СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение неговорящих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

педагогический инструментарийи при обучении неговорящих детей. игры на липучках

Просмотр содержимого документа
«Обучение неговорящих детей»

«Формирование навыка коммуникации у детей с тяжелой речевой патологией посредством письменной речи»

Методика рассчитана на неговорящих детей, представляет собой обучение альтернативному способу общения, позволяющему не только полноценно учиться в общеобразовательном учреждении. В основе такого обучения лежит письменная речь. Письменная речь - это не только то, посредством чего пишут, но и то, посредством чего читают. Обучение письменной речи- это, прежде всего, обучение чтению, на основе которого строится все обучение.

(1 слайд)

Глобальное чтение выбрано как одно из средств альтернативной коммуникации потому, что такой вид обучения чтению «…позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память» Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью глобального чтения для детей, которые родились с различными органическими повреждениями мозга. В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике глобального чтения мы идем в обратном порядке, от слова. Гленн Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Суть методики состоит в том, что ребенку предъявляют таблички со словами, написанными красными буквами и соответствующую картинку на несколько секунд, предъявление которой подкрепляется произнесением слова. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня. Важно отметить, что в настоящее время данная методика обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития.

(2,3 слайд)

Лото из прямых и обратных слогов, соответствующих изучаемой букве.
На этом этапе ребёнка обучают пользоваться своим умением читать – составлять слова из слогов и букв, сопоставляя составленное слово с картинкой изображением, имеющем для ребёнка определённый смысл, или отвечая на нетрудные вопросы (Как зовут маму? Как зовут тебя? и т.д.) при помощи букв разрезной или магнитной азбуки. Делая выбор из большого количества слогов, и отыскивая нужный, «неговорящий» ребёнок будет учиться членить речевой поток на звуки и соотносить услышанный звук с его символическим обозначением на письме – буквой.

Красочно оформленная карточка помогает обучающемуся сосредоточиться на задании по определению буквы. Её можно отдельно нарисовать, написать, слепить, создать страничку с этой буквой в рисунках. При этом развивается и мелкая моторика рук

(слайд 4-5)

Само обучение чтению не является процессом, заканчивающим развитие «неговорящих» детей. Наоборот, их развитие выходит на совершенно новый уровень. Овладение письменной речью – это отправная точка их дальнейшего развития. Когда навык чтения и понятийный аппарат ребёнка сформированы, можно переходить к следующему, второму этапу коррекционной работы.

Вторым этапом коррекционной работы является строение внутренней и письменной речи. Он включает в себя работу со словом (с существительным, глаголом, прилагательным отдельно) и работу с предложением.

Умение понятно излагать свои мысли приходит не само собой, ему надо обучать. Лучше всего для этой цели подходит авторская методика Л.Н. Ефименковой, изложенная в книге «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»[10].
Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над строением речи начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Соотнесение слова, обозначающего предмет, и изображения этого предмета на картинке не только расширит пассивный словарный запас, но и будет являться своеобразной контрольной точкой того, насколько хорошо ребёнок овладел навыком чтения, насколько хорошо понятен ему смысл прочитанного слова. Дальнейшая работа направлена на распространение и графическое оформление предложения. При работе с предлогами вставляет в предложение предлог, выбирая его из нескольких на карточках. Работа над связной речью заключается в формировании умения осознанно читать и предложения и и тесты. Самостоятельно составлять рассказы по сюжетным картинкам или серии сюжетных картинок посредством письменной речи.

Слайд № 6-7

Пример одной из страниц альбома с темами лото "Фрукты"
Эту работу также необходимо проводить параллельно с обучением глобальному чтению. Раскладывая лото на начальном этапе коррекционной работы, ребёнок, с одной стороны, учится работать по инструкции, а с другой стороны, у него появляется возможность продемонстрировать свои знания. Когда ребёнок активно выполняет задание можно контролировать ход учебного процесса. На последующем этапе работа с предметными картинками лото позволяет формировать мыслительную деятельность, основные логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизацию (выполняются задания на обобщение, «четвёртый – лишний», сортировка). Изображения на карточках лото должны быть чёткие, дискретные, недвусмысленными. Для того чтобы слить в одно целое смысл слова, его звучание и его письменное обозначение, изображение на карточках лото необходимо подписывать, желательно крупным красным шрифтом для активизации зрительных зон мозга.

Таким образом, работая с карточками с изображением предметов и написанным словом, обозначающим этот предмет, мы соединяем предмет и его словесное отражение. Здесь проявляется номинативная функция письменной речи. Эта функция речи играет существенную роль в формировании собственно речевого, фонематического слуха, поскольку отнесение слова к предмету создаёт условия для тонкого дифференцированного речевого слуха.

Систематические занятия по такой системе формируют и развивают когнитивные структуры, которые подготавливают ребёнка к принятию информации какого-то определённого, а не любого вида, и таким образом управляют его текущей познавательной деятельностью. В голове человека формируются внутренние психологические структуры, в которых представлена картина мира, общества и самого себя (репрезентативные структуры). Понятие репрезентации относится к способу описания и хранения в долговременной памяти знаний в широком смысле слова, включая образы, события, истории, слова, сюжеты, понятия, законы, теории и т.д. Знания эти хранятся в большинстве своём в виде более или менее обобщённо-абстрактных продуктов умственной переработки воспринятого. В этих продуктах представлены устойчивые инвариантные характеристики предметного мира, инвариантные отношения между многими его компонентами, а также инвариантные отношения между многими его компонентами. Хранящиеся в памяти продукты умственной (когнитивной) обработки образуют более или менее упорядоченные системы, состоящие из ряда подсистем и иерархических уровней. Эти системы представляют собой не только системы хранения знаний, но и средство познания. Они являются своего рода внутренними умственными психологическими формами, посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. Это те структуры, с помощью которых человек извлекает информацию, на которых происходит анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений и сведений. Чем больше они развиты, тем больше возможности получения, анализа и синтеза информации, тем больше видит и понимает человек в окружающем его мире и самом (слайд 15- 25)

Дальнейший просмотр слайдов.

В своей работе я использую дидактический материал на липучках. Это создает ситуацию успеха у обучающегося, расширяет интерес к познанию окружающего мира.

Обученные таким образом дети оказываются подготовленными к социализации и интеграции «особого» ребёнка в общество. 
Одной из самых важных рекомендаций является следующая: Разговаривайте с детьми! Общение на буквах должно стать их жизненной необходимостью. Обсуждайте с ними планы на день, желания, покупки, абсолютно всё. Осуществляйте их право на свободу слова! Это самый важный момент в нашем обучении! Это общение принесёт и Вам и Вашим детям массу удовольствия.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!