СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общение вокруг нас

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

Просмотр содержимого документа
«Общение вокруг нас»

ПРОГРАММА

формирование знаний, умений и навыков конструктивного общения
для подростков 13-15 лет




Пояснительная записка


После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом возрастном этапе, действительно, идет быстрыми темпами. Много изменений наблюдается в плане формирования личности, и, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В этот возрастной период меняется и характер взаимоотношений подростка и со сверстниками, и со взрослыми.

Для подростков ведущим видом деятельности становится интенсивно-личностное общение, когда актуализируется проблема самопознания, статус человека в группе, его рефлексивная позиция в референтной группе.

В этом возрасте детей так тянет друг другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типичной подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным.

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

В связи с выше сказанным, опираясь на знания возрастной психологии, и была составлена данная программа.

Цель программы: Развитие способности эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Задачи программы:
  1. Изучение и овладение индивидуальными стилями, приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

2.Формирование объективной самооценки, своего психологического состояния в процессе коммуникативной деятельности.

3.Осознание своей индивидуальности, выработка характерного для каждого члена группы коммуникативного стиля.

4.Развитие способности к решению возникших противоречий в условиях непредвиденных ситуаций.

В данную тренинговую группу могут входить юноши и девушки в возрасте 13-15 лет при условии полной добровольности. Группа обязательно должна быть разнополой, т.к. в однополых группах затруднена динамика развития групповых процессов, а также они отмечаются спецификой анализа, исходя из половых особенностей. Молодые люди, входящие в группу, не должны иметь медицинских противопоказаний, психических расстройств, сильных акцентуаций характера. Количественный состав группы – от 15 до 18 человек. Программа состоит из двадцати одного двухчасового занятия, которые проводятся два раза в неделю. Возможны и другие варианты режима работы группы, но занятия при этом должны проводиться не реже двух раз в неделю.


Структура программы


Данная программа предполагает гуманистическую позицию тренера и направлена на осознание участниками себя, ценностных ориентаций. Основная гуманистическая идея занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не ломать ребенка, а помочь ему стать самим собой, преодолевать стереотипы, мешающие ему в реализации собственных потребностей.

В процессе занятий каждый участник группы может усваивать и отрабатывать, совершенствовать не свойственные ему ранее умения и навыки в общении, ощущая при этом психологический комфорт. Участникам предлагается выполнение заданий и упражнений, разыгрывание жизненных ситуаций: ситуации совместной жизни, совместной деятельности, конфликтные ситуации. Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности; каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому человек постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения. В процессе отбора участников группы проводится диагностика с целью выявления уровня развития коммуникативной деятельности, индивидуально-психологических особенностей. Диагностика также проводится в процессе работы группы и после ее окончания для определения состояния учащихся, оценки ожиданий, степени усталости, интереса, активности, результативности работы (анкета, опросники, дневник «Мой стиль общения»). Входная диагностика представлена пакетом, состоящим из 8-и методик. Предварительная, т.е. входная диагностика позволяет выявить учащихся, объективно нуждающихся в комплексной коррекции, а также позволяет определить индивидуальные и типологические особенности личности и уровня социально-психологического развития группы. Таким образом, данные, полученные в ходе диагностики, учитываются при организации и проведении тренинговых занятий.

Учебный план


№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

(практические
занятия)

Форма контроля

1.


2.



3.


4.



5.


6.


Введение в психологию общения.

Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.

Вербальное общение.


Технология коммуникации.



Общение в конфликте.


Каким я вижу свое будущее.

4


6



8


14



6


4

Анкетирование. «Самооценка качеств, необходимых для общения».

Дневник «Мой стиль общения».

Методика «Нарисуй свой характер».


Дневник «Мой стиль общения».

Анкета «Обратная связь».

Дневник «Мой стиль общения».

Анкета: «Оценка группы», «Социологический опрос».

Методика «Графическая самооценка».

Анкета «Обратная связь».

Методика «Незаконченные предложения».


Итого:

42 ч



Учебно-тематический план


Тема разделов
занятий

Цель, задачи

Упражнения

  1. Введение в психологию общения.

Цель: актуализация знаний в области психологии общения.

Задачи:


1.1.Индивидуальное восприятие процесса.

  1. Выявление значения индивидуального восприятия, определение закономерностей, помогающих общению в группе.


  • Снежный ком.

  • Ласковое имя.

  • Круг уверенности.

  • Изобрази свое имя.

1.2.Развитие чувствительности, сензитивности.


Тренировка оттенков восприятия партнера. Осознание участниками положительных и отрицательных черт своего характера.

  • Ледокол.

  • Приветствие.

  • Пристальный взгляд.

  • Комплимент.

  • Нарисуем свой характер.

  • Самооценка качеств, важных для общения.

  1. Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.

Цель: дать представление о невербальном общении, основных его составляющих.

Задачи:


2.1.Пространство и его организация в межличностном общении.

  1. Осознание важности пространства в общении. Выяснение роли прикосновения в общении. Научиться определять значение памяти мышц.


  • Беседа.

  • Найди меня.

  • Путаница.

  • Каратэ.

  • Парк.

  • До свидания.

  • Дневник «Мой стиль общения»

2.2.Роль эмоций в общении.

  1. Актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.


  • Релаксация.

  • Найди предмет.

  • Нарисуй свои тактильные ощущения.

  • Угадай запах.

  • Стекло.

2.3.Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами.

  1. Развитие чувствительности к невербальным средствам общения.


  • Запрет на эмоции.

  • Картинки - почеркушки.

  • Круг удач и неудач.

  • Имена чувств.

  1. Вербальное общение.



Цель: познакомить с законами вербального общения, отработать умения в той же области.

Задачи:


3.1.Умение слушать.

  1. Заострить внимание на восприятии собеседника. Формулирование правил «хорошего слушания».

  • Испорченный телефон.

  • Подарки.

  • Кто ты?

  • Фраза.

3.2.Искусство полемики.

2. Знакомство с видами вопросов. Отработка умения задавать вопросы.

  • Простые и сложные вопросы.

  • Поиграем в сказку.

  • Директор фирмы.

  • Внимание!

3.3.Помехи в общении.

  1. Соотнесение характера обратной связи с содержанием общения.

  • Мне кажется.

  • Пантомима.

  • Маски.

3.4.Конструктивные формы установления контакта.

  1. Формирование умения завязывать дружеские отношения, обучение навыкам поддержания дружеских отношений.

  • Плот.

  • Цвет.

  • Разыгрывание ситуаций.

4.Технология коммуникации.

Цель: познакомить с технологией общения через анализ и проигрывание реальных ситуаций, осмысленно развивать свои коммуникативные способности.


4.1.Искажение информации в общении.

  1. Показать как мешает общению искажение информации.


  • Переводчик.

  • Испорченный телефон.

  • Мимическая гимнастика.

  • Дневник «Мой стиль общения».

4.2.Межличностное взаимодействие.

  1. Активизировать внимание собеседника на восприятие партнера по общению.


  • Паровозик.

  • Раз, два.

  • Свечка.

  • Осознание ответственности.

  • Оценка группы.

4.3.Я среди других людей.


  1. Научись соотносить характер обратной связи с содержанием общения.


  • Ситуация.

  • Опора.

  • Брито-стрижено.

  • Войди в круг.

  • До свидания.

  • Социологический опрос.

4.4.Формирование образа партнера.

  1. Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности, описание окружающих – попытка видеть партнера, а не созданный образ.

  • Заросли.

  • Угадай звук.

  • Взгляд.

  • Мы не сговаривались.

4.5.Устойчивость контакта.

  1. Формирование навыков правильного повседневного общения.

  • Иностранный гость.

  • Давай поговорим.

  • Рисунок.

  • Нужная вещь.

  • Ежики.

  • Провожающие.

4.6.Роль доверия в общении.

  1. Определить зависимость продолжительности в общении партнеров от степени доверия друг другу.

  • Опора.

  • Утренний прием короля.

  • Связи.

4.7.Агрессивность, неуверенное поведение и уверенное поведение.

  1. Распознавание и преодоление собственной агрессивности.

  • Закончи предложение.

  • Мы одинаковые и разные.

  • Карта дорог моей жизни.

  • Кто я?

5.Общение в конфликте.

Цель: дать определение конфликта, проанализировать конфликтные точки зрения.

Задачи:


5.1.Мои обиды.

  1. Научиться узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте.


  • Когда я обижаюсь.

  • Нарисуй обиду.

  • Копилка обид.

  • Комплимент.

5.2.Способы выхода из ситуации конфликта.

  1. Выработка конструктивных форм поведения при решении конфликта.

  • Монолог.

  • Чертик – Ангел.

  • Аутотренировка.

5.3.Поддержка окружающих людей.

  1. Знакомство со структурой «переживания» и некоторыми способами конструктивного выхода из этих состояний.

  • Помоги другим.

  • Воспоминания.

  • Контакт? Есть контакт.

6.Каким я вижу свое будущее.

Цель: анализ и осознание каждым участником качественных изменений, произошедших в каждом за время тренинга, проектирование своего будущего.

Задачи:


6.1.Эффективная коммуникация как условия принятия группового решения.

1.Научит реально оценивать собственные возможности в экстремальных ситуациях.


  • Скульптура.

  • Связующая нить.

  • Наша группа.

  • Закончи предложение.

  • Графическая самооценка.

6.2.Я все могу.

Развивать умение принимать на себя ответственность и находить выход из ситуации.

  • Массаж.

  • Бип.

  • Шарик.

  • Доклад.

  • Тачка.

  • Прощание.

  • Анкета «Обратная связь».


Методические рекомендации


1. На начальном этапе лучше давать больше упражнений, которые выполняются в парах. Это позволяет быстрее вовлечь всю группу в активную творческую работу. В целом же смена упражнений следующая: работа в парах, общегрупповое упражнение, индивидуальное задание, обсуждение.

2. При выполнении упражнений максимально создавать ситуацию неопределенности, что позволит участникам находить наиболее конструктивные стратегии решения, определять свои внутренние ресурсы, обогащать индивидуальный познавательный опыт.

3. Ведущий должен иметь четкую конкретную цель на весь тренинг и каждое упражнение.

4. Особое внимание следует уделить первой встрече (особенно процедуре знакомства).

5. Ведущий должен помнить, что центральная процедура всех занятий- рефлексия, выраженная на языке чувств. Сначала она носит схематический характер, затем обобщенный и постепенно переходит в личностный.

6. Делать выводы ведущий должен только на материале, который получает от членов группы через обратную связь.

7. Позиции, стили, методы работы тренера в течение тренинга должны быть разнообразны, гибки, мобильны. Стратегия работы находится в зависимости от потребностей и целей участников, контекста групповой ситуации, уровня развития группы.

8. Сначала практика – потом теория. Таким образом, участники учатся действовать, думая, а думать,- действуя.


Подготовка помещения и его оснащение


Необходимо изолированное помещение, чтобы работе группы ничего не мешало.

Основная форма расположения участников – Круг – отражает важные психологические механизмы, действующие в тренинге. Круг создает возможность равенства всех участников тренинга, увеличивает взаимное эмоциональное заражение (обращенность друг к другу лицами). Круг создает педагогу-психологу возможность более легкого отслеживания разворачивающихся процессов.

Необходимые реквизиты: колонка-произрыватель, карандаши, мячи, альбомные листы, тетради для записей, шаблоны, наглядный материал.