СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее изложение по деформированному плану

Нажмите, чтобы узнать подробности

уточнить представление детей о структуре текста, развивать умение детей строить предложения правильно, редактировать текст, озаглавливать текст;

отрабатывать навык письма с «окошками»;

воспитывать бережное отношение к животным, развивать чувство ответственности за домашних животных.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение по деформированному плану»

Пронина Татьяна Алексеевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №44»

города Курска


Тема урока: Обучающее изложение по деформированному плану «Катина рыбка». УМК «Гармония».

Тип урока: ОНЗ

Цели урока: уточнить представление детей о структуре текста, развивать умение детей строить предложения правильно, редактировать текст, озаглавливать текст;

отрабатывать навык письма с «окошками»;

воспитывать бережное отношение к животным, развивать чувство ответственности за домашних животных.

Оборудование: у учителя – компьютер, проектор; у учащихся – листы с текстом изложения с «окошками», по 2 комплекта кругов на липкой основе красного, жёлтого и зелёного цветов.


Сценарий урока


  1. Мотивация к учебной деятельности


  1. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы будем писать ИЗЛОЖЕНИЕ, а поможет нам в этом компьютер.

Слайд 2

- Вспомните, что мы называем изложением? (ответы детей)

- Итак, изложением называется письменный пересказ текста.

Наша задача состоит в том, чтобы:

прочитать текст,

запомнить его, как можно лучше и

пересказать и записать, т.е. изложить то, что прочитали и запомнили, не искажая факты и события.


  1. Постановка учебной задачи

- Отгадайте загадку: Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы. (аквариум)

Слайд 3

- Как вы догадались, что речь идёт об аквариуме?

- А у кого дома есть аквариум?

- Кто у вас дома за ним ухаживает?

- Молодцы! Кто же догадался о чём будет текст?

IV. Чтение текста учителем

Слайд 4


V. Анализ текста. Озаглавливание текста.

- Понравился ли вам текст?

- Какова тема этого текста? (разные ответы детей)

- Так о ком этот текст: о дедушке, о рыбке или о девочке?

- Мнения у нас разделились. Давайте разберёмся. Прочитайте текст ещё раз и подумайте, какой заголовок на ваш взгляд больше всего подходит к этому тексту?

Слайд 5

Подарок

Катина рыбка

Аквариум

- Почему этот заголовок больше всего подходит к тексту? (дети обосновывают свой ответ)

- Почему же рыбка Катина, а может быть дедушкина?

Слайд 6

- Запишите название текста.


VI. Физминутка

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой водичке,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.


VII. Работа с деформированным планом.

- Что нам поможет пересказать текст? (план)

- Молодцы! Компьютер подготовил вам план.

Слайд 7

  1. Кого бросила Катя в воду?

  2. Кто подарил Кате аквариум?

  3. Что сделала рыбка?

  4. Какая рыбка там живёт?

- Что вы можете о нём сказать? ( это «рассыпанный», деформированный, перепутанный план)

- Давайте наведём порядок в этой записи. (дети восстанавливают план)

Слайды 8-11

- Какой пункт плана вы бы поставили на первое место? Почему? … и т.д.

- Молодцы! Вы смогли восстановить деформированный план. А что значит восстановить? (ответы детей)

- Т.е. восстановить события в логической последовательности.

- Ответим на вопросы плана и найдём слова, которые помогут пересказать этот текст. (Дети читают по одному вопросу и дают на него ответ. Одновременно на экране появляется слово-помощник.)

Слайд 12


VIII. Пересказ по плану.

- Перескажите этот текст, пользуясь планом. (1 ребёнок)


IX. Редактирование текста.

- Ребята, вы знаете, Незнайка тоже писал изложение по этому тексту. Вот, что у него получилось.

Слайд 13

Дедушка подарил Кате аквариум. В аквариуме живёт розовая рыбка с пышным хвостом. Катя бросила в аквариум червячка и постучала по стеклу. Рыбка подплыла и схватила корм.

- Ваше мнение об этом изложении?

Слайд 14

- Что же нам делать?

- Нужно отредактировать текст. Как заменить повторы? (заменить словами-указателями, синонимами)

- Отредактируем текст.

Слайд 15-16


X. Зрительная гимнастика.


XI. Орфографическая минутка.

- Молодцы! Вы хорошо поработали редакторами. А теперь решим орфографические задачи. Положите перед собой листики с текстом. Даю вам 3 минуты. Заполните столько «окошек», сколько успеете.

Слайд 17

Дети заполняют «окошки».

Слайд 18

На экране появляется текст со вставленными буквами.

- Проверьте себя. На месте выбора букв оставьте правильную букву.

- В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом. Прочитаем их орфографически. Это новые слова. Мы раньше с ними не встречались.


XII. Самостоятельное чтение текста детьми.


XIII. Запись текста. Слайд 19


XIV. Чтение готовых работ. (1—2 ребёнка)


XV. Взаимопроверка. Рефлексия.

- Сейчас вам предстоит проверить работу своего товарища. Если вы будете считать, что изложение написано правильно, без орфографических и речевых ошибок, то вклейте зелёный круг.

Слайд 20

На экране появляется зелёный круг и слово «Вперёд!»

- Если в изложении, на ваш взгляд, будут недочёты, то вклейте жёлтый круг.

На экране появляется жёлтый круг и слово «Внимание!»

- Если в изложении будут ошибки, орфографические или речевые, то вклейте красный круг.

На экране появляется красный круг и слово «Стоп!»

- Посмотрите на экран. Что вы можете сказать?

- Действительно, похоже на сигналы светофора. Просигнализируйте, т.е. помогите своему товарищу. Поменяйтесь тетрадями в паре и проверьте работу своего товарища.

- Верните тетради владельцам. Посмотрите на сигнал товарища. Проверьте ещё раз свою работу и вклейте тот круг, который вы считаете нужным.

- Поднимите руку, у кого цвет кругов совпал.

- Молодцы! А как же оценит вашу работу компьютер?

Слайд 21

- Урок окончен!

4