Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ «Икшинская СОШ » _____________ / Чунихина Е.А./ от «31» августа 2020 г. |
Рабочая программа по основам
безопасности жизнедеятельности
10-11 класс
Составитель: Гусев А.Н.
Срок реализации: 2020-2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основном безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы авторской программы М.П. Фролова, М. В.Юрьевой, В.П.Шолоха, Ю.Ю.Корнейчука, Б.И. Мишина под редакцией Ю.Л. Воробьева и адресована обучающимся 10-11 А класса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели изучения курса ОБЖ:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МОУ Икшинской СОШ выделяет на изучение предмета «История» 194 ч, который изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 10 и 11 классах и распределяется по классам обучения в следующем объѐме: 10 кл. - 1 час в неделю, 35 часов в год; 11 кл. – 1 час в неделю, 34 часов в год;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственсти и долга перед Родиной;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Метапредметными результатами являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь.
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Основные направления национальной безопасности России. Государственная и общественная безопасность. Обеспечение национальной безопасности России на международной арене. Законодательные и нормативно- правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.Вооруженные Силы Российской Федерации- надежная защита Отечества.История создания и развития Вооруженных Сил России.Состав и структура Вооруженных Сил Российской Федерации.Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.Отдельные рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и их предназначение. Другие войска, их состав и пред .назначение.Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учет.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации- закон воинской жизни. Основные виды военно-профессиональной деятельности. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Организация караульной службы. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Основы тактической подготовки. Учебные сборы - составная часть подготовки.Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения-3 часа.Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера.Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.Основы формирования здорового образа жизни.Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества.Здоровье человека и его физическое развитие.Культура питания.Режим труда и отдыха- составляющие здорового образа жизни.Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.Духовно-нравственное здоровье общества- фактор национальной безопасности России.
11 класс
Перспективы развития жизни на Земле. Перспективы общества и взаимосвязанных угроз безопасности, личности, общества, государства и мирового сообщества. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности. Знать роль человека в преобразовании окружающей среды. Человек-часть биосферы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Влияние человека на круговорот веществ в природе. Промышленная и научно-техническая революции. Технологии планетарных масштабов и их влияние на будущее человека и всего живого. Природные ресурсы: исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые: почвенные и, запас пресной воды, пищевые ресурсы. Топливные ресурсы и т. д. Численность населения на Земле. Актуализировать знания о глобальных проблемах человечества. Пути решения глобальных проблем. Экологическая безопасность. Изучение вопросов влияния человека, его деятельности на окружающую природную среду. Состояние экологических сообществ Земли, возможность их сохранения и восстановления. Устойчивость биосферы. Качество окружающей среды, в том числе на территории России. Угроза применения ядерного и химического оружия. Последствия локальных и масштабных войн. Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности жизнедеятельности. Независимые международные организации, выступающие за сохранение окружающей среды, среды обитания человека. Состояние окружающей природной среды в России и меры по ее улучшению. Государственный экологический мониторинг. Контроль загрязнения атмосферного воздуха. Состояния поверхностных вод суши. Контроль за состоянием качества почв и земель в промышленных и сельскохозяйственных районах России. Особо охраняемые природные территории и их функции: заповедники. Природные национальные парки, заказники и т. д. Окружающая среда и здоровье человека .Влияние экологической обстановки на здоровье человека. Экологический ущерб. Наносимый различными видами деятельности человека. Пути снижения уровня загрязнения окружающей среды.
Основные сведения о воинской обязанности. История воинской обязанности и Русской армии. Федеральный Закон « О воинской обязанности». Особенности воинской обязанности. Обеспечение исполнения воинской обязанности. Военный билет. Организация воинского учета и его предназначение. Воинский учет. Цели и задачи воинского учета. Граждане. Не подлежащие воинскому учету. Общий и специальный воинский учет.Порядок постановки на воинский учет. Определение годности к военной службе. Порядок освидетельствования граждан при постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Военные сборы. Медицинское освидетельствование. Военно-патриотическое воспитание. Молодежные военно-патриотические организации. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. Организация призыва на военную службу. Возраст призывников. Граждане, подлежащие призыву и освобожденные от призыва на воинскую службу. Призывная военная комиссия.Ответственность граждан по вопросам призыва на военную службу. Административная и уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Прохождение военной службы по призыву.Прохождение военной службы по контракту ( сроки службы. Прав и льготы). Особенности прохождения военной службы гражданами женского пола 9 сроки службы. Права и льготы). Альтернативная гражданская служба и порядок ее прохождения. Социальные гарантии военнослужащих. Понятие « социальная защищенность личности ». Историческая справка о социальной защите военнослужащих в России. Правовые основы статуса военнослужащих. Федеральный закон « о статусе военнослужащих».Представления о защите свободы, чести и достоинства военнослужащих; свободе передвижений; свободе слова; праве на участие в управлении делами общества и государства; праве на труд и отдых, праве на жилище, образовании и т. д. Права и ответственность военнослужащих. Обязанности: общие, должностные, специальные. Юридическая ответственность военнослужащих (преступление и проступок). Дисциплинарная ответственность военнослужащих. Увольнение с военной службы. Пребывание в запасе.Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. Военные образовательные учреждения. Правила приема в военные образовательные учреждения.Память поколений-Дни воинской славы России. Дружба и войсковое товарищество. Воинский коллектив (воинские подразделения. Воинские части. Военно-учебные заведения). Командир.Взаимоотношения в коллективе. Воинская дисциплина. Ее суть и значение. Приказ командира.Символы воинской чести. Военная присяга Родине-России. Боевое знамя части. Военно-морской флаг. Краткая историческая справка о боевом знамени. Ордена. Почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил РФ. Структура воинских ритуалов: боевой деятельности 9принятие присяги. Вручение Боевого знамени, вооружения и стрелкового оружия, вручение наград), учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, развод, смена караула, строевой смотр), повседневной жизни (подъем и спуск Государственного флага РФ, парад. воинское приветствие). Воинские звания военнослужащих. Порядок присвоения воинских званий. Военная форма одежды.Инфекционные заболевания. Понятие «эпидемия», «инфекционные болезни», «пандемия», «восприимчивость». Механизмы передачи возбудителей болезни: пищевой, водный. Воздушно0капельный, контактно0бытовой, через переносчиков. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания и их возбудители: ботулизм, столбняк, гангрена газовая, лептоспироз, тиф, дизентерия, вирусный гепатит А (болезнь Боткина), грипп, бешенство, туберкулез, чума, энцефалиты, холера, малярия. профилактика СПИДА.Меры профилактики инфекционных заболеваний. Иммунитет. Врожденный иммунитет. Вакцина. Профилактика инфекционных заболеваний: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Карантин. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему, первая помощь при ранениях и ожогах.Основные этапы первой помощи. Виды бинтовых повязок. Правила наложения повязок. Наложение кровоостанавливающего жгута. Ожоги: химический, термический, солнечный. Первая помощь при ожогах. Тепловой удар. Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжения, вывихи. Сотрясение. Ушиб грудной клетки. Повреждение органов брюшной полости. Переломы костей скелета. Травматический шок. Первая помощь при отравлениях: грибами, пищевыми продуктами, бытовой химией, ядовитыми растениями, медикаментами. Оказание помощи тонущему.Организация системы медицинского страхования в Российской Федерации. Добровольное медицинское страхование. Платные медицинские услуги.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 10 |
2 | Раздел II. Основы военной службы | 14 |
| Раздел III. Безопасность личности, общества и государства | 11 |
11 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Раздел I. Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности | 5 |
2 | Раздел II. Основы военной службы и военно-патриотическое воспитание | 22 |
3 | Раздел III. Основы медицинских знаний | 7 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
10 класс
Фролов М.П., Юрьева М.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. Базовый уровень.-М.:Дрофа,2017
11 класс
Фролов М.П., Шолох В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. Базовый уровень.-М.:Дрофа,2017
Техническое обеспечение:
персональный компьютер
колонки
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник должен знать (понимать):
основы формирования здорового образа жизни;
основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
порядок первоначальной постановки на воинский учет;
особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы;
задачи РСЧС и гражданской обороны;
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник должен уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО учителей изобразительного искусства, технологии и ОБЖ. №_____
«___»_________20___г. Председатель ШМО _______/__________/
СОГЛАСОВАНО
«___»_________20___г. Зам. директора по УВР _______/________/
16