Просмотр содержимого документа
«Общество как предмет изучения. Социальные науки в системе научного знания»
ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Понятие «общество»
ОБЩЕСТВО – сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействия людей, всё человечество в целом, в его прошлом, настоящем и будущем.
1
2
это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Характеристика общества
Динамическая
Сложноорганизованная
Саморазвивающаяся
Открытая
Система
Признаки общества
Целостность
Структурность
Устойчивость
Иерархичность
Динамизм
Функциональность
Самоорганизация
?
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Какие основные элементы — признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
Что, по мнению автора, обеспечивает организованность общества? Приведите пример, подтверждающий этот тезис.
В ОСНОВУ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СФЕР ЛЕГЛИ БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Подсистемы общества: сферы общественной жизни
Экономическая подсистема
Социальная подсистема
Духовная подсистема
Политическая подсистема
Основные институты общества
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества.
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ:
- Наличие организационной структуры, ценностей
- Наличие культурных символов
- Наличие социальных норм, регулирующих функционирование института
Экономическая подсистема
Социальная подсистема
Политическая подсистема
Духовная подсистема
- Производство
- Бизнес
- Банки
- Собственность
- Деньги и т.д.
- Семья
- Детство
- Материнство и др.
- Образование
- Наука
- Искусство
- Религия и др.
- Власть
- Государство
- Право
- Суд
- Правоохранительные органы и др.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Социальные науки в системе научного знания
Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальных и гуманитарных .
СОЦИАЛЬНЫЕ: науки о поведении людей
ГУМАНИТАРНЫЕ: культура
Социология
Психология
Социальная психология
Политология
Экономика
Антропология
Этнография
наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.
наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных.
изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология - это пограничная дисциплина.
наука о народах
наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Домашнее задание:
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость целенаправленной социализации подрастающего поколения. ( Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в НЕСКОЛЬКИХ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ , раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи. )
2) Какие социальные институты содействуют социализации подрастающего поколения в Российской Федерации? (Назовите любые три социальных института.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 социальных институтов приведите по одному примеру, иллюстрирующему их участие в социализации подрастающего поколения в Российской Федерации. ( Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать участие трех различных социальных институтов ).