Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. | Приветствие. Эмоц. настрой Проверка готовности к уроку (рабочее место). | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Ивановна, и сегодня урок проведу у вас я, присаживайтесь. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник "Азбука", пенал, раздаточный материал. | Учитель приветствует учащихся. Эмоционально настраивает учащихся на урок. Проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, оборудование). | Приветствуют учителя. Слушают учителя, эмоционально настраиваются на работу. Готовятся к уроку, организуют своё рабочее место. |
II. Речевая разминка. Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению. | Упражнения для отработки дикции (чтение скороговорки). | - Прежде чем мы начнем изучать новый материал подготовим артикуляционный аппарат к чтению. - Я прочитаю вам скороговорку, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь повторить ее вместе со мной. - У елки иголки колки. - Прочитайте эту скороговорку хором вместе со мной сначала тихо, затем постепенно увеличивая громкость произношения. (Дети читают скороговорку хором вместе с учителем сначала в медленном темпе, затем в быстром темпе) - Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией. (У елки иголки колки?) - А теперь прочитайте скороговорку с восклицательной интонацией. (У елки иголки колки!) | Организует работу по подготовке артикуляционного аппарата к чтению, показывает образец произношения. | Проговаривают скороговорку вместе с учителем с разной интонацией, с повышение темпа голоса. |
III. Актуализация опорных знаний. Цель: выявление опорных знаний и способов действий. | Повторение знаний учащихся о речи, звуках речи и буквах. | - Когда мы говорим, что мы произносим и слышим? (Речь) - Какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная) - Какая речь называется устной? (Устная речь – это такая речь, которую мы произносим и слышим) - Какая речь называется письменной? (Письменная речь – это такая речь, которую мы видим и пишем) - Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений) - Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов) - Из чего состоят слова? ( Слова состоят из слогов) - Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков) - На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные звуки) - Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Когда мы произносим гласные, воздух проходит свободно через полость рта, без препятствия, а вот при образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта преграду) - Ребята, а с каким звуком мы познакомились на прошлом уроке? (Со звуком звуками [к] и [к’]) - Какой это звук? Согласный или гласный? (Согласный) - Какой буквой обозначают звуки [к] и [к’] на письме? (Буквой К) - Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем) - Сколько букв К вы знаете? (Две печатные и две письменные) - Охарактеризуйте звуки [к] и [к’] (Звук [к]-согласный, твердый; звук [к’]-согласный, мягкий) | Выявляет знания о звуках речи, буквах, задает вопросы учащимся. | Отвечают на вопросы учителя, показывая тем самым степень усвоения ранее изученного материала. |
IV. Мотивационно-целевой этап. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока; | Введение в тему урока | - Обратите внимание на экран. - Кто изображен на иллюстрации? (Кот и леший) - Что еще изображено? (Дуб, грибы, цепь, изба) - Знакомо ли вам произведение, которое изобразил художник? (Ответы детей) - Я прочитаю отрывок произведения, а вам надо будет определить его автора. (А.С. Пушкин) - Обратите внимание на портрет писателя. (Краткий рассказ) - Посмотрите на выставку книг со сказками А.С. Пушкина. - Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей) - Обратите внимание на отрывок произведения А.С. Пушкина под иллюстрацией. Какая буква выделена? (Буква «Т») - В каких словах? (Златая, том, кот, ходит) - Давайте хором произнесём каждое слово. - Ребята, кто догадался, какой букве вы будем уделять на уроке особое внимание? (Букве «Т») | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, использует загадку. | Слушают загадку, называют отгадку. Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность. |
Определение темы и задач урока | - Сегодня на уроке мы познакомимся с согласными звуками [т] и [т’] буквой «Т», которой обозначаются эти звуки на письме. - Определим задачи урока: - Познакомимся со звуками [т] и [т’] и буквой «Т»; - Будем учиться давать характеристику звукам [т] и [т’]; - Читать слоги, слова, предложения с изученной буквой. | Учитель обеспечивает принятие учащимися задач учебно-познавательной деятельности. | Дети формулируют тему и задачи урока под руководством учителя. |
V. Изучение нового материала. Цель: усвоение новых знаний и способов деятельности. | Слого-звуковой анализ слов «три», «пять» с опорой на предметную картинку. | - Откройте учебник на странице 53-ей. Это 5 и 3. - Посмотрите на предметную картинку что на ней изображено? (Кубики) - Посчитайте, сколько кубиков? - Произнесем слово «три» и определим количество слогов в этом слове. - Для этого поднесем к подбородку тыльную сторону ладони и медленно произнесем это слово. Сколько раз подбородок коснется ладошки столько слогов и будет. - Сколько слогов в этом слове? (Один слог) - Ребята, нам нужно определять на какой слог падает ударение? (Нет) - Почему? (В слове «три» один слог, на него падает ударение) - Хором прочитаем слог. (Три) - Из чего состоит слог «три»? (Слог «три» состоит из примыкающего согласного звука [т] и слияния согласного мягкого звука [р’] и гласного звука [и]) - Обозначим этот слог на схеме. (Учитель выставляет схему слова на доске) - Проговорим слово «три» по схеме. - Хором прочитаем первый слог. (Три) - Произнесите хором первый звук в слоге «три». (Звук [т]) - Какой он гласный или согласный? (Согласный) - Докажите, что звук [т] согласный. (При произношении звука [т] воздушная струя встречает преграды на своем пути, этот звук мы не можем протянуть, пропеть) - Как произносится звук [т] твердо или мягко? (Твердо) ВЫВОД: - Охарактеризуйте звук [т], какой он? (Звук [т] – согласный, твердый) - Посмотрите на вторую предметную картинку, что на ней изображено? (кубики) - Посчитайте, сколько кубиков? - Произнесем слово «пять» и определим количество слогов в этом слове. - Для этого поднесем к подбородку тыльную сторону ладони и медленно произнесем это слово. Сколько раз подбородок коснется ладошки столько слогов и будет. - Сколько слогов в этом слове? (Один слог) - Ребята, нам нужно определять на кокой слог падает ударение? (Нет) - Почему? (В слове «три» один слог, на него падает ударение) - Произнесем слог «пять», из чего он состоит? (Слог «пять» состоит из слияния согласного мягкого звука [п’] и гласного звука [а] и согласного мягкого звука [т’] вне слияния) - Обозначим этот слог на схеме. (Учитель выставляет схему слова на доске) - Проговорим слово «пять» по схеме. - Хором произнесем первый слог. (Пять) - Произнесите хором последний звук в слоге «пять». (Звук [т’]) - Какой он гласный или согласный? (Согласный) - Почему? - Как произносится звук [т’] твердо или мягко? (Мягко) - Охарактеризуйте звук [т’], какой он? (Звук [т’] – согласный, мягкий) Вывод: - С какими звуками мы познакомились? Назовите их, охарактеризуйте. (Мы познакомились с согласными звуками [т], [т’]) Звук [т] – согласный, твердый. Звук [т’] – согласный, мягкий | Учитель проводит слого-звуковой анализ слова «лес», «лось» организует работу над лексическим значение слова, выделяет изучаемые звуки, работает над их характеристикой, подводит учащихся к выводам, обобщает. | Учащиеся рассматривают предметную картинку, определяют, что на ней изображено, делят слово на слоги, называют ударный слог, определяют структуру слога, выделяют изучаемые звуки, дают им характеристику. |
Игра «Твердый, мягкий» | - А сейчас проверю, как вы умеете различать звуки. Я буду называть слова с твердым и мягким согласным звуком [т], [т’], а вы внимательно слушаете, если вы услышите согласный мягкий звук, хлопните в ладоши, а если вы услышите согласный твердый звук – не хлопайте в ладоши. - Телевизор (Хлопают в ладоши) - Тень (Хлопают в ладоши) - Бутылка (Не хлопают в ладоши) - Танк (Не хлопают в ладоши) - Картина (Хлопают в ладоши) - Гитара (Не хлопают в ладоши) - Стол (Не хлопают в ладоши) - Тигр (Хлопают в ладоши) | Организует работу по различению в словах изученных Проводит упражнения в игровой форме в словах изученных. | Совершают активные действия под руководством учителя, различают в словах. |
Знакомство с буквой «Т». | - Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются буквой «Т» (Показ учителем образца букв на доске) - Сколько всего букв «Т»? (4 – 2 печатные и 2 письменные) - А где вы можете встретить печатную букву «Т»? (В книгах, в журналах, в газетах) - А письменную букву «Т»? (В прописях, в тетрадях) - Посмотрите на слайд и скажите, на что похожа буква «Т»? (Ответы детей) | Знакомит с артикуляцией звука, характеризует звук вместе с учащимися. | Произносят звуки, наблюдают за произношением, дают характеристику по схеме. |
Работа с лентой букв. | - Найдите букву Т на ленте букв. - В каком ряду она находится? (Во 2 ряду) - Какие буквы гласные или согласные находятся в этом ряду? (Согласные) - Какой вывод мы можем сделать? (Буква «Т» – согласная, обозначает согласный звук) Вывод: буква «Т» – согласная, обозначает согласные звуки [т], [т’]. | Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует ее выполнение, подводит учащихся к выводам, обобщает. | Находят букву к на ленте букв, определяют место буквы на ленте букв, делают выводы. |
Чтение столбиков слогов (учебник стр. 53). | - Сейчас мы прочитаем слоги –слияния под предметными картинками. - Поставили пальчик (закладочки) и приготовились следить. - Прочитайте слоги хором сверху вниз (Ты, ту, ти, та, то) - Прочитайте слоги снизу вверх (То, та, ти, ту, ты) - Прочитайте слоги, в которых согласный звук произносится твердо. (Ты, ту, та, то) - Какие гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного? (Гласные буквы ы, у, а, о обозначают твердость предшествующего согласного звука) - Прочитайте слоги, в которых согласный звук произносится мягко. (Ти) - Какая гласная буква обозначает мягкость предшествующего согласного? (Гласная буква и обозначает мягкость предшествующего согласного звука) | Организует работу по чтению слогов-слияний, отрабатывает технику чтения слогов, поводит учащихся к выводам, обобщает. | Читают слова с пометами, определяют количество слогов в словах, ударный слог, сравнивают, классифицируют слова по группам, делают выводы под руководством учителя. |
Физминутка. | - Ребята, пришло время отдохнуть. Выходим все из-за своих рабочих мест, смотрим на меня и выполняем упражнения. Потрудились — отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнения. | Выполняют движения по образцу учителя. |
Чтение слов с пометами. | - Обратите внимание на слова на странице 53-ей это 5 и 3. - Прочитаем слова хором. (Кот, котик, окуни, Никита) - Прочитайте первое слово. (Кот) - Кто такой кот? (Это домашнее животное) - Прочитайте второе слово. (Котик) - Чем отличается слово «котик» от слова «кот»? (Котик – это уменьшительно ласкательное слово) - Прочитайте третье слово. (Окуни) - Кто такие окуни? (Это рыбы) - Прочитайте последнее слово. (Никита) - Почему это слово написано с заглавной буквы? (Это имя, а имена пишутся с заглавной буквы) - В каких словах буква «Т» стоит в конце слова? (Кот, Никита) - Какой звук обозначает буква «Т» в этих словах? (В словах «кот» и «Никита» буква «Т» обозначает согласный твердый звук [т]) - В каком слове буква «Т» стоит в середине слова? (Котик) - Какой звук обозначает буква «Т» в этом слове? (В слове «котик» буква «Т» обозначает согласный мягкий звук [т’]) | Проводит грамматико-орфографические наблюдения над словами, лексическую работу со словами, сравнение, классификацию, обобщение слов, готовит к чтению текстов. | Читают текст по предложениям, отвечают на вопросы по содержанию текста, находят в тексте слова с изученным звуком, рассматривают иллюстрацию к тексту, соотносят ее с текстом, составляют связный рассказ по иллюстрации. |
VI. Закрепление знаний. | Чтение текста, работа с иллюстрацией (Учебник, стр.53) | - Ребята, обратите внимание на текст в учебнике на странице 53-ей это 5 и 3. - Сейчас я прочитаю этот текст вслух, а вы поставьте пальчики (закладочки) и приготовьтесь следить. После прочтения вы должны ответить на вопрос «О ком говориться в тексте?» (Учитель читает текст) (После учителя читает ученик) - О ком говорится в тексте? (В тексте говориться о…) - ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТЕ? - Как звали детей? - Кто был у Тани и Никиты? - Что делал кот? - В каких словах встречается буква Т? Назовите их. Работа по 54-ой странице | Организует работу с текстом, проводит анализ содержания и структурный анализ текста. | Читают текст индивидуально, отвечают на вопросы учителя по содержанию текста, считают количества предложений в тексте, находят слова с изученной буквой. Соотносят иллюстрации с текстом. |
VII. Итог урока | Обобщающая беседа Рефлексия | -С какой буквой сегодня познакомились? - Какой звук обозначает эта буква? - С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке? - Какой буквой обозначается этот звук на письме? - Какие трудности испытывали на уроке? - Что больше всего понравилось? - На столах у вас лежат карточки. Найдите слова, где есть буква «ё» и подчеркните их. | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока, проводит обобщающую беседу по изученному материалу. Осуществляет рефлексивно-оценочную деятельность, побуждает к оценке результатов деятельности. | Оценивают свои достижения на уроке, выявляют трудности, самостоятельно подводят итоги. |