Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
Помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном компоненте Государственного стандарта общего среднего образования и в примерной программе.
№ урока | Запись темы в электронном журнале | Тема урока | Количество часов |
I. Сочинение как текст. Основные признаки текста – 2 ч. |
1 | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений | 1 |
2 | Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы | Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением - рассуждением. Сочинение - рассуждение. Рассуждение - доказательство, рассуждение - опровержение | 1 |
II. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению– 6 ч. |
3 | Соответствие определѐнной стилистике, типу текста (описание, повествование, рассуждение) | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Художественная литература как искусство слова. Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно - тематического содержания произведения. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. Подготовка докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. | 1 |
4 | Выбор темы сочинения. Тема сочинения как доказательство или опровержение | 1 |
5 | Выбор эпиграфа к сочинению. Цитирование. Использование цитат в сочинении. | Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Содержание и форма. | 1 |
6 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | 1 |
7 | Отбор материала, систематизация фактического материала | Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. | 1 |
8 | Планирование будущего текста. Виды планов к сочинению. Развернутый план работы над сочинением – рассуждением. | 1 |
III. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе – 5 ч. |
9 | Теоретико-литературные понятия. И их роль в сочинении. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман - эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. | 1 |
10 | Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины. | Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины; анализ сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала | 1 |
11 | Своеобразие жанров: литературно - критическая статья, рецензия, эссе, очерк. | Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Стиль. | 1 |
12 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно - тематического содержания произведения. | 1 |
13 | Зависимость структуры сочинения от его типа. | 1 |
IV. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам – 2 ч. |
14 | Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство. Обоснование тезиса. Аргументы. Способ доказывания | Классификация сочинений по проблематике | 1 |
15 | Рассуждение-опровержение. Способы опровержения | Классификация сочинений по тематике и жанра. Подбор тем сочинений, анализ тем сочинений | 1 |
V. Своеобразие жанров сочинений – 8 ч. |
16 | Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений. | Создание коллективного плана сочинения любого жанра, анализ сочинений, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра | 1 |
17 | Значимость фактического материала в работе над сочинением-рассуждением. | Создание коллективного плана сочинения любого жанра, анализ сочинений, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра | 1 |
18 | Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана | 1 |
19 | Составление плана сочинения, подбор фактического материала | 1 |
20 | Вступительная часть сочинения в зависимости от жанра. Виды вступлений (историческое, историко - литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др) | 1 |
21 | Тезис, доказательства, аргументы. | 1 |
22 | Художественные средства и их роль | 1 |
23 | Сочинение-характеристика. Особенности. Рассуждение об одном литературном герое | Создание коллективного плана сочинения любого жанра | 1 |
VI. Выбор темы сочинения. Структура сочинения – 5 ч. |
24 | Практическое занятие. Работа над образом конкретного литературного героя | Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа, составление планов (простых, сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра | 1 |
25 | Сравнительная характеристика героев. | Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование | 1 |
26 | Практикум. Черты сходства и черты различия героев. Обломов и Штольц, Гринѐв и Швабрин | Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа | 1 |
27 | Групповая характеристика литературных героев. | Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа, составление планов (простых, сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра | 1 |
28 | Практикум. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мѐртвые души». | Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа, составление планов (простых, сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра | 1 |
VII. Сочинение-рассуждение – 7ч. |
29 | Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Практикум (обдумывание основного тезиса, определение объема и содержания темы, составление плана, подбор аргументов и фактического материала. Разработка темы сочинения как доказательство или опровержение) | 1 |
30 | Эпизод. Значимость эпизода для понимания смысла произведения. | Обдумывание основного тезиса, определение объема и содержания темы, составление плана, подбор аргументов и фактического материала. | 1 |
31 | Анализ и рецензирование эпизода, Л. Н. Толстой «Война и мир». | 1 |
32 | Анализ стихотворения в школьном сочинении | Устное сочинение по плану, анализ планов; составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству одного писателя, двух писателей. Сочинение - характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения - сравнения. Сочинение - характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера | 1 |
33 | Имманентный анализ. | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. Защита учащимися сочинений разных жанров | 1 |
34 | Интертекстуальный анализ. | Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий | 1 |
35 | Подведение итогов работы за год. | | 1 |
№ урока | Запись темы в электронном журнале | Тема урока | Количество часов |
1 | Повторение. Сочинение как текст. Классификация сочинений. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. | 1 |
Теоретическая работа и анализ образцовых эссе (8 часов) |
2 | Знакомство с эссе как литературным произведением. | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа. | 1 |
3 | Определение признаков жанра на конкретных примерах | Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа. | 1 |
4 | Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. | Зависимость структуры сочинения от его типа. | 1 |
5 | Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. | Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. | 1 |
6 | Рецензия на авторские эссе и ученические эссе. | Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения. | 1 |
Практика написаний эссе на различные темы (12 часов) |
7 | Тексты о национальных отношениях (проблема единства народов и культур, проблема толерантности) | Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения. | 1 |
8 | Тексты о войне (проблема героизма и патриотизма, антигуманная сущность войны,) | 1 |
9 | Тексты о войне (проблема сохранения человечности на войне) | 1 |
10 | Тексты о природе (проблема негативного влияния человека на природу). | 1 |
11 | Тексты о природе (проблема духовного родства человека и природы, проблемы экологического характера) | 1 |
12 | Тексты патриотического характера. «Умом Россию не понять…» | 1 |
13 | Тексты социально-нравственной проблематики (проблема активной гражданской позиции, проблема ответственности) | 1 |
14 | Тексты социально-нравственной проблематики (проблема милосердия) | 1 |
15 | Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи | Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения. | 1 |
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы (14 часов) |
16 | Жанровые особенности сочинения-рассуждения Разница между сочинением -рассуждением и эссе. | Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение - рассуждение. | 1 |
17 | Значимость цитат в сочинениях- рассуждениях | Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение - рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. | 1 |
18 | Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы | Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. | 1 |
19 | Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Типы комментирования. | 1 |
20 | Практическая работа. Формулировка проблем разных текстов. Комментарий к ним. | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. | 1 |
21 | Выявление и формулировка авторской позиции. Оценочный характер авторской позиции. Разница между проблемой и позицией. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Авторская позиция. | 1 |
22 | Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Структура сочинения. Анализ эпизода. | 1 |
23 | Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. | Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения. | 1 |
24 | Подбор произведений в работе над сочинением. | Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. | 1 |
25 | Написание сочинений-рассуждений по текстам о языке и языковой культуре (проблема влияния массовой культуры на язык) | Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение - рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. | 1 |
26 | Написание сочинений-рассуждений по текстам о языке и языковой культуре (проблема заимствования) | 1 |
27 | Написание сочинений-рассуждений по текстам о чести и долге, гуманизме | 1 |
28 | Написание сочинений-рассуждений по текстам о милосердии. | 1 |
29 | Написание сочинения-рассуждения по исходным текстам о взаимоотношениях в семье. | 1 |
30 | Написание сочинения-рассуждения по исходным текстам о любви и дружбе. | 1 |
31 | Эмоционально - эстетическая сторона сочинения | Стилистика сочинения. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения. | 1 |
32 | Практическое занятие. Собственный эмоциональный настрой (убежденность, богатство мысли, подача их, лексическое богатство). | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа. | 1 |
33 | Практическое занятие. Введение в сочинение элементов художественного текста (ключевые слова, цитирование, переложение текста, литературная композиция, монтаж). | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. Цитирование. Использование цитат в сочинении. | 1 |
34 | Приемы правки сочинения. | Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения. | 1 |
35 | Работа над совершенствованием написанного. | 1 |