Пронина Татьяна Алексеевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №44»
города Курска
Тема урока: Обучающее изложение по деформированному плану «Катина рыбка». УМК «Гармония».
Тип урока: ОНЗ
Цели урока: уточнить представление детей о структуре текста, развивать умение детей строить предложения правильно, редактировать текст, озаглавливать текст;
отрабатывать навык письма с «окошками»;
воспитывать бережное отношение к животным, развивать чувство ответственности за домашних животных.
Оборудование: у учителя – компьютер, проектор; у учащихся – листы с текстом изложения с «окошками», по 2 комплекта кругов на липкой основе красного, жёлтого и зелёного цветов.
Сценарий урока
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы будем писать ИЗЛОЖЕНИЕ, а поможет нам в этом компьютер.
Слайд 2
- Вспомните, что мы называем изложением? (ответы детей)
- Итак, изложением называется письменный пересказ текста.
Наша задача состоит в том, чтобы:
прочитать текст,
запомнить его, как можно лучше и
пересказать и записать, т.е. изложить то, что прочитали и запомнили, не искажая факты и события.
Постановка учебной задачи
- Отгадайте загадку: Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы. (аквариум)
Слайд 3
- Как вы догадались, что речь идёт об аквариуме?
- А у кого дома есть аквариум?
- Кто у вас дома за ним ухаживает?
- Молодцы! Кто же догадался о чём будет текст?
IV. Чтение текста учителем
Слайд 4
V. Анализ текста. Озаглавливание текста.
- Понравился ли вам текст?
- Какова тема этого текста? (разные ответы детей)
- Так о ком этот текст: о дедушке, о рыбке или о девочке?
- Мнения у нас разделились. Давайте разберёмся. Прочитайте текст ещё раз и подумайте, какой заголовок на ваш взгляд больше всего подходит к этому тексту?
Слайд 5
Подарок
Катина рыбка
Аквариум
- Почему этот заголовок больше всего подходит к тексту? (дети обосновывают свой ответ)
- Почему же рыбка Катина, а может быть дедушкина?
Слайд 6
- Запишите название текста.
VI. Физминутка
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой водичке,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
VII. Работа с деформированным планом.
- Что нам поможет пересказать текст? (план)
- Молодцы! Компьютер подготовил вам план.
Слайд 7
Кого бросила Катя в воду?
Кто подарил Кате аквариум?
Что сделала рыбка?
Какая рыбка там живёт?
- Что вы можете о нём сказать? ( это «рассыпанный», деформированный, перепутанный план)
- Давайте наведём порядок в этой записи. (дети восстанавливают план)
Слайды 8-11
- Какой пункт плана вы бы поставили на первое место? Почему? … и т.д.
- Молодцы! Вы смогли восстановить деформированный план. А что значит восстановить? (ответы детей)
- Т.е. восстановить события в логической последовательности.
- Ответим на вопросы плана и найдём слова, которые помогут пересказать этот текст. (Дети читают по одному вопросу и дают на него ответ. Одновременно на экране появляется слово-помощник.)
Слайд 12
VIII. Пересказ по плану.
- Перескажите этот текст, пользуясь планом. (1 ребёнок)
IX. Редактирование текста.
- Ребята, вы знаете, Незнайка тоже писал изложение по этому тексту. Вот, что у него получилось.
Слайд 13
Дедушка подарил Кате аквариум. В аквариуме живёт розовая рыбка с пышным хвостом. Катя бросила в аквариум червячка и постучала по стеклу. Рыбка подплыла и схватила корм.
- Ваше мнение об этом изложении?
Слайд 14
- Что же нам делать?
- Нужно отредактировать текст. Как заменить повторы? (заменить словами-указателями, синонимами)
- Отредактируем текст.
Слайд 15-16
X. Зрительная гимнастика.
XI. Орфографическая минутка.
- Молодцы! Вы хорошо поработали редакторами. А теперь решим орфографические задачи. Положите перед собой листики с текстом. Даю вам 3 минуты. Заполните столько «окошек», сколько успеете.
Слайд 17
Дети заполняют «окошки».
Слайд 18
На экране появляется текст со вставленными буквами.
- Проверьте себя. На месте выбора букв оставьте правильную букву.
- В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом. Прочитаем их орфографически. Это новые слова. Мы раньше с ними не встречались.
XII. Самостоятельное чтение текста детьми.
XIII. Запись текста. Слайд 19
XIV. Чтение готовых работ. (1—2 ребёнка)
XV. Взаимопроверка. Рефлексия.
- Сейчас вам предстоит проверить работу своего товарища. Если вы будете считать, что изложение написано правильно, без орфографических и речевых ошибок, то вклейте зелёный круг.
Слайд 20
На экране появляется зелёный круг и слово «Вперёд!»
- Если в изложении, на ваш взгляд, будут недочёты, то вклейте жёлтый круг.
На экране появляется жёлтый круг и слово «Внимание!»
- Если в изложении будут ошибки, орфографические или речевые, то вклейте красный круг.
На экране появляется красный круг и слово «Стоп!»
- Посмотрите на экран. Что вы можете сказать?
- Действительно, похоже на сигналы светофора. Просигнализируйте, т.е. помогите своему товарищу. Поменяйтесь тетрадями в паре и проверьте работу своего товарища.
- Верните тетради владельцам. Посмотрите на сигнал товарища. Проверьте ещё раз свою работу и вклейте тот круг, который вы считаете нужным.
- Поднимите руку, у кого цвет кругов совпал.
- Молодцы! А как же оценит вашу работу компьютер?
Слайд 21
- Урок окончен!
4