Тема урока: «Общие сведения о сложном предложении»
Подготовила : Гаджиумарова .Н. М.
Учительница русского языка и литературы КСОШ№1
Цель урока:
1.Повторение сведений о сложном предложении, известных учащимся по курсу 5-9 классов.
2.Отработка умения различать основные виды сложных предложений по характерным признакам.
Тип урока : комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ: ПРОЕКТОР УЧЕБНИК ТЕТРАДЬ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ .
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
Словарный диктант
- Тихий ш…пот, печеный хлеб, ч…рствый человек, ноч…вка в лесу, ож…г лица, вкусный ш…колад, уч…ный зверь, детская руч…нка , тонкая беч…вка , пш…нная каша, сломанный суч…к , ш…рох листьев.
- 1.Вставить пропущенные буквы.
- 2Объяснить постановку гласных поле щипящих.
- 3.подчеркнуть мягкие согласные одной чертой, а твердые двумя чертами
Сравним:
Т и х и й ш е пот, п е ч е ный х л еб, ч е рствый ч ело в ек, но ч е вка в л есу, ож о г л ица, вкусный шок о лад, у ч е ны й з в ерь, д етская руч о нка , тонкая б е ч е вка , п ш е нная каша, сломанный суч о к , ш о рох л ис т ьев.
Элементы ЕГЭ
- А1. Укажите , в каком слове ошибка в написании приставки.
- а) низвергнуть
- б) бесжизненный
- в) восстать .
- А 2. Укажите слово , состоящее из пяти морфем.
- а)вычеркнутый.
- Б)замерзнув.
- В)заботливый .
- А3. Укажите слово , где количество букв и звуков совпадает.
- А4 .Укажите сложное предложение.
- А)Тучи ползли по небу медленно , скучно и однообразно.
- Б)Все утро шел снег , и к вечеру образовались су гробы .
Сравним:
А1. Укажите , в каком слове ошибка в написании приставки.
а) низвергнуть
б) бесжизненный
в) восстать .
А 2. Укажите слово , состоящее из пяти морфем.
а)вычеркнутый .
б)замерзнув.
в)заботливый .
А3. Укажите слово , где количество букв и звуков совпадает.
а)ящик
б)сени
в)печь
А4 .Укажите сложное предложение.
а)Тучи ползли по небу медленно , скучно и однообразно.
б)Все утро шел снег , и к вечеру образовались сугробы
Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом .
Сравним: Пруд едва дымится , и его гладь покрывается белым туманом . ( повествовательное, сложное, сложносочиненное, распространенное , двусоставное, полное .) (-= ), и (-=)
Новая тема : «Общие сведения о сложном предложении»
Сложные предложения
Бессоюзные
Союзные
Сложносочиненные
(ссп)
Сложноподчиненные
(спп)
Сложносочиненное предложение .ССП Союзы : и, а, но, да, однако, зато, или, либо и др .
Сложное предложение, части которого соединены сочинительной связью, называется сложносочиненным . В сложносочиненном предложении части соединены между собой сочинительными союзами.
Например:
[ В Индии машины не имеют широкого распространения ] , и [ тяжелую работу выполняют слоны ] .
Сложноподчиненное предложение .СПП Союзы и союзные слова : Какой , который ,что, чтобы, где , хотя, едва ,когда , пока, куда и другие .
Сложное предложение, части которого со единены подчинительной связью, называется сложноподчиненным . В сложноподчиненном предложении части соединены между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Например:
[ Вся забота о слоне лежит на погонщике ] , ( который ухаживает за животными ).
Бессоюзное сложное предложение БСП
Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет ни союзов, ни союзных слов. Такие предложения называются бессоюзными . В них части сложного предложения соединяет интонация.
Например: Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит
Минутка отдыха
Почему мы так говорим КАЗАНСКАЯ СИРОТА? После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой
1.Работа с учебником: Учащиеся читают правило по учебнику.
- Тренировочные упражнения:
- А) Упр .145( устно )
- Б)Упр145(письменно)
- Выписать сложные предложения в такой последовательности :1)сложносочиненные
- 2)сложноподчиненные
- 3)бессоюзные
- Объяснить постановку знаков препинания
На востоке медленно разгорается заря, …
Закрепление :
1.Что нового мы узнали на уроке?
2.В чем различие простых предложений от сложных?
3.Какие виды сложных предложений вы знаете?
4.Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
5 Какие знаки препинания могут отделять части сложного предложения?
6.В чем основное отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных?
Домашнее задание
- 1 Параграф № 40 прочитать.
- 2.Упр 146 (письменно)
- Выписать сложные предложения .Указать виды и средства связи сложных предложений.
- Подчеркнуть грамматические основы .
- Нарисовать схемы предложений .