Тема урока: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Цель урока: Дать общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: Научиться определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм; находить и отмечать в словах орфограммы, обсуждать алгоритм действия для решения орфографических задач; группировать слова по типу орфограмм; осуществлять взаимоконтроль. Оценивать результаты.
Задачи урока:
- Развивающая:
развивать в процессе урока коммуникативные, творческие
способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь;
- Воспитательная:
воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
- Оздоровительная:
чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
УУД:
Личностные УУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока,
проговаривать последовательность действий на уроке,
учиться совместно с учителем и другими учениками -давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний. Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы в парах, класса.
Технологии:
Проблемный диалог
Здоровьесберегающие
ИКТ
Формы организации познавательной деятельности: в парах, дифференцированная, фронтальная.
Методы обучения:
Оборудование:
Наглядный материал по теме «Части слова»: слайды, раздаточный материал (разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту), схема разбора слова по составу. Компьютер. Проектор. Экран. Презентация к уроку.
Ход урока.
I. Настрой на урок.
Учитель. - Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, на нашем уроке гости. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой. Садитесь.
Вспомните.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас смайлики. Выберите наиболее подходящее для вас и покажите мне.
-Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение. (№2)
II. Актуализация знаний.
1) Запись даты. (№3)
2) Минутка чистописания.(№4)
Ии им ит ми ти ли Подчеркните удачное написание.
Составь предложение из слов: На земле лежит искристый снег.
Проверьте друг друга. (№5)
3) Ребята, расставьте все части слова на свои места. (№6)
Проверьте. (№7)
4) Придумайте к данной схеме слово. (походка, поездка, прогулка)
-Назовите значимые части слова
ОЦЕНИ
III. Самоопределение к деятельности (слайд №7)
1) Найди в данной записи тему нашего урока.
ВЗБРТКЧАСТИПРЕЬДНОРАИМОРОЛОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАР (№8) Назовите тему урока. (Тема урока: Правописание частей слова) (№9)
2) Определи в какой части слова орфограмма, объясни ее написание.
Белый камеш..к р..стаял,
На д..ске следы ..ставил. (мел) (№10)
Проверьте. (№11)
Сформулируйте цель урока. (Узнаем в каких значимых частях слова есть орфограммы. Научимся распознавать орфограммы в частях слова) (№12)
ОЦЕНИ
ФИЗМИНУТКА (№13)
IV. Работа по теме. Открытие нового знания.
1) Итак, ребята, давайте решать нашу проблему. (Орфограммы в частях речи.)
-Какими бывают орфограммы? (непроверяемые, проверяемые)
2) Составление алгоритма.
Назовите основные орфограммы в русском языке.(№14)
В каких частях слова они встречаются? (№14)
Подтверждаем примерами. Запись слов с орфограммами.
1группа. В приставке, суффиксе. 2гуппа. В корне.
сделать вазочка маленький переписать | чистота – чистый берёзка груз - грузить мороз |
Вывод. (№14)
Как пишутся приставки и суффиксы? Как пишется корень в однокоренных словах?
-Мы пришли к правильному выводу?
ОЦЕНИ
V. Первичное закрепление.
1) Работа в паре.
Поработай коллектором. Исправь ошибки. (№15)
Поле черно-белым стало:
Падает то дожть, то снек.
А ещё пахалодало –
Льдом скавало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месец, потскажи?
Проверьте. (№16) (Работа в тетради с проговариванием)
В какой части слова допущена ошибка?
Назови проверяемые орфограммы.
Назови проверяемые орфограммы.
Какая орфограмма в слове ноябрь?
ОЦЕНИ
2) Словарная работа.
Какой день недели находится между средой и пятницей?
четверг
В какой части слова орфограммы?
Назови непроверяемые орфограммы.
Где можем проверить правильность написания слова?
Назови проверяемые орфограммы.
-Сегодня вторник, когда наступит четверг?
ОЦЕНИ
3) Работа по учебнику. (стр. 102 упр. 192) Инд. работа: Галкин Максим
Фронтальная проверка. ОЦЕНИ
V. Рефлексия ОТГАДАЙ ШАРАДУ
Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в приставке все встречали
Вся же в дневнике я и в журнале. Оценка
ОЦЕНИ свою работу на уроке. Учитель выставляет оценки.
Какую проблему решали на уроке? (Орфограммы в частях речи.)
-Какими бывают орфограммы в частях слова? (непроверяемые, проверяемые)
Назовите порядок разбора слова по составу. Переменка
А сейчас – переменка, урок окончен, отдыхайте.