7
Обществознание, 8 класс
У р о к 27-28
Тема. Экономика
Цель:
- проверить качество и прочность знаний учащихся по разделу «Экономика»;
- корректировать допущенные пробелы;
- продолжить экономическое воспитание
Понятия, термины: (указаны в уроках по §§ 11-22), основные - экономика, потребление, экономическая культура, экономический интерес.
Оборудование: §§ 11-22, заключение к главе III «Экономика», ?? на с. 180, тесты и задания к главе
Тип урока: повторительно-обобщающий
Хо д у р о к а
I. Вводная консультация по тестированию.
II. Тест.
1. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?
1) налогообложение;
2) перепродажа ценных бумаг;
3) оформление лицензий;
4) изменение ставки банковских резервов. (4)
2. Рынок характеризуется:
1) стабильными ценами;
2) слабым интересом к фундаментальным научным исследованиям;
3) побуждением производителя к вложению капитала в долгосрочные проекты;
4) бережным отношением к использованию невосполнимых природных богатств. (2)
3. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:
1) национализации;
2) инфляции;
3) приватизации;
4) разгосударствления. (1)
4. Продажа или безвозмездная передача государственного имущества в собственность физических и юридических лиц называется ____________________________________________________________.
5. Верны ли следующие суждения?
А. На рынке товаров представлены: ценные бумаги, рабочая сила, средства производства.
Б. При всем многообразии видов рынков их объединяют единые механизмы функционирования.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А и Б;
4) оба суждения неверны. (2)
6. Признаком рыночной экономики является:
1) преобладание государственной собственности;
2) директивное планирование производства;
3) централизованное ценообразование;
4) конкуренция товаропроизводителей. (4)
7. Государственный бюджет – это:
1) финансовый отчет правительства;
2) перечень планируемых доходов и расходов;
3) сумма расходов правительства за предшествующий год;
4) расчет прибылей и убытков государства. (2)
8. Конкуренция производителей в рыночной экономике:
1) способствует росту монополий;
2) приводит к снижению потребления;
3) уравновешивает спрос и предложение;
4) увеличивает объемы производства. (3)
9. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии:
1) низкого уровня безработицы;
2) высокого потребительского спроса;
3) разделения труда;
4) частной собственности на средства производства. (4)
10. Безработица возникает в результате:
1) экономического спада;
2) социального расслоения;
3) расширения производства;
4) специализации производства. (1)
11. Дефицит государственного бюджета означает:
1) уменьшение налогообложения;
2) увеличение социальных программ;
3) превышение расходов над доходами;
4) сокращение государственного долга. (3)
12. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодных условиях, – это…
1) коммерция;
2) рынок;
3) торговый оборот;
4) обмен. (2)
13. Уровень жизни населения в значительной степени определяется:
1) числом частных предприятий;
2) уровнем предоставляемых политических свобод;
3) объемом произведенных товаров и услуг;
4) мобильностью трудовых ресурсов. (3)
14.Бюджетная политика государства регулирует:
1) кредитование предприятий;
2) размеры дивидендов акционеров;
3) объем денежной массы в обращении;
4) расходы на социальные программы. (4)
15. Прибыль создается в процессе:
1) распределения;
2) производства;
3) сбора налогов;
4) обмена. (2)
16. Основной целью экономической деятельности является:
1) регулирование социальных отношений;
2) производство материальных благ;
3) внедрение новых технологий,4
4) распределение ограниченных природных ресурсов. (2)
17. На поведение потребителя в условиях рынка непосредственно влияет(ют):
1) способы экономического сотрудничества людей;
2) цены на товар;
3) численность частных предприятий;
4) размеры дотаций предпринимателям. (2)
18. В рыночной экономике, в отличие от административно-командной экономики, производителя характеризует:
1) экономное ведение дела;
2) экономическая самостоятельность;
3) соблюдение трудовой этики;
4) стремление повышать квалификацию. (2)
19. В перечне источников доходов потребителя является(ются) лишним:
1) дивиденды по акциям;
2) налог на наследство;
3) собственность;
4) пособие по безработице. (2)
20. Основной целью экономической деятельности является:
1) производство материальных благ;
2) научно-технический прогресс;
3) разработка ресурсосберегающих технологий;
4) взаимодействие государства и производителей. (1)
21. Государственный бюджет фиксирует:
1) прибыль и издержки общественного производства;
2) доходы и расходы государства;
3) размеры потребления на душу населения;
4) размер денежной массы в обращении. (4)
22. Экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является исключительно результатом взаимодействия продавцов и покупателей в процессе свого обмена, называется:
1) традиционной экономикой;
2) рыночной экономикой;
3) командной экономикой;
4) смешанной экономикой. (2)
23. Спрос и предложение на легковые автомобили формируется:
1) на рынке труда;
2) рынке товаров и услуг;
3) рынке средств производства;
4) рынке капиталов. (2)
24. Рыночная экономика всегда побуждает товаропроизводителя:
1) увеличивать расходы материалов на единицу продукции;
2) повышать эффективность производства;
3) выделять крупные средства на фундаментальные научные исследования;
4) сохранять природную среду. (2)
25. Согласно экономической теории при повышении цен на автомашины на потребительском рынке:
1) спрос увеличивается;
2) предложение уменьшается;
3) спрос уменьшается;
4) спрос и предложение остаются неизменными. (3)
26. На рынке, где существует конкуренция, равновесная цена определяется:
1) решением покупателей, желающих купить товар;
2) производителями, желающими получить прибыль;
3) предприятиями оптовой торговли;
4) желанием покупателей купить все товары, которые продавцы захотят продать. (1)
27. Государство в рыночной экономике оказывает влияние на производителя:
1) используя директивное планирование производства;
2) устанавливая цены на потребительские товары;
3) поддерживая конкуренцию производителей;
4) определяя объемы производства на всех предприятиях. (3)
28. Государство регулирует рыночную экономику:
1) устанавливая цены на товары;
2) изменяя систему налогов;
3) определяя объемы производства;
4) снабжая предприятия сырьем и материалами. (2)
29. Спрос и предложение на рабочую силу формируется:
1) на рынке капитала;
2) рынке средств производства;
3) рынке материалов и сырья;
4) рынке труда. (4)
30. Конкуренция производителей в рыночной экономике:
1) приводит к снижению налогов;
2) ведет к застою;
3) уравновешивает спрос и предложение;
4) приводит к снижению объемов производства. (3)
31. Верны ли следующие суждения?
А. Командная экономика – это экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют использование ограниченных ресурсов.
Б. Командная экономика – это экономическая система, в которой действует административно-распределительный способ хозяйствования.
1) верно А;
2) верно Б;
3) верны и А и ;
4) оба суждения неверны. (2)
32. Верны ли следующие суждения?
А. Рыночные отношения расширяют границы демократических свобод в обществе.
Б. Демократия несовместима с рыночной стихией.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А и Б;
4) оба суждения неверны. (1)
33. Верны ли следующие суждения?
А. Конкуренция выступает механизмом установления рыночных цен.
Б. Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А и Б;
4) оба суждения неверны. (3)
34. Какое слово пропущено в схеме?
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики
Денежно-кредитная политика | Бюджетно-налоговая политика | Правовое регулирование | ? |
(Программирование.)
35. Условием повышения производительности труда работника является:
1) высокая квалификация;
2) степень государственного регулирования производства;
3) внедрение достижений науки и техники;
4) разделение труда;
5) неограниченное использование природных ресурсов;
6) монотонный характер труда.
Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания. (1, 3, 4)
36. Перечислите характерные признаки командно-административной экономической системы (желательно указать не менее трех).
(Контроль за производством и распределением со стороны государства; преобладание государственной собственности на средства производства; централизованное ценообразование.)
37. Раскройте на примере различные проявления регулирующей роли рынка (желательно указать не менее трех проявлений).
1) рынок подсказывает производителю через рыночные цены, что, как и для кого производить;
2) рынок поддерживает в условиях конкуренции рационального производителя;
3) рынок уравновешивает затраты и результаты производства, способствуя рациональному использованию ограниченных ресурсов.
38. Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы: «Гораздо больше риска в том, чтобы ничего не предпринимать, нежели в неудаче» (Ф. Бэкон).
39. Выполните задания к тексту. (См.: Львов, Д. С. Реформы и промышленная политика. Труды Вольного экономического общества России. – М., – 1999. – С. 15.)
III. Работа с документом. Оплата труда в системе распределения
«Нынешняя заработная плата, особенно работников квалифицированного труда, является низкой не только сама по себе, но прежде всего по отношению к его производительности…
Известно, что по производительности труда наша страна в 3–4 и более раз уступает таким странам, как США, Германия, Франция, Канада и Италия. В то же время разрыв в уровне заработной платы существенно превышает разрыв в производительности труда. По отношению к передовым странам он ниже в 7–12 раз, а к развивающимся – в 2,5–4 раза… Наш работник на единицу заработной платы производит примерно в 3 раза больше продукции, чем в США. Оказывается, никто в мире не умеет так эффективно работать при столь мизерной, как в России, заработной плате.
Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже 3 долларов в час является предельной, обрекающей человека на полуголодное существование. Наша же заработная плата в 2–3 раза ниже…
У нас нет сейчас более важной задачи, чем поднять среднюю заработную плату до достойного уровня жизнеобеспечения населения. В этом состоит главная цель реформы. Это позволило бы развязать многие узлы в экономике, повысить восприимчивость экономики к научно-техническому прогрессу…
В процессе реформ были либерализованы все факторы производства, кроме главного – труда. Его оценка сохранилась на старом дореформенном уровне. В результате в процессе хозяйственной деятельности нашему работнику приходится обменивать свою нищенскую заработную плату на товары и услуги, цены на которые ускоренно приближаются к мировому уровню. Это оказывает разрушающее воздействие на стимулы человека к эффективному труду. Он перестает видеть перспективу и утрачивает связь между трудом и возможностями улучшения своей жизни… Труд по характеру своего проявления становится принудительным. В этой связи устранение диспропорций в оплате труда является… определяющим условием успешности проводимых реформ».
1) Как документ характеризует уровень оплаты труда российских работников?
2) Автор документа считает, что главная задача реформ – повышение средней заработной платы. Найдите в тексте аргументы в поддержку его позиции.
3) Охарактеризуйте причины сложившейся диспропорции в оплате труда.
4) Каковы отрицательные последствия нарушения пропорций в распределении результатов труда?
IV. Семинарское занятие по вопросам:
Какова роль экономической деятельности в жизни общества?
В чём особенности функционирования различных экономических систем?
Что такое право собственности?
Как рынок регулирует экономику?
Каким образом производство способно удовлетворить потребности людей?
От чего зависит успешность предпринимательской деятельности?
Зачем государство вмешивается в экономику?
Почему необходимо перераспределять общественные доходы?
Как можно сберечь и преумножить семейные доходы?
Каковы причины и последствия безработицы?
Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства?
V. Домашнее задание: индивидуально по результатам уроков