СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если ты говоришь с человеком на том языке,

который он понимает, то ты говоришь с его головой.

Если ты говоришь с человеком на его родном языке,

то ты говоришь с его сердцем

Просмотр содержимого документа
«Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности»

Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности

Свое выступление я хотела бы начать со слов Нельсона Манделы:

(слайд 2)

Если ты говоришь с человеком на том языке,

который он понимает, то ты говоришь с его головой.

Если ты говоришь с человеком на его родном языке,

то ты говоришь с его сердцем.

И действительно одна из составных задач, которые ставит преподаватели перед собой, обучая иностранному языку – это умение владеть словами. Часто задают вопрос: что нужно, чтобы говорить на иностранном языке?

“Прежде всего, знать слова” Если учащийся может вспомнить эквивалент родного слова, если может прочесть и написать каждое это слово, если он понимает и слышит их, тогда можно сказать, что учащийся знает слова. Но это еще не значит, что учащийся может говорить на иностранном языке.

В отечественной и зарубежной методической литературе одной из основных проблем в настоящее время является работа над лексикой.
Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.
думаю, что работу по презентации лексики необходимо начинать задолго до начала работы над темой.

Лексика в системе обучения иностранному языку является важнейшим компонентом речевой деятельности. Лексика изучает: (слайд 3) лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, антонимы, синонимы, омонимы, переносное значение слов, прямое значение слов.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа: (слайд 4)

Ознакомление

Первичное закрепление

Развитие умения использования навыков в различных видах речевой деятельности.

Первые два этапа часто объединяют в один - презентация лексики. Этап презентации играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой.

Основные этапы презентации лексики (слайд 5)
Работа на слуховой основе

первичное звуковое  предъявление слова( Я произношу новые слова)

воспроизведение слова учащимися (Дети повторяют слова вслед за мной или диктором).

вторичное предъявление слова и его семантизация

контроль понимания

употребление слова в контексте (микроситуация)

Работа на графической основе

запись слова

упражнения в чтении

упражнения в письме

Я обычно рекомендую учащимся в помощь обучения лексики (слайд 6)

На уроке английского языка учащиеся учат много слов, и как их запомнить, я бы предложила вам ряд рекомендаций.

1.Записать все изученные новые слова в словарь (слово-транскрипция-перевод)

2. Прочитать их вслух, а затем про себя (5 раз)

3. Запомнить (выучить) перевод каждого слова

4. Закрыть столбик («слово» в словаре) и прочитать его транскрипцию и перевод

5. Закрыть следующий столбик («транскрипция») и прочитать слово и его перевод

6. Закрыть последний столбик в словаре («перевод») и перевести данное слово без помощи

7. Открыть тетрадь и прописать каждое слово по строчке

8. Смотреть на перевод данного слова и самому постараться написать слово по-английски.

Есть много приемов закрепления новой лексики:

5. Я бы хотела подробней остановиться на подборе синонимов и антонимов к заданному слову-учитывая формат ОГЭ и ЕГЭ. Выявление разницы в значениях. Объяснение этих различий на изучаемом языке.
Возможность использования синонимов на уроках английского языка с целью расширения словарного запаса можно проследить в следующих видах упражнений:

1.нахождение синонимов в тексте (являются одними из наиболее эффективных способов подготовки к пересказу); Учащимся предлагается для чтения следующий текст:

It was a good day yesterday! My brother and I got up at 7 o'clock. We like getting up early. We had a good breakfast. The weather was good so we went for a walk. We like going to the park where we meet a lot of friends. Yesterday we met Ann there. She is a good girl and she likes playing with us. She also likes drawing good flowers and good animals. She showed us her good pictures. Then we all went to the river and spent the whole day there. We had a good time!

Задание: Замените повторяющиеся слова синонимами, используя слова для справок:

like: love, enjoy, be fond of; good: beautiful, pretty, wonderful, fine, lovely, nice.


2.подбор синонимов к данным словам Подберите синонимы к данным словам( слайд 7)

  • Awful — dreadful, terrible, horrible — ужасный, отвратительный, страшный

  • Angry — mad, furious, exasperated — злой, раздраженный, взбешенный

  • Brave — courageous, fearless, heroic, valiant — смелый, отважный, героический

  • Cry — shout, yell, scream, roar — кричать, орать, вопить

  • Calm — quiet, peaceful, still — спокойный, тихий, мирный

  • Dull — boring, uninteresting, slow — скучный, утомительный, неинтересный

  • Idea— thought, concept, understanding, view — идея, замысел, концепция

  • Happy — joyful, cheerful, glad, pleased — счастливый, довольный, веселый



3.образование синонимического ряда, градация синонимов, работа по выявлению оттенков значения; Образование синонимического ряда, градация синонимов, работа по выявлению оттенков значения

4.использование синонимов в предложении (например, вставьте в предложения слова alone и lonely, обоснуйте свой выбор; для объяснения разницы в значениях синонимов можно продемонстрировать картинки);

5.подбор синонимов к разным значениям многозначного слова (такая работа позволяет расширить знания учащихся по синонимии, не прибегая к введению новой лексики

6. усвоение различной грамматической специфики синонимов (что изменится в предложении при замене слов синонимами: everyone – all; a lot of – much\many; to tell – to say);

7.закрепление грамматики на материале синонимов (например, задание поставить прилагательные данного синонимического ряда в превосходную степень: cool – fresh – cold – frosty; horrible – dreadful – awful – frightful – fearful - terrible). использование синонимов на уроках обучения лексической стороне речи является действенным и способствует расширению словарного запаса учащихся.и облегчает припоминание слов т их включение в речевую деятельность

Изучение антонимов в английском языке помогает обогатить лексику, делает вашу речь богаче. Изучение антонимов ускоряет пополнение словарного запаса и делает его более осмысленным.

Примеры английских антонимов (слайд 8)

1. I am HAPPY when it is my birthday.
She was SAD when her puppy died.

HAPPY (счастливый)
SAD (грустный/несчастный)

2. We were EXCITED(взволнованы) about going to the concert.
She was BORED(ей было скучно) because there were many grammar exercises.

EXCITED (взволнованы)
BORED (ей было скучно)

3. She is BEAUTIFUL and wants to be a model.
A witch is normally very UGLY.

BEAUTIFUL (красивый)
UGLY (уродливый)

4. The desert is very DRY.
My towel is WET because it fell into the pool.

DRY (сухой)
WET (влажный)

5. Children can be NAUGHTY when they are two years old.
Your children can visit me any time because they are WELL-BEHAVED.

NAUGHTY (шаловливый)
WELL-BEHAVED (послушный)

6. The party next door was NOISY.
The mountains are very QUIET when it snows.

NOISY (шумный)
QUIET (тихий)

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика,

Задачи урока можно решить с помощью игровых методов обучения. (слайд 9)

В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Приведу несколько игровых примеров:

Замени картинку словами(слайд 10)

Словарный квадрат (слайд 11)

Задание: Кто быстрее справится с заданием «написать перевод к словам»

_______cash___________________mark____________________save________________tax____________________currency_________________pay_________________pound_________________notes____________________change______________gold___________________coin____________________fortune_______________silver__________________treasure_________________well-off ______ _______spend__________________funds___________________wealth_______________rich___________________statement________________price_________________money_________________interest__________________purse________________shopping_______________account__________________bank________________cheque_________________fee_________________________________________millionaire______________penny________________________________

Другой действенный и современный метод работы над лексикой метод компьютерной техники.:( слайд 12) Вставь пропущенные буквы в слова по теме «Еда»

Укажите правильный вариант перевода(слайд 13)

снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball


Какое из написанных слов является лишним по смыслу:

winter, February, cool, December, November, January

синквейн – универсальный прием, который можно использовать на любом этапе урока. На своих уроках я использую его в разных классах, начиная с пятого, при изучении практически всех тем. Иногда я применяю его в начале урока.

Ключевая компетенция современного образования как «научить учиться». Обучать таким действиям можно при помощи кластера.

Кластер (от англ. cluster - «гроздь», «группа») – это графический прием систематизации материала, но данный прием можно применять не только для систематизации, но и для введения, контроля, обобщения ранее изученного материала Преимущества использования кластера очевидны:

  • Ø Кластер, созданный руками учащихся, даѐт возможность учителю

отслеживать понимание учащимися темы.

  • Ø Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать

тех учащихся, кто этого не любит делать.

  • Ø В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей

группы, что даѐт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям

Приведу пример работы с кластером по теме

Кластер на тему “ Means of Travelling”(слайд 14)

составляют кластер, составляют предложения, используя лексику. В данном случае мы видим, что мысли «гроздятся», упорядочивают полученные знания.

Задача учителя рассмотреть способности ребенка и поспособствовать дальнейшему развитию его потенциала. А закончить свое выступление я бы хотела притчей о точке. (слайд 15)

Однажды учитель призвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла жирная черная точка.

"Что вы здесь видите?" — спросил учитель. "Точку", — ответил первый ученик. "Черную точку", — подтвердил другой. "Жирную черную точку", — уточнил третий. И тогда их любимый учитель заплакал. "Скажи нам, о чем ты так горько плачешь?" — удивились ученики. "Я плачу о том, что все мои ученики увидели только черную точку, и никто не заметил большого белого листа..." — ответил учитель. Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах! Только от личности учителя зависит скорость формирования личностных результатов, т.е. если учитель видит белый лист личности своего ученика, то сможет увидеть не только точку, поставленную жизненной ситуацией.

















Чтение текста:

It was a good day yesterday! My brother and I got up at 7 o'clock. We like getting up early. We had a good breakfast. The weather was good so we went for a walk. We like going to the park where we meet a lot of friends. Yesterday we met Ann there. She is a good girl and she likes playing with us. She also likes drawing good flowers and good animals. She showed us her good pictures. Then we all went to the river and spent the whole day there. We had a good time!

Задание: Замените повторяющиеся слова синонимами, используя слова для справок:

like: love, enjoy, be fond of; good: beautiful, pretty, wonderful, fine, lovely, nice.





Подберите синонимы к данным словам

  • Awful — — ужасный, отвратительный, страшный

  • Angry — — злой, раздраженный, взбешенный

  • Brave — — смелый, отважный, героический

  • Cry — — кричать, орать, вопить

  • Calm — — спокойный, тихий, мирный

  • Dull — — скучный, утомительный, неинтересный

  • Idea—  — идея, замысел, концепция

  • Happy — — счастливый, довольный, веселый









Вставьте пропущенные буквы в слова по теме «Еда»:



  • T-RKEY, D-CK, VE-L, LAM-, TRO-T, T-NA, CRA-FISH, O-STERS,

  • S-UR CR-AM, MARG-RIN-, MAY-NNA-SE, B-N, SEMOL-NA, RO-L









Написать перевод к словам

_______cash___________________mark____________________save________________tax____________________currency_________________pay_________________pound_________________notes____________________change______________gold___________________coin____________________fortune_______________silver__________________treasure_________________well-off ______ _______spend__________________funds___________________wealth_______________rich___________________statement________________price_________________money_________________interest__________________purse________________shopping_______________account__________________bank________________cheque_________________fee_________________________________________millionaire______________penny________________________________







Примеры английских антонимов:

1. I am HAPPY when it is my birthday.
She was when her puppy died.

2. We were EXCITED(взволнованы) about going to the concert.
She was (ей было скучно) because there were many grammar exercises.

3. She is BEAUTIFUL and wants to be a model.
A witch is normally very .

4. The desert is very DRY.
My towel is because it fell into the pool.

5. Children can be NAUGHTY when they are two years old.
Your children can visit me any time because they are .

6. The party next door was NOISY.
The mountains are very when it snows.











Рекомендации учащимся в помощь обучения лексики:


1.Записать все изученные новые слова в словарь (слово-транскрипция-перевод);


2. Прочитать их вслух, а затем про себя (5 раз);


3. Запомнить (выучить) перевод каждого слова;


4. Закрыть столбик («слово» в словаре) и прочитать его транскрипцию и перевод;


5. Закрыть следующий столбик («транскрипция») и прочитать слово и его перевод;


6. Закрыть последний столбик в словаре («перевод») и перевести данное слово без помощи;


7. Открыть тетрадь и прописать каждое слово по строчке;


8. Смотреть на перевод данного слова и самому постараться написать слово по-английски.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!