СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная программа дополнительного образования

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года и в Концепции модернизации российской системы образования на период до 2020 года подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей положительно влияет на уровень образованности и общей культуры учащихся, их здоровье, культуру взаимодействия с людьми и окружающей средой.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная программа дополнительного образования»



Содержание



1


Пояснительная записка


3


2


Функции дополнительного образования


6


3


Основные формы проведения кружковой работы


7


4


Прогнозируемые результаты


7


5


Тематическое планирование


9


6


Содержание программы


10


7


Показатели выполнения программы


10


8


Кадровое обеспечение образовательного процесса


11


9


10


11


Предполагаемый контингент обучающихся


Методическое обеспечение


Список литературы























11


12


16






1.Пояснительная записка

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года и в Концепции модернизации российской системы образования на период до 2020 года подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей положительно влияет на уровень образованности и общей культуры учащихся, их здоровье, культуру взаимодействия с людьми и окружающей средой. Сохранение принципа бесплатности воспитательных мероприятий и развитие системы дополнительного образования детей, включение в данную систему детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов и некоторых других категорий детей является средством социальной защиты.

Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:

  • максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;

  • обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся;

  • дает шанс каждому открыть себя как личность;

  • предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;

  • налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;

  • активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи;

  • побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;

  • обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

  • Программа разработана в МБОУ «Ныртинская средняя школа» в качестве нормативного документа, отражающего целевые установки, основные направления деятельности, их содержательную основу.

  • Программа обеспечивает формирование и развитие знаний, умений, способностей, черт характера и иных качеств, необходимых для воспитания всесторонне развитой, социально-активной личности. Программа призвана создавать условия для осуществления и расширения дополнительного образования, в интересах повышения качества образовательного процесса в школе.

Направленность программы:естественнонаучная.

Математика в современной педагогике рассматривается как знаковая система, постижение которой помогает обучающемуся освоить элементарные закономерности окружающего мира, способствует развитию познавательных процессов, формированию мотивации к познанию и обучению.


Цели обучения математики определяются ее ролью в прогрессе общества в целом и формирования личности каждого отдельного человека. Исторически сложились две стороны назначения математики: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира – математическим методом.


Практическая значимость математики обусловлена тем, что ее объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия технических понятий и идей.


Математика важна для повседневной практической деятельности человека. С помощью математики прогнозируются многие процессы, происходящие в природе и обществе.


Математика обеспечивает изучение смежных дисциплин, прежде всего физики, основ информатики и вычислительной техники. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки обучающихся.


Значение математического образования для формирования духовной сферы человека, интеллектуальных и морально этических компонентов человеческой личности обусловлено тем громадным запасом общечеловеческих и общекультурных ценностей, которые накопила математическая наука в ходе своего развития. Изучение математики вносит определенный вклад в умственное развитие человека.

Новизна программы состоит в том,что данная программа достаточноуниверсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы. Предлагаемая программа рассчитана наобучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о своей профессии.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов обучения. Особое внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения. Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.

Отличительной особенностью данной программы является то, что решение задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.

Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.

С целью повышения познавательной активности обучающихся,

формирования способности самостоятельного освоения материала обучающиеся имеют возможность познакомиться с научно – популярной литературой по проблеме применения математики.


Программа рассчитана на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики.

Цель программы : на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.

Задачи : 

  • формирование аналитического и логического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач;

  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;.

  • формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.

  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике;

  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики;

  • воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;

  • установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

2. Функции дополнительного образования:

- образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

- воспитательная - обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

- информационная - передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);

- коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

-рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию;

- интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

- социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

- самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.



3.Основные формы проведения кружковой работы:

  • выступление учителя или кружковца;

  • самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;

  • разбор решения задач;

  • ответы на вопросы учащихся;

  • математические турниры, эстафеты, КВНы, брейнг-ринги.

  • составление и защита компьютерных презентаций; проектов.

Возраст детей: 13– 15лет

Сроки реализации программы: 1год.

Форма обучения: очная.


Форма проведения занятий:групповая.Учитываются индивидуальныеособенности обучающихся.


Режим занятий: Занятия проводятся2раза в неделю по1часа.Всего68часов в год.


4. Прогнозируемые результаты:

К концу года обучения обучающиеся должны знать:

- математические термины;

- межпредметные связи математики;

- математические закономерности в современном производстве и его структурных частях

- роль математики в быту

- проценты и пропорции

- понятие сметы

должны уметь:

- решать задачи с физическим, химическим, экономическим содержанием;

- решать задачи профессиональной направленности;

- выполнять приближенные вычисления;

- пользоваться таблицами и справочниками;

- находить число по его проценту;

- рассчитывать смету;

- составлять проект.


В конце обучения проводится итоговый контроль в виде проекта их защиты, защиты презентаций.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся является качественной (может быть рейтинговой, многобалльной) и проводится в процессе: решения задач, защиты практико-исследовательских работ, опросов, участия в проектной деятельности, участия и побед в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях разного уровня, в том числе дистанционных.


5. Тематическое планирование


Содержание программы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Исторические сведения

2


2

2

Определение функции, способы задания. Свойства функции.

3

5

8

3

Сложные функции

7

8

15

4

Преобразование графиков

1

1

2

5

Задачи, решаемые с помощью функций и графиков

2

5

7

6

Текстовые задачи и техника их применения

1

1

2

7

Задачи на движение

1

5

6

8

Задачи на работу

2

5

7

9

Задачи на проценты

1

3

4

10

Задачи на смеси и сплавы

2

4

6

11

Задачи на разрезания и складывания фигур

1

1

2

12

Задачи с геометрическим содержанием

3

2

5

13

Итоговое занятие. Защита проекта


2

2

14

Всего

26

42

68








6.Содержание программы

Исторические сведения

История возникновения понятия «Функция». Способы задания функций, из чего конструируются формулы.

Определение функции.

Способы задания и свойства функции. Вычисление значения функции по формуле. Элементарные функции и их графики. Исследование функций.

Линейная функция, прямая и обратная пропорциональности, квадратичная функция.

Сложные функции

Построение графиков кусочно-заданных функций. Разрывные функции. Построение и исследование функций. Графики многочленов. Графики дробно-рациональных функций. Построение графиков функций содержащих модуль.

Преобразование графиков

Правила преобразований исходного графика y=f(x), при изменении формулы: y=f(x)+a; y=f(x+a); y=f(x+a)+b; y=fk(x); y=f(kx); y=f(-x); y= - f(x); y=/f(x)/; y=/f(x)/.

Задачи, решаемые с помощью функций и графиков

Решение уравнений и систем уравнений. Решение неравенств второй степени графическим способом. Координаты и графики.

Текстовые задачи

Задачи на движение, работу, смеси и сплавы, проценты, задачи с геометрическим содержанием.

7. Показатели выполнения Программы

Наименование показателя

Повышение процента охвата учащихся дополнительным образованием (от общего количества учащихся)

Удовлетворение потребности учащихся в организации внеурочной деятельности в ОУ

Разработка и реализация целевых программ и проектов.

Увеличение доли (от общего количества) учащихся, принявших участие в реализации социально-образовательных проектов

Реализация социальных проектов в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами

Увеличение доли семей, активно участвующих в работе ОУ, от общей численности семей ОУ

Удовлетворенность родителей качеством работы педагогов дополнительного образования

Активная работа на сайте ОУ, отражающая весь спектр дополнительного образования представленного в школе


Конечным результатом охвата детей дополнительным образованием являются развитие и саморазвитие ребёнка, реализация его личностных способностей.

Диагностика результативности освоения программы

п/п

Направления

Результат

1

Естественно- научная

Предметные олимпиады, научно-практические конференции, интеллектуальные чемпионаты, научно-исследовательские работы и проекты, участие в интеллектуальных играх, викторинах


8.Кадровое обеспечение образовательного процесса

Кадры образовательного процесса

Кол-во

%

Всего учителей

24

100

С высшим образованием

22

95

Со средне - специальным

2

5

Высшая квалификационная категория

6

10

I квалификационая категория

13

67

СЗД

4

10

Без категории

0

0


  1. Предполагаемый контингент обучающихся


Наименование ОУ

2017-

2018

2018-2019

2019-2020

2020-

2021

2021-2022

МБОУ «Ныртинкая средняя школа»

71

75

74

70

71

Филиал МБОУ «Ныртинкая средняя школа»

в д. Ятмас-Дусаево

10

12

10

11

9

Филиал МБОУ «Ныртинкая средняя школа»

в д. Шепшенар

3

5

4

2

2

Всего:

84

92

88

83

82


  1. Методическое обеспечение

Учебные занятия предусматривают дифференцированный, индивидуальный подход к обучающимся. По данной программе обучающиеся получают знания в определенной последовательности, при этом количество нового материала на каждом занятии - небольшое, посильное для усвоения. Изучая интересы и способности обучающихся, задания подбираются для каждого в соответствии с его возможностями.

Систематическое проведение такой работы помогает закреплять знания, отрабатывать умения и навыки обучающихся, развивать их мышление, творческую активность, познавательную самостоятельность.

В процессе преподавания важно научить обучающихся применять основные положения для самостоятельного объяснения математических законов. Выделение основного материала в каждом разделе курса математики помогает педагогу обратить внимание обучающихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить.

Дополнительная образовательная программа строится на следующих принципах:

Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь занимаются дети - «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» - с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг.

Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.

Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора и ответственности и принцип развития.

Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.

Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования - развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.

Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования.

Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательно­творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.

Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.

Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существую такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни.

Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно­творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.

Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.

Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) - творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.

Принцип разновозрастного единства.

Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята проявляют свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Принцип поддержки инициативности и активности

Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.

Принцип открытости системы.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и образования Сокольского муниципального района направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Многочисленные объединения по интересам, проектная деятельность воспитывают детей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.


Информация программы «Занимательная математика» излагается в соответствии с принципами:

1.Научности(использование психолого-педагогической,естественнонаучной, специальной и справочной литературы);

2.Системности и последовательности(формирование знаний вопределенном порядке, когда каждая предыдущая тема учебного материала логически связывается с последующей);

3. Направленности на конечный результат(ориентирование обученияна итоговый результат);

4.Актуальности (создание условий для повышения мотивации кобучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся).

На занятиях используются различные методы обучения:

наглядные, словесные, практические, комплексные (сочетание объяснений с демонстрацией наглядных пособий).


Учитывая различные природные данные подростка, целесообразно применять метод дифференцированного обучения: базисные объяснения даются одинаково для всей группы, а практические задания выбираются в зависимости от конкретных способностей обучаемого.


Занятия в группе делятся на теоретическую и практическую части.


Теоретическая часть –объяснение нового материала,повторениепредыдущих тем. Практическая часть – решение задач, самостоятельных работ.


Методика проведения занятия.

Обучающимся сообщается тема занятия.


Перед обучаемыми необходимо поставить задачу или обрисовать круг вопросов, которые необходимо рассмотреть на занятии.

Опираясь на намеченный план, поэтапно рассматриваются поставленные вопросы или задачи, обучаемым предлагается самим находить ответы.


Условия реализации программы:

Кабинет оборудованный:

- рабочие столы, стулья;

- мультимедийный проектор;

- магнитная доска;

- специальная и справочная литература;

- наглядный материал, раздаточный материал для

индивидуального и коллективного использования





11. Список литературы


№п/п

Наименование

Автор

Место, издательство и год издания

1.

500 задач по математике на сообразительность с решениями.

И.К.Федотов

Казань,

«Хэтер», 2012 г.

2.

Математические олимпиады.

А.В.Фарков

Москва,

«ВАКО», 2015 г.

3.

Предметные недели в школе. Математика


Л.В.Гончарова

Волгоград, «Учитель», 2001г.

4

Электронный учебник-справочник. Алгебра 7-11 класс


ЗАО «Кудиц», 2000г

5

Электронное учебное пособие. Математика 5-11 класс. Практикум


Институт новых технологий, 2004г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!