Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Богородицкая средняя общеобразовательная школа»
принято на заседании методического объединения учителей Протокол №________ от «____»____________ 2014 г. Руководитель МО_______/МагерМ.М./ | согласовано Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________________ Солодкова Н.Т. «____»_______________2014г. | утверждаю Директор ________________________ Гракова Л.Г. Приказ №_______ от «____»_____________2014 г. |
Элективный курс по литературе
Обучение сочинению
разных жанров
Составила:
| | Магер Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы |
2014 – 2015 уч.год.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинению разных жанров» составлена на основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя Г.М. Вялковой. - Волгоград: Учитель, 2009
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данный курс сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы:
помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к выполнению части С в итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.
Ожидаемый результат: развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений, формирование навыка написания сочинения-рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.
Формы обучения: урок-практикум, урок-лекция.
Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:
Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. - М.: Просвещение,1986
Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в11 классе. - М:Просвещение,2001
Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант.-Н.Новгород,1994
Литература для учащихся:
Павлова Т.И., Н.А. Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов – на - Дону: Легион 2011.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык .Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки-Ростов н/Д: Легион, 2010
Планируемые образовательные результаты учащихся
Учащиеся должны:
- знать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Тематическое планирование. 34 часа
№ урока | Наименование темы | Кол-во часов | Дата |
1. | Сочинение, как текст. Основные признаки текста. | 1 | |
2- 4. | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | 3 | |
5- 6. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. | 2 | |
7. | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | 1 | |
8-11 | Своеобразие жанров сочинений. | 4 | |
12-14. | Выбор темы сочинения. Структура сочинения. | 3 | |
15-19. | Сочинение-рассуждение. | 5 | |
20-21. | Сочинение-характеристика. | 2 | |
22-23. | Обобщающие сочинения. Принципы их построения. | 2 | |
24-26. | Анализ эпизода в школьном сочинении. | 3 | |
27-30. | Анализ стихотворения в школьном сочинении. | 4 | |
31-32. | Редактирование и рецензирование сочинений. | 2 | |
33. | Защита учащимися сочинений разных жанров. | 1 | |
34. | Резервный урок. Анализ прослушанных работ | 1 | |