СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение сочинению разных жанров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к выполнению части С в итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. В программе изучается  классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Обучение сочинению разных жанров»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Богородицкая средняя общеобразовательная школа»


принято

на заседании методического

объединения учителей

Протокол №________

от «____»____________ 2014 г.


Руководитель МО_______/МагерМ.М./

согласовано

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

______________________

Солодкова Н.Т.

«____»_______________2014г.

утверждаю

Директор

________________________

Гракова Л.Г.


Приказ №_______

от «____»_____________2014 г.







Элективный курс по литературе




Обучение сочинению

разных жанров









Составила:




Магер Марина Михайловна,

учитель русского языка и литературы








2014 – 2015 уч.год.



Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинению разных жанров» составлена на основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя Г.М. Вялковой. - Волгоград: Учитель, 2009

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данный курс сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Цель данной программы:

  • помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;

  • совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.


Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к выполнению части С в итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.

Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.

Ожидаемый результат: развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений, формирование навыка написания сочинения-рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.

Формы обучения: урок-практикум, урок-лекция.


Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:

  1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. - М.: Просвещение,1986

  2. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в11 классе. - М:Просвещение,2001

  3. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант.-Н.Новгород,1994


Литература для учащихся:

  1. Павлова Т.И., Н.А. Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов – на - Дону: Легион 2011.

  2. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык .Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки-Ростов н/Д: Легион, 2010


Планируемые образовательные результаты учащихся


Учащиеся должны:

- знать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;


Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.




Тематическое планирование. 34 часа


урока

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата

1.

Сочинение, как текст.

Основные признаки текста.

1



2- 4.

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

3


5- 6.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

2


7.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

1


8-11

Своеобразие жанров сочинений.


4


12-14.

Выбор темы сочинения. Структура сочинения.

3


15-19.

Сочинение-рассуждение.

5


20-21.

Сочинение-характеристика.

2


22-23.

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.

2


24-26.

Анализ эпизода в школьном сочинении.

3


27-30.

Анализ стихотворения в школьном сочинении.

4


31-32.

Редактирование и рецензирование сочинений.

2


33.

Защита учащимися сочинений разных жанров.


1


34.

Резервный урок. Анализ прослушанных работ


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!