СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 8 класс. Практикум. Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация-практикум по обществознанию Экономика" предназначена для учителей и учащихся 8 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 8 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«обществознание, 8 класс. Практикум. Экономика»

7



Обществознание, 8 класс

У р о к 27-28

Тема. Экономика

Цель:

- проверить качество и прочность знаний учащихся по разделу «Экономика»;

- корректировать допущенные пробелы;

- продолжить экономическое воспитание

Понятия, термины: (указаны в уроках по §§ 11-22), основные - экономика, потребление, экономическая культура, экономический интерес.

Оборудование: §§ 11-22, заключение к главе III «Экономика», ?? на с. 180, тесты и задания к главе

Тип урока: повторительно-обобщающий

Хо д у р о к а

I. Вводная консультация по тестированию.

II. Тест.

1. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

1) налогообложение;

2) перепродажа ценных бумаг;

3) оформление лицензий;

4) изменение ставки банковских резервов. (4)

2. Рынок характеризуется:

1) стабильными ценами;

2) слабым интересом к фундаментальным научным исследованиям;

3) побуждением производителя к вложению капитала в долгосрочные проекты;

4) бережным отношением к использованию невосполнимых природных богатств. (2)

3. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:

1) национализации;

2) инфляции;

3) приватизации;

4) разгосударствления. (1)

4. Продажа или безвозмездная передача государственного имущества в собственность физических и юридических лиц называется ____________________________________________________________.

5. Верны ли следующие суждения?

А. На рынке товаров представлены: ценные бумаги, рабочая сила, средства производства.

Б. При всем многообразии видов рынков их объединяют единые механизмы функционирования.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны. (2)

6. Признаком рыночной экономики является:

1) преобладание государственной собственности;

2) директивное планирование производства;

3) централизованное ценообразование;

4) конкуренция товаропроизводителей. (4)

7. Государственный бюджет – это:

1) финансовый отчет правительства;

2) перечень планируемых доходов и расходов;

3) сумма расходов правительства за предшествующий год;

4) расчет прибылей и убытков государства. (2)

8. Конкуренция производителей в рыночной экономике:

1) способствует росту монополий;

2) приводит к снижению потребления;

3) уравновешивает спрос и предложение;

4) увеличивает объемы производства. (3)

9. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии:

1) низкого уровня безработицы;

2) высокого потребительского спроса;

3) разделения труда;

4) частной собственности на средства производства. (4)

10. Безработица возникает в результате:

1) экономического спада;

2) социального расслоения;

3) расширения производства;

4) специализации производства. (1)

11. Дефицит государственного бюджета означает:

1) уменьшение налогообложения;

2) увеличение социальных программ;

3) превышение расходов над доходами;

4) сокращение государственного долга. (3)

12. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодных условиях, – это…

1) коммерция;

2) рынок;

3) торговый оборот;

4) обмен. (2)

13. Уровень жизни населения в значительной степени определяется:

1) числом частных предприятий;

2) уровнем предоставляемых политических свобод;

3) объемом произведенных товаров и услуг;

4) мобильностью трудовых ресурсов. (3)

14.Бюджетная политика государства регулирует:

1) кредитование предприятий;

2) размеры дивидендов акционеров;

3) объем денежной массы в обращении;

4) расходы на социальные программы. (4)

15. Прибыль создается в процессе:

1) распределения;

2) производства;

3) сбора налогов;

4) обмена. (2)

16. Основной целью экономической деятельности является:

1) регулирование социальных отношений;

2) производство материальных благ;

3) внедрение новых технологий,4

4) распределение ограниченных природных ресурсов. (2)

17. На поведение потребителя в условиях рынка непосредственно влияет(ют):

1) способы экономического сотрудничества людей;

2) цены на товар;

3) численность частных предприятий;

4) размеры дотаций предпринимателям. (2)

18. В рыночной экономике, в отличие от административно-командной экономики, производителя характеризует:

1) экономное ведение дела;

2) экономическая самостоятельность;

3) соблюдение трудовой этики;

4) стремление повышать квалификацию. (2)

19. В перечне источников доходов потребителя является(ются) лишним:

1) дивиденды по акциям;

2) налог на наследство;

3) собственность;

4) пособие по безработице. (2)

20. Основной целью экономической деятельности является:

1) производство материальных благ;

2) научно-технический прогресс;

3) разработка ресурсосберегающих технологий;

4) взаимодействие государства и производителей. (1)

21. Государственный бюджет фиксирует:

1) прибыль и издержки общественного производства;

2) доходы и расходы государства;

3) размеры потребления на душу населения;

4) размер денежной массы в обращении. (4)

22. Экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является исключительно результатом взаимодействия продавцов и покупателей в процессе свого обмена, называется:

1) традиционной экономикой;

2) рыночной экономикой;

3) командной экономикой;

4) смешанной экономикой. (2)

23. Спрос и предложение на легковые автомобили формируется:

1) на рынке труда;

2) рынке товаров и услуг;

3) рынке средств производства;

4) рынке капиталов. (2)

24. Рыночная экономика всегда побуждает товаропроизводителя:

1) увеличивать расходы материалов на единицу продукции;

2) повышать эффективность производства;

3) выделять крупные средства на фундаментальные научные исследования;

4) сохранять природную среду. (2)

25. Согласно экономической теории при повышении цен на автомашины на потребительском рынке:

1) спрос увеличивается;

2) предложение уменьшается;

3) спрос уменьшается;

4) спрос и предложение остаются неизменными. (3)

26. На рынке, где существует конкуренция, равновесная цена определяется:

1) решением покупателей, желающих купить товар;

2) производителями, желающими получить прибыль;

3) предприятиями оптовой торговли;

4) желанием покупателей купить все товары, которые продавцы захотят продать. (1)

27. Государство в рыночной экономике оказывает влияние на производителя:

1) используя директивное планирование производства;

2) устанавливая цены на потребительские товары;

3) поддерживая конкуренцию производителей;

4) определяя объемы производства на всех предприятиях. (3)

28. Государство регулирует рыночную экономику:

1) устанавливая цены на товары;

2) изменяя систему налогов;

3) определяя объемы производства;

4) снабжая предприятия сырьем и материалами. (2)

29. Спрос и предложение на рабочую силу формируется:

1) на рынке капитала;

2) рынке средств производства;

3) рынке материалов и сырья;

4) рынке труда. (4)

30. Конкуренция производителей в рыночной экономике:

1) приводит к снижению налогов;

2) ведет к застою;

3) уравновешивает спрос и предложение;

4) приводит к снижению объемов производства. (3)

31. Верны ли следующие суждения?

А. Командная экономика – это экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют использование ограниченных ресурсов.

Б. Командная экономика – это экономическая система, в которой действует административно-распределительный способ хозяйствования.

1) верно А;

2) верно Б;

3) верны и А и ;

4) оба суждения неверны. (2)

32. Верны ли следующие суждения?

А. Рыночные отношения расширяют границы демократических свобод в обществе.

Б. Демократия несовместима с рыночной стихией.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны. (1)

33. Верны ли следующие суждения?

А. Конкуренция выступает механизмом установления рыночных цен.

Б. Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны. (3)

34. Какое слово пропущено в схеме?

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики

Денежно-кредитная политика

Бюджетно-налоговая политика

Правовое регулирование

?

(Программирование.)

35. Условием повышения производительности труда работника является:

1) высокая квалификация;

2) степень государственного регулирования производства;

3) внедрение достижений науки и техники;

4) разделение труда;

5) неограниченное использование природных ресурсов;

6) монотонный характер труда.

Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания. (1, 3, 4)

36. Перечислите характерные признаки командно-административной экономической системы (желательно указать не менее трех).

(Контроль за производством и распределением со стороны государства; преобладание государственной собственности на средства производства; централизованное ценообразование.)

37. Раскройте на примере различные проявления регулирующей роли рынка (желательно указать не менее трех проявлений).

1) рынок подсказывает производителю через рыночные цены, что, как и для кого производить;

2) рынок поддерживает в условиях конкуренции рационального производителя;

3) рынок уравновешивает затраты и результаты производства, способствуя рациональному использованию ограниченных ресурсов.

38. Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы: «Гораздо больше риска в том, чтобы ничего не предпринимать, нежели в неудаче» (Ф. Бэкон).

39. Выполните задания к тексту. (См.: Львов, Д. С. Реформы и промышленная политика. Труды Вольного экономического общества России. – М., – 1999. – С. 15.)

III. Работа с документом. Оплата труда в системе распределения

«Нынешняя заработная плата, особенно работников квалифицированного труда, является низкой не только сама по себе, но прежде всего по отношению к его производительности…

Известно, что по производительности труда наша страна в 3–4 и более раз уступает таким странам, как США, Германия, Франция, Канада и Италия. В то же время разрыв в уровне заработной платы существенно превышает разрыв в производительности труда. По отношению к передовым странам он ниже в 7–12 раз, а к развивающимся – в 2,5–4 раза… Наш работник на единицу заработной платы производит примерно в 3 раза больше продукции, чем в США. Оказывается, никто в мире не умеет так эффективно работать при столь мизерной, как в России, заработной плате.

Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже 3 долларов в час является предельной, обрекающей человека на полуголодное существование. Наша же заработная плата в 2–3 раза ниже…

У нас нет сейчас более важной задачи, чем поднять среднюю заработную плату до достойного уровня жизнеобеспечения населения. В этом состоит главная цель реформы. Это позволило бы развязать многие узлы в экономике, повысить восприимчивость экономики к научно-техническому прогрессу…

В процессе реформ были либерализованы все факторы производства, кроме главного – труда. Его оценка сохранилась на старом дореформенном уровне. В результате в процессе хозяйственной деятельности нашему работнику приходится обменивать свою нищенскую заработную плату на товары и услуги, цены на которые ускоренно приближаются к мировому уровню. Это оказывает разрушающее воздействие на стимулы человека к эффективному труду. Он перестает видеть перспективу и утрачивает связь между трудом и возможностями улучшения своей жизни… Труд по характеру своего проявления становится принудительным. В этой связи устранение диспропорций в оплате труда является… определяющим условием успешности проводимых реформ».

1) Как документ характеризует уровень оплаты труда российских работников?

2) Автор документа считает, что главная задача реформ – повышение средней заработной платы. Найдите в тексте аргументы в поддержку его позиции.

3) Охарактеризуйте причины сложившейся диспропорции в оплате труда.

4) Каковы отрицательные последствия нарушения пропорций в распределении результатов труда?

IV. Семинарское занятие по вопросам:

  1. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

  2. В чём особенности функционирования различных экономических систем?

  3. Что такое право собственности?

  4. Как рынок регулирует экономику?

  5. Каким образом производство способно удовлетворить потребности людей?

  6. От чего зависит успешность предпринимательской деятельности?

  7. Зачем государство вмешивается в экономику?

  8. Почему необходимо перераспределять общественные доходы?

  9. Как можно сберечь и преумножить семейные доходы?

  10. Каковы причины и последствия безработицы?

  11. Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства?

V. Домашнее задание: индивидуально по результатам уроков