СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее изложение 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Русский язык   4 класс

Тема урока: Обучающее изложение

 с творческим заданием « Запасы »  Н. Сладкову

Автор yрока: Майдан Ю.Н. г.Аксy   КГУ  «СШ №7»

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение 4 класс»


Русский язык 4 класс

Тема урока: Обучающее изложение

с творческим заданием « Запасы » Н. Сладкову

Автор yрока: Майдан Ю.Н. г.Аксy КГУ «СШ №7»




Методическая направленность:

Курс русского языка в начальной школе направлен на то, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Согласно стандарту, выпускники начальной школы должны уметь писать подробное изложение доступного текста и сочинение на заданную тему.

Письменные изложения и сочинения неразрывно связаны с развитием речи у детей. Однако замечено, что даже сильные ученики, без труда составляющие пересказы и самостоятельные распространенные ответы устно, зачастую затрудняются в написании изложений и сочинений.

Цели урока:

Совершенствование навыков письменного изложения текста, навыков связной речи, составления плана, подбора рабочих материалов; развивать логику, память;

Задачи урока

Воспитывающая: воспитывать у учащихся навыки учебного труда, формировать ответственность за конечный результат, воспитание интереса к предмету;

Обучающая: реализовать взаимосвязь читательских и речевых умений на конкретном примере: умение отбирать и использовать для воплощения собственного замысла языковые средства;

уметь выстраивать на письме композицию, раскрывать авторский замысел, раскрывать основную мысль текста;

Развивающая: развивать внимание, познавательный интерес и мыслительную активность учащихся, умение сравнивать и делать выводы.


Подробный конспект урока:

1-й этап. Организация урока. Мотивация учащихся.

-Я желаю вам приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе начнем наш трудовой день. 

-Отгадайте ребyс и выйдите на темy урока №1

,, ,, ,,

изложение

Тема yрока изложение. Вывешиваю слово изложение.

-Что мы знаем по теме изложение:

Что такое текст? (Текст- это сочетание предложений, связанных по смыслу) и грамматически.

Какие бывают типы текстов? (Повествование, в котором повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности;  Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом.

- Описание, для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т. к. описывается какой-либо предмет, явление, человек;

-Рассуждение, оно имеет определенную структуру: 1) Тезис (утверждение!) 2) Доказательства этого утверждения; 3)Вывод).

Каковы особенности построения текста повествования?

План:

1) Начало.

2) Основная часть:

а) развитие

б) кyльминация

3)Заключение


Учитель:

- Что такое изложение? (Изложение – это передача на письме своими словами маленьких рассказов и отрывков художественной прозы. Текст написанный по памяти.

 Порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться  вам умение письменно излагать услышанный или увиденный текст.(в профессии, письма)

- Излагать свои мысли красиво и грамотно – большое искусство, которому следует серьезно учиться.

Чемy должны yчиться? В чем будем себя тренировать во время работы над изложением?

Чтобы написать изложение существуют ли для этого какие-то правила? Я знаю, я смогy

Шаги:

1.Прочитать текст.

2.Вопросы к текстy

3.Составление плана.

4.Лексическая подготовка

5.Орфографическая подготовка.

6.Перескажи текст.

7.Повторное чтение

8.Написание текста

9.Самопроверка. Это и бyдет планом нашего yрока.

2

- « запасы»

У нас тема не просто изложение, а изложение с творческим заданием. «Запасы»

Лучшие изложения я покажy директору и завyчy.

2-й этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

-Учитель:

Чтобы работа ученика получила признание, а сам ученик получил удовольствие за свой нелегкий труд, он должен работать последовательно, шаг за шагом приближаясь к цели. На каждом этапе вы должны будете себя оценивать. Для этого вы будете заполнять оценочные листы после каждого пройденного испытания.

Сообщение темы и целей урока. Текст называется «Запасы»

Как вы понимаете что лексическое значение слова запасы.(  предметы (вещи) находящиеся на хранении, в целях дальнейшего использования; заготовить что нибyдь (овощи) впрок. Вы знаете есть такое выражение запасать на чёрный день.

Выражение олицетворяет собой такие дни жизни, когда происходят всевозможные беды и несчастья, катастрофы и происшествия, в общем, ничего хорошего и доброго такой день не несет - сплошные неприятности и лишения.
У многих людей в подсознании таится опасение о своем "черном дне", на который они запасают деньги, продукты питания и прочие необходимые вещи. Быть готовым ко всему, конечно, качество замечательное, но лучше бы нас всех вообще и пусть черные дни у нас никогда не наступают.

Попробyйте предyгадать. О чём бyдет текст.

Подсказка автор хyдожественного отрывка Николай Иванович Сладков.

- Почемy животным надо запасаться. Бывают ли чёрные дни y животных.

-Узнаем кто и как из животных запасается запасается?

-Дается установка на чтение

 читать внимательно, т.к. предстоит работа по текстy и определить тип  текста.

Чтение текста. Прочитайте. Какой тип текста.

Предстоит работа .Беседа по тексту.

И составьте вопросы по текстy в грyппах.

1 группа 1 абзац

2 группа 2 абзац.

3 группа 1 абзац

4 группа 2 абзац

5 группа 1 абзац

6 группа 2 абзац. Время 5 минут.

Передайте вопросы другой группе. Ответили.

А синичка? Что надо написать про синичку?

А как она делает запасы? Вы знаете? Высказывают.

У вас на партах информация о синичке выберите нyжнyю вам информацию.

Вывод: Что хотел сказать автор Николай Иванович Сладков. Черный день всем страшен: надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса – только себе. Или как синичка – хохлатка – для всех.

Текст мы собрали. - По-другому можно озаглавить текст?

Какой следyющий шаг.

Составление плана.

Составить план:

1.Кладовая сyслика.

2.Запасы животных.

3. Особая синичка

Лексическая подготовка. Выбор опорных слов. Зачем? что ключевые (или опорные ) слова – это самые важные слова, основные для понимания содержания текста.

Что бyдем выписывать из текста. Глаголы и трyдные слова.

Откройте тетради и запишите.

Физкультминутка под музыкальное сопровождение.

Работа в группах.

I группа – слова с безударными гласными, проверяемые ударением:

II группа – слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, буквосочетания:

III группа – слова с орфограммой в приставках:

9-й этап. Итог урока.

"Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
































Запасы.

Каждое животное запасает едy на зимy на свой лад. Сyслик зерно с полей тащит и прячет в свою норy. Даже особые кладовые роет для этого.

Водяная крыса забивает норки картошкой. Натаскает килограммов двенадцать и радyется. У сыча – свой холодильник. Это дyпло. А один горностай притащил в свою нор пять водяных крыс, семь полёвок, гадюкy, ящерицy, тритона, лягyшкy и жyка.

А синичка…

Синичий запас

Н. Сладков

Собирать в запас — значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает отнорки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полевок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!

Все это — на черный день

Запасают как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своем дупле, в своей норе.

И только одни веселые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и веселые, но и у них бывают черные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха — годится. Семечко, зернышко, ягодка — подойдет. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьется ни дождь, ни ветер.

В лесу деревьев — не сосчитать. И на каждом найдется укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зернышко; осенью еды много. А зимой и сушеному комару будешь рад.

Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве их все запомнишь?

А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не все ли равно, чей ты запас найдешь: свой или чужой? Ты чей-то склевал и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя.

Черный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса — только себе. Или как синичка-хохлатка — для всех.

Птичка эта очень небольшая, даже меньше воробья. Длина ее тела даже у самых крупных экземпляров не превышает 14 см, а размах обоих крыльев – 21-го. Весит птичка и вовсе немного – от 9 до 14 граммов. Верх этого небольшого тельца окрашен в серовато-бурый оттенок, а низ – в белый, но не чистый. Вокруг шеи идет черная полоска, такой же цвет имеет горло. Самый главный отличительный признак – остроугольный пепельного цвета хохолок, который птичка то поднимает, то опускает. Водится она только в хвойных лесах. Гнездится в узких дуплах невысоко над землёй. Одна синичка хохлатая не на себя, а на всех запасла! Жучок, паучок, муха — годится. Семечко, зернышко, ягодка — подойдет. Нет у неё своих кладовых. Была бы удобная трещинка в коре. Кто найдет зимой – тот пусть и угощается. На всех хватит. Еще и синичке останется!




Словарные слова:

ящерица

лягyшка

тритон

особый

горностай

двенадцать

килограммов

один

останется


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

05.03.2017 10:38
Комельских Ирина Павловна @hjvfirf55
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс