СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение младших школьников решению задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

При решении задач на уроках математики, в соответствии с требованиями ФГОС, учащихся должны освоить следующие основные виды деятельности:

  • Моделировать изученные зависимости.
  • Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.
  • Планировать решение задачи.
  • Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
  • Объяснять (пояснять) ход решения задачи.
  • Использовать вспомогательные модели для решения задачи.
  • Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
  • Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

Самостоятельно выбирать способ решения задачи

Просмотр содержимого документа
«Обучение младших школьников решению задач»

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ


Шмырева О.Н.

учитель начальных классов

При решении задач на уроках математики, в соответствии с требованиями ФГОС, учащихся должны освоить следующие основные виды деятельности:

  • Моделировать изученные зависимости.

  • Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.

  • Планировать решение задачи.

  • Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

  • Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

  • Использовать вспомогательные модели для решения задачи.

  • Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

  • Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

  • Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

На практике у многих учащихся отмечается недостаточный уровень сформированности умений решать задачи. Это связанно со следующими причинами: методика обучения решению задач (долгое время учителя обучали способам решения задач определённых видов, в то время как необходимо формировать обобщенные умения) и различный характер умственной деятельности у учащихся, который связан с различным уровнем возможностей (развитие мыслительных операций, отношение к учению и др.).

Психологи выделяют несколько уровней умения решать задачи.

Низкий уровень: учащиеся воспринимают задачу поверхностно, не понимают содержания, вычленяют несущественные элементы задачи, при решении беспорядочно манипулируют числовыми данными.

Средний уровень: учащиеся стремятся понять задачу, выделяют данные и искомое, но не могут установить систему связей между величинами, что затрудняет предвидение последующего хода решения.

Высокий уровень: учащиеся анализируют задачу, выделяют систему взаимосвязей между данными и искомым, планируют решение, видят разные способы решения, выделяют из них наиболее рациональный.

Таким образом, работа над задачей на уроке должна быть организованна так, чтобы она соответствовала возможностям учащихся, то есть необходимо дифференцировать процесс обучения решению задач. При этом важно обратить внимание на следующие моменты:

  • Задания должны быть подобраны так, чтобы даже слабоуспевающие проявили максимум самостоятельности, имели возможность развития. Не давая готового ответа, подвести слабоуспевающего ученика к самостоятельному поиску верного решения, стремясь не допустить упрощения или сокращения содержания образования ниже уровня минимально допустимых требований ФГОС.

  • Поднять детей на более высокую образовательную ступень, которая соответствует максимальным возможностям ребёнка в зоне его ближайшего развития (учение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития детей). Если ученик обучается в зоне своего актуального развития, без помощи выполняет задания за отведенное время, то не происходит развитие ребёнка, которое возможно только при интеллектуальном напряжении. Если при усложнении задания ребёнок испытывает трудности при его выполнении, но при оказании ему минимально необходимой помощи, он его выполняет, то обучение ребёнка происходит в зоне его ближайшего развития.

В зависимости от причин затруднения ребёнку может быть показан тот или иной вид помощи учителя. Различные виды помощи были разработаны кандидатом педагогических наук В. Ф. Харьковской:

1. Указание типа задачи.

2. Запись условия в виде схемы, таблицы, рисунка, значков.

3. Указание алгоритма решения.

4. Приведение аналогичной задачи, решенной ранее.

5. Наведение на поиск решения с помощью ассоциации.

6. Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задачи.

7. Называние ответа заранее.

8. Разбивка сложной задачи на ряд простых.

9. Постановка наводящих вопросов.

10. Указание правил, формул, на основании которых выполняется задание.

11. Предупреждение о наиболее типичных ошибках.

Принимая во внимание вышеуказанные виды помощи, на практике удалось найти способ организации работы над задачей в одно и то же время на уроке с разными группами учащихся. Учащиеся распределяются по группам в зависимости от умения решать задачи (высокий уровень – 1 группа, средний – 2 группа, низкий – 3 группа). Каждая группа работает с печатными карточками, которые содержат задания, связанные с анализом и решением одной и той же задачи. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход в обучении младших школьников решению задач.

Данный способ пригоден при различных формах организации работы на уроке: самостоятельная работа над задачей (учитель оказывает индивидуальную помощь отдельным учащимся), групповая работа (состав групп может быть одноуровневым или разноуровневым), работа под руководством учителя над задачей учащихся одного из уровней (другие работают самостоятельно).

Рассмотрим, как осуществляется работа над задачей во 2 классе.

Задача: «Миша и Рома заплатили за тетради 96 рублей. Сколько денег потратил каждый из мальчиков, если Миша купил 5 тетрадей, а Рома – 7 тетрадей»



1 группа

1. Начерти к задаче схему или запиши условие кратко.

2. Пользуясь схемой, найди несколько способов решения задачи.

3. Запиши решение задачи (по действием, выражением) и ответ.

4. Дополнительное задание.

  • Узнай, на сколько больше денег потратил Рома, чем Миша.

  • Узнай, сколько тетрадей могут купить мальчики вместе, если цена тетради уменьшится на 2 рубля.


2 группа

1. Внеси в схему недостающие данные и обозначь искомое.


96 руб.

М. Р.

_____________________________________________

5 т. -


2. Рассмотри рассуждения к задаче. Укажи последовательность действий и арифметические знаки каждого действия.

стоит одна тетрадь

потратил Миша

купили всего тетрадей

потратил Рома


3. Составь план решения задачи.

4. Запиши решение задачи и ответ.

5. Проверь себя (найденные части должны в сумме составить целое)


3 группа

1. Рассмотри схему к задаче.


96 руб.

М. Р.

_____________________________________________

5 т. - ? руб. 7 т. - ? руб.


2. Сколько тетрадей купили мальчики вместе? Вычисли.

3. Сколько стоит одна тетрадь? Вычисли.

4. Сколько денег потратил Миша? Вычисли.

5. Сколько денег потратил Рома? Вычисли.

6. Напиши ответ.

7. Проверь себя. (Миша потратил 40 рублей, Рома потратил 56 рублей)

Учитель, используя дифференцированный подход в обучении младших школьников решению задач, может сформировать умение решать задачи у всех детей в классе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!