СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание рабочая программа 6-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обществознание рабочая программа 6-9 класс»

Программа по обществознанию 6-9 класс.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  •  Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897, зарегистрированрого в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года N 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010года № 1897;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

  • Письма Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03"Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"(вместе с «Рекомендациями»);

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года №03-255 «О введении ФГОС ООО»;

  •  Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993.

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Момотовской СОШ;

  • Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный N18638;

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении;

  • Устава МБОУ Момотовской СОШ;

  • Учебного плана МБОУ Момотовской СОШ на 2020-2021 уч.г.

  • Примерной программы по обществознанию под ред Л.Н. Боголюбова


Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека(10-15лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;


  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;


  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, обосновных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.


  • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.



Формы организации учебного процесса:


  • коллективная;

  • групповая;


  • индивидуальная.


Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.


При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

  • Школьную лекцию.


  • Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.


  • Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государственного экзамена.


  • Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.


  • Написание сочинений-эссе.


  • Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.


  • Уроки с использованием мультимедиа.

Формы организации учебного процесса


  • классно-урочная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная;


  • практикумы;

  • проектно-исследовательская.


Место предмета «Обществознание» в учебном плане.

Срок реализации программы- 4 года

Обществознание в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 135 часов.

Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.


Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.


Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека


  • общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.


Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.


Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.


Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.


Общая характеристика программы.


Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Характеристика курса.


Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков.


Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.


Содержание первого этапа курса (6-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.


  • 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.


  • 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики -потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).


На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.


  • 8 классе предложены четыре темы. Первая-«Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.


  • 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.



Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.


Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.






Личностные, метапредметные и предметные результаты


освоения учебного предмета «Обществознание»


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;


  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;


  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;


Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);


  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;


  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);


  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;


  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:


1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;


3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;


5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:


познавательной


  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;


  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;


  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;


ценностно-мотивационной


  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;


  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководство ваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;


  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;


трудовой


  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;


  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;


эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;


  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;


коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;


  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;


  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;


  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;


  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;


  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Предметные результаты

Человек. Деятельность человека


Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;


  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;


  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;


  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;


  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество


Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;


  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;


  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;


  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;


  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;


  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.


Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;


  • осознанно содействовать защите природы.


Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать основные нормы морали;


  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;


  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;


  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • раскрывать сущность процесса социализации личности;

  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:


  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и

человека;


  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.


Сфера духовной культуры

Выпускник научится:


  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;


  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;


  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;


  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.


Социальная сфера

Выпускник научится:


  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;


  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;


  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;


  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.


Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;


  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;


  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;


  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;


  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.


Политическая сфера жизни общества


Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;


  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство


Выпускник научится:


  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;


  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:


  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;


  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.


Основы российского законодательства Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;


  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

    • раскрывать смысл права на труд;

    • объяснять роль трудового договора;


    • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

    • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

    • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

    • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

    • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

    • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;


    • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;


    • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;


    • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей

  • нормами поведения, установленными законом.


Выпускник получит возможность научиться:


  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;


  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.


Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;


  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;


  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;


  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;


  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;


  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;


  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;


  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:


    • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

    • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;


    • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;


    • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;


    • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;


    • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание учебного предмета


Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Природа человека. Отличие человека от животных.


Мышление и речь.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Агенты социализации. Выдающаяся личность. Выдающиеся личности в истории нашей страны. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самооценка, роль самооценки в формировании личности, самопознание. Способности человека. Задатки, талант, гениальность.

Роль деятельности в жизни человека и общества. Деятельность человека и её основные формы. (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Потребности человека. Иерархия потребностей. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Труд и образ жизни людей как создаются материальные блага. Готовимся выбирать профессию. Межличностные отношения. Человек и его ближайшее окружение. Роль чувств в отношениях между людьми. Человек в малой группе. Социальные группы (большие и малые).

Группы формальные и неформальные. Лидеры. Лидерство. Личные и деловые отношения. Референтные группы. Групповые нормы. Общение. Цели, формы, средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Пути решения конфликта. Конструктивное решение конфликта. Человек славен добрыми делами. Что такое человечность. Мораль. Золотое правило нравственности. Основы нравственного воспитания. Смелость. Смелость и отвага. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Человек и человечность. Гуманизм и уважение, и любовь к людям. Жизненные ценности и ориентиры.


Общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Общественные отношения. Взаимосвязь общества и природы.

Развитие общества. Общественный прогресс. Типы обществ.


Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма Человек- часть природы. Взаимосвязь человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.. Экологическая ситуация в современном мире. Законы Российской Федерации, направленные на охрану природы. Экологический кризис и пути его разрешения. Главные правила экологической морали. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.


Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Обычаи, традиции, общественные нравы. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Долг общественный и долг моральный Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Закон и правопорядок в обществе. Необходимость соблюдения законов. Закон и справедливость. Закон и границы свободы поведения. Защита Отечества - долг и обязанность. Защита Отечества. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина- необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание Ответственность за нарушение законов. Понятие правонарушения и преступления. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы Российской Федерации, полиция, адвокатура, нотариат. Судебная система Российской Федерации.


Сфера духовной культуры


Сфера духовной жизни. И её особенности, культура личности в обществе. Тенденции развития культуры в современной России. Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные организации объединения. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.


Социальная сфера жизни общества


Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность Многообразие социальных групп. Социальные статусы и роли. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и

семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Моя семья (родословная моей семьи). Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.


Политическая сфера жизни общества


Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.


Гражданин и государство


Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Полиция, адвокатура, нотариат. Гражданство Российской Федерации.


Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.


Основы российского законодательства.


Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственность за нарушение законов. Понятие правонарушения и преступления. Особенности административно-правовых отношений.

Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Опасный путь преступной жизни. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.





Экономика


Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Главные вопросы экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики: производители и потребители. Товары и услуги. Мастерство работника. Профессионализм и профессиональная успешность. Труд и заработная плата. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Производство основа экономики. Производство: затраты, выручка, прибыль. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Экономическая система и её функции. Рыночная экономика. Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие. Законы рыночной экономики. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Новые технологии и их возможности. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Исторические формы денег. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Виды и формы бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Безработица, её причины и последствия. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Прожиточный минимум. Права потребителей.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.

Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Экономика семьи. Расходы и доходы семьи. Прожиточный минимум. Распределение доходов. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Мировое хозяйство. Мировая торговля



Ведущими методами и способами проверки знаний, умений, навыков являются


  • устный опрос,


  • тестирование


  • анализ текста


-технологии критического мышления,


-игровые технологии,


  • практические работы


  • творческие работы, рефераты, сообщения, доклады


  • зачеты


  • контрольные работы в конце каждого раздела


Литература и УМК.

  1. Виноградова Н.Ф, Городецкая Н.И. и др. Под. ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание 6кл. - М.: Просвещение.2020.

  2. Тесты по обществознанию. Коваль Т.В. “Экзамен” 2016.

  3. Обществознание. Проверочные работы. Лобанов И.А. Просвещение 2019.

  4. Рабочая тетрадь 6 класс. Иванова Л.Ф. Просвещение 2019.

  5. Поурочные разработки 6 класс. Под. ред. Боголюбова Л.Н. 2018.

  6. Обществознание 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение 2019.

  7. Тесты по обществознанию 7 класс. Коваль Т.В. Экзамен 2019.

  8. Рабочая тетрадь по обществознанию 7 класс. Котова О.А. Лискова Т.Е.  Просвещение 2021.

  9. Поурочные разработки по обществознанию 7 класс. Сорокина Е.Н. Вако 2020.

  10. Обществознание. 8 кл. Под. ред. Боголюбова. - М.: Просвещение. 2019.

  11. Тесты по обществознанию 8 класс. Краюшкина С.В. Экзамен 2020.

  12. Рабочая тетрадь по обществознанию 8 класс. Митькин А. С. Экзамен 2020. 

  13. Поурочные разработки по обществознанию 8 класс. Сорокина Е.Н. Вако 2019.

  14. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9кл. - М.: Просвещение 2019.

  15. Тесты по обществознанию 9 класс. Краюшкина С.В. Экзамен 2020.

  16. Рабочая тетрадь по обществознанию 9 класс. Котова О.А. Лискова Т.Е. Просвещение 2019.

  17. Поурочные разработки по обществознанию 9 класс. Боголюбов Л.Н. просвещение 2019.


Тематическое планирование 6 класс


урока

Тема

Виды деятельности учащихся

Примечание

1

Вводный урок

Познакомиться с основным содержание курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.


2

Принадлежность двум мирам

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», «личность», «социальные параметры личности». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.


3

Принадлежность двум мирам


4

Человек – личность

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия индивидуальность, индивид, личность.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристики социальных параметров личности.


5

Человек – личность. Практикум.


6

Отрочество – особая пора жизни.

Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.


7

Отрочество – особая пора жизни.


8

Потребности и способности человека

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств


9

Потребности и способности человека


10

Когда возможности ограничены

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в жизни. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, несмотря на ограниченные возможности, умение взаимодействовать с людьми с разными возможностями


11

Когда возможности ограничены


12

Мир увлечений

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, несмотря на ограниченные возможности, умение взаимодействовать с людьми с разными возможностями


13

Мир увлечений


14

Практикум. «Человек». Учимся быть интересной личностью.

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности


15

Деятельность человека

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности


16

Труд – основа жизни

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.


17

Труд – основа жизни


18

Учение – деятельность школьника

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.



19

Учение – деятельность школьника


20

Познание человеком мира и себя

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей


21

Познание человеком мира и себя


22

Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.


23

Отношения с окружающими

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание


24

Отношения с окружающими


25

Общение

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться


26

Общение


27

Человек в группе

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства


28

Отношения со сверстниками

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.


29

Конфликты в межличностных отношениях

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации


30

Конфликты в межличностных отношениях


31

Семья и семейные отношения.

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.


32

Контрольная работа по теме “Человек среди людей”

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.


33

Практикум «Человек среди людей».

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.


34

Итоговое повторение «Человек в социальном измерении»

Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.









Тематическое планирование 7 класс


урока

Тема

Виды деятельности учащихся

Примечание

1

Введение

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы


2

Что значит жить по правилам

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни


3

Права и обязанности граждан

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав ребенка и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних заданий всей группой выражают положительное отношение к процессу познания;


4

Права и обязанности граждан

5

Почему важно соблюдать законы

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости


6

Почему важно соблюдать законы


7

Защита Отечества

Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга


8

Защита Отечества


9

Для чего нужна дисциплина

Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательно и специальной дисциплины


10

Виновен – отвечай

Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.


11

Кто стоит на страже закона

Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов


12

Кто стоит на страже закона


13

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществ

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников


14

Экономика и еѐ основные участники

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя


15

Экономика и еѐ основные участники


16

Мастерство работника

Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда


17

Производство: затраты, выручка, прибыль

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.


18

Производство: затраты, выручка, прибыль


19

Виды и формы бизнеса

Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально- этических позиций


20

Виды и формы бизнеса


21

Обмен, торговля, реклама

Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать свое поведение с точки зрения рационального покупателя


22

Деньги и их функции

Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег.


23

Экономика семьи

Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи и зависимости доходов


24

Экономика семьи



25

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников


26

Человек- часть природы

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе


27

Человек- часть природы


28

Охранять природу – значит охранять жизнь

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали


29

Закон на страже природы

Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организации и граждан в сбережении природы


30

Закон на страже природы


31

Практикум по теме «Человек и природа»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников


32

«Человек в обществе» Защита проектов

Сознательно организуют проектную деятельность на доступном уровне


33

Итоговая контрольная работа

Провести диагностику результатов обучения в 7 классе


34

Повторение и обобщение пройденного материала

Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе.

















Тематическое планирование 8 класс


1

Вводный урок

Вспомнить основные итоги прошлого гола

Познакомится с основным содержанием курса 8 класса

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы


2

Что делает человека человеком

Выявлять отличия человека от животного

Объяснять человеческие качества

Различать биологические и природные качества человека

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке

Определять свое отношение к различным качествам человека

Объяснять понятие «самореализация»

Приводить примеры основных видов деятельности


3

Человек, общество, природа

Раскрывать понятие «ноосфера»

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку

Характеризовать возможности человеческого разума

Раскрывать значение моральных норм

Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей


4

Общество как форма жизнедеятельности людей

Выделять существенные признаки общества

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни


5

Развитие общества

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество

Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс»

Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем


6

Практикум по теме «личность и общество» контрольное тестирование

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме


7

Сфера духовной жизни

Определять сущностные характеристики понятия «культура»

Различать и описывать явления духовной культуры

Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры

Характеризовать духовные ценности российского народа

Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии



8

Мораль

Объяснять роль морали в жизни общества

Характеризовать основные принципы морали

Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека


9

Моральный выбор — это ответственность

Приводить примеры морального выбора.

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей

Объяснять значение понятия «моральный выбор»


10

Образование

Оценивать значение образования информационном обществе

Извлекать информация о тенденциях в развитии образования из различных источников

Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ

Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию


11

Наука в современном обществе

Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе


12

Религия как одна из форм культуры

Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.

Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести.

Оценивать своё отношение к религии и атеизму


13

Влияние искусства на развитие личности и общества

Объяснять сущность понятия «искусство»

Приводить примеры влияния искусства на личность и общество


14

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме

Строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении


15

Социальная структура общества

Выявлять и различать разные социальные общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности.

Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.

Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения


16

Социальные статусы и роли

Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.

Описывать основные социальные роли старших подростков.

Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе.

Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями


17

Семья как малая группа

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.


18

Нации и межнациональные отношения

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире.

Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения


19

Социализация личности и отклоняющееся поведение

Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Оценивать социальное значение здорового образа жизни


20

Социальная политика государства

Определять сущность социальной полутакт государства

Конкретизировать на конкретных примерах проявления социальной политики государства


21

Практикум по теме «Социальная сфера»

Контрольное тестирование

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме


22

Экономика и ее роль в жизни общества

Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора


23

Главные вопросы экономики

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики.

Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах


24

Рыночная экономика

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.

Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.


25

Производство – основа экономики

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства.

Находить и извлекать социальную информацию о производстве из различных источников


26

Предпринимательская деятельность

Описывать социально-экономические роль и функции предпринимательства.

Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.


27

Роль государства в экономике

Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.

Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».


28

Инфляция и семейная экономика

Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.

Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан.

Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.


29

Банковские услуги

Определять сущность банковских услуг

Находить и извлекать социальную информацию об услугах банков


30

Страховые услуги

Определять сущность страховых услуг

Объяснять роль социального страхования в современном обществе

Называть и описывать основные страховые услуги


31

Рынок труда и безработица

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.

Называть и описывать причины безработицы.

Различать экономические и социальные последствия безработицы.

Объяснять роль государства в обеспечении занятости.


32

Современный работник

Познакомится с основными требования работодателя по отношению к работнику

Наметить перспективу выбора будущей профессии


33

Повторение и обобщение Итоговая контрольная работа

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме


34

Анализ контрольных работ

Повторение

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученному материалу


















Тематическое планирование 9 класс


1

Вводный урок

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения

Познакомится с основным содержанием курса 9 класса

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе деятельности

Определить основные требования к результатам обучения и критерии спешной работы


2

Политика и власть

Характеризовать власть и политику как социальное явление

Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества.

Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках


3

Государство

Раскрывать признаки государства

Различать формы правления и государственного устройства

Знать признаки и формы государства.

Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию


4

Политические режимы

Сопоставлять различные типы политических режимов

Называть и рассказывать основные принципы демократического государства

Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов.

Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе


5

Правовое государство

Раскрывать принципы правового государства

Характеризовать разделение властей


6

Участие граждан в политической жизни

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий. личного социального опыта.

Описывать различные формы участия граждан в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Приводить примеры гражданственности.


7

Политические партии и движения

Называть признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать явление многопартийности

Знать, что такое политические партии и общественные движения.

Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий
и общественных движений в современном мире


8

Межгосударственные отношения

Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других


9

Гражданское общество и государство

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление.

Знать принципы правового государства.

Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл
понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой


10

Повторение и обобщение по теме «Политика»

Контрольное тестирование

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Уметь объявлять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Анализировать реальные социальные ситуации.

Уметь выполнять познавательные и практические задания.

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме


11

Основы конституционного строя РФ

Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства.

Уметь характеризовать
исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи


12

Права и свободы человека и гражданина: знакомство с темой

Знать особенности юридических норм (прав человека).

Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму


13

Права и свободы человека и гражданина: закрепление информации


14

Высшие органы государственной власти в РФ

Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные


15

Россия – федеративное государство

Актуализировать значение понятий федерация, субъекты федерации. Умение составлять план, работать с таблицами и схемами, выделять главное, выделять причинно-следственные связи.


16

Судебная система РФ

Актуализировать значение понятий судебная система, сформулировать представление об устройстве судебной системы в РФ. Выделять главное, работать с текстом, составлять план, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь выслушать точку зрения другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности.


17

Правоохранительные органы РФ

Знать, какие органы называются правоохранительными.

Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи


18

Обобщение по теме: «Гражданин и государство»

Знать основные понятия главы «Право». Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания


19

Роль права в жизни человека, общества и государства

Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права. Умение выявлять причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать текст, составлять план, высказывать и аргументировать свое мнение


20

Правоотношения и субъекты права

Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений.

Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму


21

Правонарушения и юридическая ответственность.

Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности.

Уметь решать практические
задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи


22

Гражданские правоотношения

Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений.

Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций


23

Право на труд. Трудовые отношения

Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.

Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения


24

Практикум «Учимся устраиваться на работу»

Актуализировать знание понятий предпринимательская деятельность, формы предприятий. Сформировать представление о понятиях малое предприятие, формы предприятий, товарищество, акционерное общество, акция.


25

Семья под защитой закона

Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок;  в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами


26

Административные правоотношения

Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений.

Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения


27

Уголовно-правовые отношения

Знать особенности уголовно-правовых отношений.

Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений


28

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.

Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции
о правах ребенка; работать с документами


29

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП.

Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами


31

Обобщение по теме «Основы российского законодательства»  

Знать основные понятия главы «Основы российского законодательства».

Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами


32

Закрепление по теме «Основы российского законодательства»  

Знать основные понятия главы «Основы российского законодательства».

Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами


33

Итоговое повторение «Политическая сфера общества и право»

Знать основные понятия курса «Обществознание.
9 класс».

Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!