие строения ротовых органов;

5)наличие разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания;

6)небольшие размеры тела;

7)трахейное дыхание;

2.Верно ли суждение? (карточки с заданиями)

1. Верно ли, что насекомое – шестиногие насекомые? +

2. Верно ли, что на брюшке насекомых располагаются крылья? –

3. Верно ли, что бабочки относятся к классу насекомых? +

4. Верно ли, что комары имеют колюще-сосущий ротовой аппарат? +

5. Верно ли, что у насекомых 3 отдела тела? +

6. Верно ли, что у насекомых и ноги и крылья располагаются на груди? +

Взаимопроверка задания, оценивание.

IV.Задание на дом (1 мин): §37 стр.96-98. Сообщения учащихся об общественных насекомых.

V.Рефлексия

VI. Подведение итога урока. Оценивание


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!