СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обычаи и обряды русского народа"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Обычаи и обряды русского народа"»

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ



Тема урока. Обычаи и обряды русского народа

Цели урока. 1. Ознакомить с обычаями и обрядами русского народа.

2. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

3. Развитие творческих способностей учащихся.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  • Приветствие гостей.

  • Проверка готовности к уроку: учебник, пенал, дневник, цветные карандаши.

II. Вводно – мотивационный этап (слайд 1)

- Ребята, сегодня на уроке, вы ознакомитесь с обрядами и обычаями русского народа, узнаете значение слов «обычай» и «обряд», должны будете запомнить, чем различаются обряды и обычаи. Я желаю вам успеха. Садитесь.

III. Словарная работа

- Сначала выясним с вами значение слов «обычай» и «обряд». В толковом словаре Ожегова дается такое определение этих слов (объяснение читает учитель).

ОБЫЧАЙ – традиционно установившиеся правила общественного поведения. Обычаи появились еще в древности, когда наши предки жили родами и племенами. (слайд 2)

- Прочитайте это определение еще раз внимательно про себя и кратко дайте определение, что же такое «обычай»? (Правила поведения людей).

ОБРЯД – совокупность определенных действий, в которых воплощается какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

- Прочитайте еще раз про себя внимательно и кратко дайте определение, что же такое «обряд»? (Конкретные действия). (слайд 3)



ЗАПОМИНАЕМ (на доске)

ОБЫЧАЙ – ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ОБРЯД – КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

- Итак, обычай – это правила поведения людей (открыть на доске) и обряд – конкретные действия (открыть на доске). На уроке мы будем говорить об обычаях и обрядах русского народа.

IV. Объяснение нового материала (слайд 4)

- Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников.

1. Что делал русский народ в будни? (Пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство).

2. Как проводили праздники? (Веселились, радовались, собирались за праздничным столом, нарядно одевались).

3. Что могли пожелать друг другу в праздничный день? (Любви, счастья, хорошего урожая, добра в доме).

- А еще они желали друг другу покоя и веселья в сердце и душе. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство. В них русский народ раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

V. Рождество (слайд 5)

- Отгадайте, что за праздник.

Среди зимы – большое торжество,

Великий праздник…

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРО РОЖДЕСТВО (слайд 6)

- Итак, Рождество – это особое время для христиан, кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу.

- А вот какие обряды совершают на Рождество вы узнаете сами, отгадав кроссворд. Работать будете в парах. За доской работает …(Пачина Полина).





Кроссворд

  1. Светлый праздник к нам идет

Сквозь пургу без санок,

И приносит Дед Мороз

Каждому…(подарок)

  1. Долгие дни вела их сюда

Явившись на небе большая… (звезда)

  1. Его ждут все – от малышей, до пап и мам

И все нарядные спешат на службу в… (храм)

  1. Рождественская песня. (колядка)

  2. И, распустив зеленые иголочки,

Красуется рождественская … (ёлочка)

- Проверяем какие слова у вас получились? Полина называет слова – отгадки, а вы поднимаете сигнальные карточки.

- Подумайте, какие же обряды связаны с Рождеством. При ответе используйте слова – отгадки. (Дарили подарки, наряжали елку, посещали храм, колядовали, трапеза начиналась, когда на небе зажигалась первая звезда).

РОЖДЕСТВО (на доске открываются карточки со словами)

НАРЯЖАЛИ ЕЛКУ

ДАРИЛИ ПОДАРКИ

ПОСЕЩАЛИ ХРАМ

КОЛЯДОВАЛИ

ТРАПЕЗА С ПЕРВОЙ ЗВЕЗДОЙ

- Итак, Рождество – это … (обычай), при котором наряжали елку, дарили подарки, колядовали, посещали храм – это … (обряд). Молодцы!

VI. Физминутка (слайд 7)

- Ель приготовила для вас физминутку. Вам надо повторять движения вместе с ней.

VII. Масленица (слайд 8)

- Что это за праздник.

Этот праздник – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним сметана и варенье

И, конечно, же икра!

- А об этом празднике нам расскажут ребята. Слушайте внимательно.

  1. Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою.

  1. Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает.

Санки с горок вниз бегут

Смех не умолкает.

  1. Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем

Будем есть их вместе.

  1. Шумно, весело пройдет

Сырная седмица,

А за ней Великий пост,

Время, чтоб молиться.

- О каких обрядах Масленицы говорится в этом стихотворении? (Пекли блины, угощали блинами, катание с гор, катание на санях).

МАСЛЕНИЦА (на доске открываются карточки со словами)

ПЕКЛИ БЛИНЫ
УГОЩАЛИ БЛИНАМИ
КАТАНИЕ С ГОР
КАТАНИЕ НА САНЯХ

- Сколько дней проходит Масленица? Русский народ сложил много пословиц и поговорок про Масленицу. Вам предстоит собрать их. Работаем в парах. Кто работу выполнит, встаньте.

- Проверяем.

- Прочитаем, получившиеся пословицы и объясним их значение. (слайд 9)



1. Масленицу провожаем, света солнце ожидаем.

2. Это Масленица идет, блин да мед несет.

3. Не все коту Масленица, будет и Великий пост!



- Итак, назовите следующий обряд и обычаи. Молодцы.

VII. Пасха (слайд 10)

- Отгадайте следующий праздник.

К нам пришел праздник праздников лучший,

Самый главный, любимый, певучий,

Торжествуйте же, люди! Все вместе

Принимайте такое известье:

Днесь Воскрес Христос! То не сказка!

Вот она долгожданная…

- А что вы знаете о Пасхе? (Празднуется всегда весной, число каждый год меняется, Пасхе предшествует Великий пост, неделя перед Пасхой называется Страстной). А когда в этом году будет Пасха?

- Пасха – это обычай или обряд? А чтобы узнать, какие обряды люди совершали на Пасху, раскрасим картинки, работая в четверках.

- Повернитесь друг к другу, образуя четверки. Выберите ответственного в каждой четверке. Поднимите ответственные руки. Вам нужно будет прикрепить готовые рисунки к доске.

- Распределите, что будет раскрашивать каждый из вас в четверках.

- Раскрашивать вы будете, пока звучит музыка. Всем понятно? Приступили к работе.

- Выйдите к доске и рассмотрите, получившиеся рисунки. Перечислите обряды.

(Красили яйца, пекли куличи, освещали куличи и пасху, христосовались, ходили на крестный ход, посещали храм).

- Итак, мы перечислили обряды.

VIII. Свадьба (слайд 11)

- Назовите этот обычай.

- Об этом обычаи вы должны были прочитать дома и подчеркнуть свадебные обряды. Откроем учебники на странице 79.

1. Назовите свадебные обряды, происходившие на Руси.

2. А как проходит свадебный обряд в наше время? Прочитайте.

3. Какой обряд сохранился и в наши дни? (слайд 12) Почему? (Чтобы узнать, кто в доме будет верховодить). Молодцы!

IX. Итог урока

- Богата наша Русь на обычаи и обряды. Веками русский народ свято чтил свои обычаи, передавая их из поколения в поколение.

- Скажите, пожалуйста, утратили ли мы интерес к тем обрядам и обычаям, о которых говорили сегодня на уроке? А какие обычаи вы еще знаете? Назовите.

X. Домашнее задание

- Подготовить рассказ об одном из тех обычаев, которые вы назвали.

XI. Игра «Горелки» (слайд 13)

Правила игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом в колонну. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит под «воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним.

Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Дин – дон, дин – дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а если «горящий» поймает одного из бегущих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.