СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучая других, учусь сама

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое эссе, размышления педагога о своей деятельности, роли учителя, и своей роли как учителя.

Просмотр содержимого документа
«Обучая других, учусь сама»

Педагогическое эссе

Эпиграф: обучая других, учусь сама.

            Я считаю, что любой предмет обладает большими возможностями для интеллектуального и нравственного развития учащихся, основанного на общечеловеческих ценностях, исторических фактах, событиях. И на своих уроках я делаю все для того, чтобы мои выпускники обладали определенными качествами личности, в частности,

- мы вместе учимся гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые нами знания могут быть применены в окружающей действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умело выходить из них;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

И моя роль как учителя заключается в том, чтобы умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность, помочь их взрослению – ставить их познавательному марафону преграды и помогать всем вместе и каждому в отдельности преодолевать их.

Я думаю так же, что учитель не должен быть раздатчиком готовой информации, он должен направлять и подталкивать учеников к тому, чтобы они сами открывали «информационное поле». При планировании своих уроков я стараюсь соблюдать дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении (разноуровневые творческие домашние задания с элементами поиска, анализа, выводами, тесты, зачеты, индивидуальные задания, нестандартные формы урока, ИКТ другие формы работы). При этом подходе, на мой взгляд, учащиеся приобретают  большую свободу действий. Появляется больше времени для работы с отстающими учащимися, не упуская из виду сильных, то есть создаются благоприятные условия для развития каждого ученика в соответствии с его способностями и возможностями, особенностями психического развития, с учетом особенностей характера.

Особенно часто я задумываюсь над тем, как оценивать знания на уроке. Что и как оценивать: результат или процесс? Выученный материал, произнесенный без ошибок, или выстраданную, самостоятельно рожденную мысль, высказанную с ошибками? И именно дифференцированный и индивидуальный подходы позволяют мне решить эту проблему. Ведь если оценивать не усилия, а знания, да еще в сравнении с сильными учениками, то практически ни у кого нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. А когда ученик знает, что его оценивают с учетом его способностей, затраченных им усилий, тогда он понимает, зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не только сами отметки, сколько знания.

Учась друг у друга, я с учениками на равных. 

Для меня очевидна необходимость работать по гибким учебным планам и программам, по альтернативным учебникам. Но даже самые лучшие все время будут отставать от жизни, и единственный, кто может дополнить любой учебник, трансформировать его и приспособить ко всем новым требованиям жизни, условиям класса, - это сам учитель.    

Каждый раз, приходя на урок, я вижу глаза своих учеников, таких разных: смешных, любознательных, задиристых. Догадываются ли они, что я тоже учусь у них? Учусь не забывать ощущение детства, не отстать от жизни, не постареть и не почувствовать себя всезнайкой. Учусь не вообразить, что я всегда права и имею право судить и оценивать других. Учусь не очерстветь. Я должна видеть глаза своих учеников – мы нужны друг другу. Это сущность счастья для меня. А еще я люблю не завершенность, а сотрудничество, дискуссию, учебу. Может быть, поэтому я – учитель!

Бугаева С.М. учитель физики МОУ «Викуловская СОШ №1»